ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
XXIII. Обряд
XXIII.1. Подготовка
XXIII.1.1. Саттвика-вриддхи-шраддха
+Перед проведением йаджны необходимо совершить поклонение Господу Вишну и Пите. Вайшнавы для этого поклоняются Божествам (арча-виграхе Вишну-таттвы) и гуру-парампаре.
+Когда самскара совершается в храме, пуджари проводит ежедневную утреннюю пуджу Божествам от имени того, для кого будет исполняться самскара. И последний должен оплатить расходы за проведение утренней пуджи в этот день (включая арати и бхогу).
+Если самскара проводится дома у жреца, живущего не в храме, то он должен провести поклонение домашнему мурти или шалаграма-шиле, предложив Им бхогу и затем предложив прасад гуру-парампаре.
+Если самскара совершается дома у каких-то семейных людей, где нет ни арча-виграхи, ни шалаграма-шилы, то можно принести туда шалаграма-шилу и провести там поклонение, или установить гхат (сосуд с кокосом), кумбху или проще - установить алтарь с изображениями Божеств, Гаура Нитай и гуру-парампары (при этом никаких особых ритуалов по установлению не требуется).
+В любом случае, прежде всего нужно провести полную арати, то есть, предложить алтарю благовония, лампаду, воду, платок, цветок, чамару и бхогу. Бхога может быть любой: начиная с простых фруктов или халавы, и кончая целым пиром. Арати должна сопровождаться киртаном или бхаджанами, прославляющими духовного учителя, вайшнавов, Гаура-Нитай и Радха-Кришну.
#Все участники церемонии должны присутствовать на арати.
XXIII.1.2. Процедура
+Предложите арати Божеству.
+Предложите гуру-парампаре несколько цветов, произнося при этом следующую мантру:
эте гандхах пушпе .....(имя ачарьи) намах
+предложите прасад гуру-парампаре, произнося следующую мантру:
идам маха-прасадам ом сарва-вайшнавебхйо намах
XXIII.2. Подбор Принадлежностей для Самскары
Для церемонии необходимы:
*Готовая йаджна-кунда (вылитая из меди, ее можно приобрести в Индии) или же квадратный кусок фанеры, размером 30x30 см, 60x60 см или 90x90 см - в зависимости от степени важности йаджны.
* Чистые кирпичи.
* Чистый песок.
* Дрова для костра (не берите сырых или гнилых), лучше всего использовать дрова из сухого и твердого дерева; поленья не должны быть толстыми, и длинной должны быть в две прадеши (прадеша - это расстояние от кончика большого пальца до кончика указательного пальца). Для йаджны можно также использовать дерево туласи. Особо благоприятное воздействие этого дерева подтверждается писаниями (разумеется, используется дерево мертвых растений).
*жидкое гхи в миске с черпаком (шрува и шрук).
*поднос для арати с:
* благовониями,
* лампадкой с фитилями на гхи,
* цветами,
* цветочными лепестками,
* чанданой (сандаловой пастой),
* несколькими бананами или смесью из сухофруктов с самагри и сухими листьями туласи,
* колокольчик,
* лампадка с фитилем на гхи, или свеча, для разожжения огня,
* немного камфары,
* панча-патра, небольшая салфетка, тряпичная или бумажная, для вытирания рук,
* спички или зажигалка,
* пучок сухой травы куша для разожжения огня, или же большая щепка, смазанная камфарой, или полено, обернутое в ткань, пропитанную гхи.
*пять видов сухих красящих порошков: желтый, черный или синий, красный, золотой и белый. В качестве золотого можно использовать куркуму, в качестве белого - рисовую муку, остальные можно сделать, смешав красители с рисовой мукой. Вместо черного порошка можно также использовать молотый черный перец, а вместо красного - красный и т.д.
* небольшой поднос с пятью видами овощей.
* небольшой поднос с пятью видами фруктов.
* небольшой поднос с пятью видами зерна.
* небольшой поднос с пятью видами пряностей.
* небольшой поднос с пятью видами цветов.
* асана для жреца и для тех, от чьего имени совершается йаджна.
* миска со смесью для предложения из ячменя, семян сезама и гхи (некоторые добавляют также рис, пшеницу и калинджи).
* Несколько цветочных гирлянд для проходящих самскару
арчайам стхандиле ‘гнау ва
сурйе вапсу хриди двидже
дравйена бхакти-йуктор‘чет
сва-гурум мам амайайа
“Дваждырожденный должен поклоняться Мне, его глубокочтимому Господу, безо всякого лицемерия, с любовью и преданностью предлагая надлежащие параферналии Моей форме Божетсва или Моей форме, проявляющейся в земле, в огне, в солнце, в воде или же в его собственном сердце”. (Бхаг. 11.27.9)
снаналанкаранам прештам
арчайам эва туддхава
стхандиле таттва-винйасо
вахнав аджйа-плитам хавих
“Дорогой Уддхава, в поклонении Божеству в храме, самыми приятными для Меня являются омовение и украшение Божества. Для Божества, нарисованного на священной земле, дороже всего процесс таттва-винйасы. А для жертвенного огня желаннее всего возлияние гхи, смешанного с ячменем и семенами сезама”. (Бхаг. 11.27.16)
#Очищение принадлежностей прокшаной (обрызнув их очищенной водой), произнесением мантр (ом астрайа пхат) и мудрой (чакра-мудрой), очищает их от всего осквернения и ото всех неблагоприятных тонких энергий.
XXIV. Каушандика
Далее следует описание йаджны (сложного жертвоприношения), предназначенного для таких крупных самскар, как обряды свадьбы или инициации. Для остальных самскар, которые обычно проводятся в более домашней обстановке, есть более упрощенное огненное жертвоприношение (хома)*143.
Перед тем, как приступить к подготовке церемонии (украшению жертвенной арены и т.д.) всем, принимающим в этом участие необходимо сделать упрощенный ачаман.
XXIV.1. Упрощенный Вариант Ачамана (шраддхана-ачамана)
Используя панча-патру с водой, омойте обе руки, капнув на них водой; держа ложечку для ачамана в левой руке, капнете несколько капель воды в ладонь правой руки*144. Глядя на воду в ладони, произнесите надлежащую мантру, а затем молча отпейте воду из углубления в ладони у основания большого пальца (брахма-тиртха)*145. В это время нужно сидеть на надлежащем сиденье, асане. Если такового нет, то сядьте на пол, согнув правое колено так, чтобы оно касалась пола, и подогнув левую ногу так, чтобы ее ступня касалась пола. Шрадхарана ачамана - это первые пять частей вишеша ачамана (полного ачамана). Вот необходимые при этом мантры:
* ом кешавайа намах
отпейте немного воды из брахма-тиртхи правой руки
* ом нарайана намах
отпейте немного воды из брахма-тиртрхи правой руки
* ом мадхавайа намах
отпейте немного воды из брахма-тиртхи правой руки
* ом говиндая намах
окропите водой свою правую руку
* ом вишнаве намах
окропите водой левую руку.
XXIV.2. Подготовление Кунды
+Предже всего, следует убрать и очистить место, где будет установлена жертвенная арена. На пол можно постелить кусок чистой материи. Если нет готовой йаджна-кунды, для сооружения ее можно использовать кусок фанеры и кирпичи. Внутренний размер кунды должен составлять одну ашту и одну мушти жреца*146. Кунду можно оградить либо одним либо тремя рядами кирпичей, соразмерно степени значимости йаджны. Для обряда свадьбы или инициации эти кирпичные ограждения должны быть равномерно замазаны глиной, смешанной с коровьим навозом, и украшены разноцветными узорами и т.п..
+Установите асану для жреца. Предпочтительнее, чтобы он сидел лицом к Божествам, или - на восток, или же, он должен сам выбрать удобное для него направление, рассматривая при этом выбранное направление как восток, а слева от него, тогда должен быть север. Дрова и гхи должны лежать справа. Пять цветных порошков кладут напротив его асаны (то есть, между его сиденьем и йаджна-кундой). Небольшие подносы с овощами, фруктами и т.д. помещают вокруг кунды. Можно также дополнительно украсить ее. Поднос для арати должен стоять слева от асаны жреца.
XXIV.3. Асана-стхапана (приготовление места для сидения):
Совершая обряд, нужно сидеть на специальной асане, так как это помогает войти в сосредоточенное умонастроение. Рекомендуется сидеть в позах либо падма-асаны, либо - свастика-асаны, ступни при этом должны быть прикрыты одеждой. Сидеть на голом полу - это сева-апарадха, оскорбление. В шастрах говорится, что асана, сделанная из дерева, камня, земли, бамбука или травы (помимо травы куша), может послужить причиной болезни, бедности и печали. Самой подходящей для вайшнавских обрядов асаной является подстилка из травы куша, шерсти или шелка.
+Положите подстилку (асану) на пол.
+Положите на нее правую руку и произнесите следующую мантру: