I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 5 страница

+ Второе возражение является продолжением первого: если преданные решают вступить в брак, то он, по определению, не может не быть успешным, так как преданные свободны от всякого материального влияния. Преданным не за чем обращаться к астрологии, поскольку они вышли из под власти своей кармы. Им нужно просто повторять маха-мантру, заниматься, по крайней мере, взаимодополняющими видами служения Кришне, и им обеспечен успех. Их союз будет идеальным, совершенно не омраченным никаким раджасом или тамасом. Чего ради беспокоитья об ограничении себя второстепенными правилами? Их можно принять во внимание только в недолгосрочном, мнимом смысле, как часть проповеди.

 

Очевидно, что эти возражения несостоятельны.

 

* Первое, основанное на отказе от следования якобы неориентированным на современный мир обычаям, само по себе неопределенно и нелогично, поскольку преданные должны тщательно придерживаться практики самскар (особенно виваха-самскары) строго и систематически, прибегая к помощи астрологии, ибо это, как ни что другое, поможет заложить основу варнашрама-дхармы, и желанной социальной и религиозной среды. И в то же самое время, безусловно, нужно учитывать обстановку, существующую в современном западном обществе; и мы можем позаботиться о том, чтобы некоторые по необходимости внесенные поправки отражались лишь на внешней форме, а не на сущности процесса.

* Второе возражение, часто звучащее, выражает, в первую очередь, недостаток оценки и адекватного восприятия фактов. Если большинство преданных, вступающих в брак, действительно находятся на трансцендентном уровне, то почему тогда в ИСККОН всего за несколько последних лет произошло так много разводов? Более того, подобное возражение являет недостаток знания о положении преданного, как и знаний об астрологии. Нельзя сказать, что преданные уже абсолютно освободились ото всей своей кармы. Особенно те, кто только встал на этот путь. Несомненно, процесс их очищения протекает быстро и интенсивно, но, все-таки, требуется некоторое время для полного сгорания всего багажа их, зачастую, тяжелого прошлого. Накопившаяся карма (санчита-карма) находится в процессе уничтожения, и когда она сгорит полностью, останется то, что называется прарабдха-кармой. Те, кто внимательно изучают шастры, хорошо знают, о чем идет речь. Кроме того, астрология, хотя и считается наукой о карме, она не ограничивается только кармой, подтверждением чему служит то, что она позволяет предсказывать явление Кришны и предоставляет нам Его гороскоп со всеми божественными знаками Его происхождения, Его личности и Его будущих качеств. Нам следует понять, что астрология, в более общем смысле, представляет собой язык, или же систему, знаков, через которые Кришна позволяет нам выяснить суть всего происходящего во времени и пространстве, доступным восприятию наших грубых и тонких чувств, и даже за их пределами...

Поэтому мы не должны пренебрежительно относиться к обращению за помощью астрологии или же к науке самскар, особенно в том, что касается брака. Ведические предписания являются частью изначальной и вечной Традиции, всегда обнаруживающей свою бесценность, независимо ни от времени, ни от обстоятельств, ни даже от мрачной аудитории Кали-юги.

Такие ведические предписания образуют своего рода рычаг, позволяющий человеку подняться, по крайней мере, до гуны добродетели и до пуньи (благочестия), благоприятствующих достижению шуддха-саттвы и вимукти (истинного освобождения).

Нам необходимо усвоить, что совершение виваха-самскары и остальных самскар, также как и обращение к астрологии, - все это имеет лишь одно назначение: способствовать духовному возвышению человека, пока у него все еще осталась привязанность к материальному телу.

 

IV.10 Подготовка к Церемонии

+К церемонии ведической свадьбы следует начать готовиться заблаговременно. Перед любой свадьбой необходимо заранее выполнить определенные административные обязанности. Положение новобрачных должно быть во всех отношениях законным.

+ Предже всего, рекомендуется, чтобы новобрачные заранее соглосовали дату своей свадьбы с опытным астрологом и с исполняющим обряд священослужителем.

+ Во Франции, когда какая-то пара хочет засвидетельствовать свой брак пред Богом, им необходимо предварительно зарегистрировать его в загсе. Это обстоятельство должно обязательно учитываться при назначении даты обряда. Чтобы оформить свой брак в загсе, необходимо пройти определенные формальности, собрать разные справки (например, о том, что человек не состоит в другом браке), официально объявить о предстоящем браке, пройти необходимые предворительные анализы (чтобы, скажем, избежать несовместимости групп крови или других неприятностей)... Если вы зарегистрировали свой брак заграницей, стоит быть в курсе законов данной страны.

+ Если будущие новобрачные обратились к астрологу, не ставя в известность жреца, собирающегося проводить обряд, им следует сообщить ему о заключении астролога относительно правильного времени для проведения церемонии, так, чтобы жрец приготовил все к ягье и выразил свое согласие или несогласие в связи с намеченной датой. Если помолвленные запланируют все заблаговременно и проконсультируются о предстоящей церемонии с действующим священослужителем, они оградят себя от возможных неприятных неожиданностей.

+ В качестве формального подтверждением тому, что проходящие обряд действительно зарегестрировали свой брак, священнослужитель спросит у них свидетельство о браке из загса. Когда священнослужителю будут предъявлены необходимые документы, он сможет убедиться в порядочности и нравственной ответственности новобрачных.

 

IV.10.1.

Подходящее Время

+Для проведения церемонии бракосочетания есть много благоприятных периодов времени:

* Время, когда солнце движется на север, то есть период между зимним и летним солнцестоянием (с 21 декабря по 21 июня).

* Период растущей луны.

* Весной, например, во время васанта-панчами (фестиваля пяти светлых дней, приходящегося на середину месяца Магх)*89.

* Дни явления Вишну-таттв (но лучше воздерживаться от бракосочетания на Джанмаштами, Радхаштами и другие праздники, приходящиеся на время, когда солнце идет на юг).

* Время, когда луна находится в созвездии Мригашира, Хаста, Мула, Уттара-пхалгуни, Уттарабхадрапада, Уттарашадха, Анурадха и Свати.

* Месяц Магха (длящийся примерно с середины января до середины февраля).

+ Свадебная церемония должна проводиться во второй половине дня, ближе к вечеру, и новобрачным при этом надлежит поститься весь день.

IV.10.2. Неблагоприятное Время

+При выборе времени для проведения свадебного обряда необходимо избегать следующих неблагоприятных периодов:

# В Индии ни одна свадьба не проводится в то время, пока солнце движется на юг (то есть, с 21 июня по 21 декабря).

* Период Чатурмасьи *90;

* Понедельник, если Пратипат титхи попадает на этот день;

* Воскресенье, если Саптами титхи выпадает на этот день;

* Последние пять дней лунного месяца, непосредственно предшествующие новолунию;

* Четвертый, восьмой и четырнадцатый день лунного месяца;

* Вторник (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);

* Суббота (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);

* Время звездных соединений (йог), таких как Вьятипата, Вайдхрити и Паригха.

* Периоды раху-кал (перечисленные ранее).

 

IV.10.3. Подходящее Место

Большинство свадебных обрядов проходит дома у отца невесты (только дхрити и чатруртхи хомы проводятся в доме мужа). Необходимо также принять во внимание следующее постановление Джи Би Си:

* (13) [Постановление от 25 декабря 1992 года] “Только получившие посвящение преданные Кришны, строго придерживающиеся данных во время посвящения обетов, могут сочетаться браком перед арча-виграхой Господа во время вайшнавского обряда (в храмах ИСККОН)”.

* Жрец ИСККОН может, в конце концов, также проводить свадебные обряды со священным огнем и для неинециированных преданных, но не перед Божествами, при условии, что нет сомнений в том, что новобрачные строго и постоянно придерживаются четырех регулирующих принципов. Лучше, чтобы такие церемонии проводились по возможности не в храме. Преданные ИСККОН, с соответствии с законами государства, регулирующими религиозные церемонии, могут брать на себя ответственность за проведение обрядов бракосочетания для других инициированных преданных”.

 

IV.11. Приготовления

IV.11.1. Украшение Невесты

+ Невесту можно украсить, следуя ритуалу, включающему шестнадцать форм украшения. Этот ритуал можно назвать “ритуалом украшения”, который проходит невеста перед свадебной церемонией:

* Ей нужно принять омовение;

* Воспользоваться эфирными маслами и кремом для лица;

* Подушить волосы ароматическими маслами;

* Накрасить глаза, щеки и т.д., используя разные оттенки и цветные краски;

* Накрасить ногти и нанести на руки благоприятные узоры и линии;

* Украсить свои стопы;

* Воспользоваться тушью для ресниц, а также ?collyrium, kajjal;

* Искусно уложить волосы на прямой прабор;

* Освежить свое дыхание;

* Накрасить губы красной или бесцветной помадой;

* Украсить волосы цветами;

* Украсить себя драгоценностями (браслетами, ножными колокольчиками и т.п.);

* Ароматизировать свое тело духами или ароматическими маслами;

* Невеста должна посмотреться в зеркало, и убедиться, все ли ей нравится;

* Во время свадебного обряда невеста должна получить синдуру;

* Во время церемонии муж должен покрыть голову невесте сари,

 

IV.11.2. Украшение Помещения

+ Помещение, где будет проходить обряд, можно украсить следующими атрибутами:

* бумажными гирляндами;

* считающимися благоприятными, листьями манго, символизирующими плодородность;

* вазами с душистыми и красивыми цветами;

* высаженными в горшки банановыми деревьями, символизирующими процветание;

* высаженными кокосовыми пальмами;

* кокосами;

* зелеными растениями;

* цветными флагами;

* пандалом или йаджна-шалой (свадебным шатром);

* благовониями и постоянно горящими лампадками с гхи,;

IV.11.3. Одежда

+ Новобрачные должны быть одеты в новые одежды, которые никогда прежде не одевались и даже не стирались, а были очищены солнцем, ветром, мантрами или панчаратрой.

# На невесте должно быть предпочтительнее всего красное, золотое или блестящее сари. Жених должен быть одет во все белое.

IV.11.4. Приготовление Угощения

 

По случаю такого события приготовьте большой пир. Если вы не хотите ничем рисковать, то дайте брахману-вайшнаву первому зажечь огонь, на котором будет готовиться свадебное угощение.

 

IV.11.5. Подготовление Необходимых Компонентов

+ Заблаговременно обсудите со жрецом, что необходимо для проведения церемонии.

* Приготовьте побольше цветочных лепестков, чтобы ими можно было обсыпать новобрачных;

* Подготовьте цветочные гирлянды: две для новобрачных, одну для жреца, другую, поменьше, - для канйа-даны, и еще несколько для родителей, свидетелей и т.д.;

* Подготовьте синдуру, кункуму, сандаловую пасту, обручальные кольца и т.п.;

* Приготовьте асаны.

 

IV.11.6. Чье Присутствие На Церемонии Особенно Желательно

 

* Родителей жениха и невесты;

* Братьев и сестер жениха и невесты (вспомните свадьбу Деваки и Васудевы, когда Камса вез свою сестру);

* Других родственников, друзей и т.д.;

* Можно также пригласить музыкантов и т.п;

 

IV.12. Предварение Свадебной Церемонии

 

+ В Индии церемонии отличаются в своих деталях в разных религиях или разных Вайшнавских религиозных школах. Но свадебный обряд, подобно театральной постановке, - это заранее разработанная процедура, где каждому отведена строго определенная роль и свой текст. Большая часть свадебных церемоний в Индии до сих пор проходят по традиции, хотя продолжительность обрядов зачастую сокращается. Раньше свадьбы могли длиться вплоть до четырех дней, но в наше время, на все может хватить и одного дня, в зависимости от того, где она проходит. В разделе, непосредственно описывающем проведение ритуалов, мы включили дополнительные хомы для индийской общины.

+ Яджур Веда содержит изысканные стихи, прославляющие качества мужчин и женщин, стихи, предназначенные специально для тех, кто собирается вступить в брак. Они могут послужить воодушевлением для новобрачных, особенно, если это индийцы. Можно также почитать о свадьбе Лакшми и Нараяны, что будет источником волнующего и оживляющего вдохновения для жреца, для новобрачных и для гостей.

# Милани: Приветствие Жениха

+ Семья невесты торжественно принимает ее будущего мужа*92, предлагая ему цветочную гирлянду и мадхупарку*93. Мадхупарка - это своего рода священный и очень благоприятный эликсир, предварительно предложенный с молитвами Кришне и тем самым еще более освященный.

#Гуру-парампара

+ Будущий муж выражает свое почтение А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, или другим духовным учителям, в зависимости от того, чей он ученик, после чего идет и садится на освященной жертвенной арене (виваха-мандапе), где будет проходить сам обряд.

# Даршана

+ Под трубные звуки раковин, сопровождаемая своими подругами, входит невеста, и садится рядом с будущим мужем, который теперь может отдать должное ее красоте.

# Свагата

+ Приветственное обращение и вступление перед церемонией. Это обращение по традиции предназначено также и для того, чтобы еще раз указать новобрачным на важность духовной жизни.

# Ачамана: Ритуал Очищения

+ Жрец и новобрачные совершают ритуал очищения водой из разных священных рек Индии, произнося ритуальные заклинания.

 

# Мангала шанти

+ Произносятся специальные мантры (ритуальные заклинания, священные гимны), чтобы оградить церемонию от всевозможных помех и затруднений.

# Стути

+Специальные мантры предлагаются Богу, чтобы Он пролил на будущую чету Свои благословения. Эти гимны восхваляют необыкновенную щедрость Господа, Его верховенство, Его благие качества, Его различные божественные имена и игры, - все, что описывается в древних ведических писаниях, таких как Брахма-самхита, Нараяна- и Лакшми-суктам...

# Санкалпа: Торжественное Объявление

+ Торжественно объявляется официальное начало свадебной церемонии.

# Канья-дана

+ Отец невесты соединяет руки своей дочери и своего будущего зятя. Он берет правую руку невесты и кладет ее на правую руку жениха, после чего кладет сверху свою руку, тем самым провозглашая, что отдает ее в жены, а в это время член семьи жениха помещает свою руку снизу, в знак радушного приема невесты, приглашая ее войти в ее новую семью.

+ Жрец окропляет все эти руки священной водой.

# Пани-граханам

+ Подруга обоих новобрачных увенчивает их соединенные руки цветочной гирляндой, символизирующей их союз. После чего новобрачные поизносят свои последние обеты.

# Мангалья-дхарана

+ Новобрачные обмениваются обручальными кольцами. Потом встают и меняются местами и одетыми на них цветочными гирляндами. После чего девушка семь раз обходит своего мужа. Затем муж ставит ей на лоб красную точку из порошка киновари, что говорит о том, что теперь она замужем*94. Потом он покрывает ее голову сари. Конец одежды мужа привязывают к концу сари невесты. Этот узел должен сохраняться в течение семи дней, символизируя неразрывность их союза.

#Агни-стхапана

+Хотя Шри Кришна, Бог, и всемогущ, Он являет Себя далеко не каждому. Эта церемони предназначена для того, чтобы попросить Его проявится в форме огня, самого тонкого материального элемента, из тех, что мы можем видеть. Так Он сможет принять наши подношения, предлагаемые пламени священного огня. Эти подношения состоят из доброкачественного зерна и очищенного топленого масла. Возлияние масла и подношение зерна сопровождается пением ведических гимнов, дарующим благие плоды. Такие гимны или мантры оканчиваются словом сваха (“Я свидетельствую”). Господь свидетельствует этому союзу, теперь освященному Им.

# Прадакшина

+ В знак почтения, новобрачные обходят вокруг божественного огня семь раз, в то время, как члены их семей осыпают их лепестками цветов и рисом. Новобрачные торжественно объявляются мужем и женой, связанными брачными узами, и затем подводятся к старшим вайшнавам за благословениями.

# Дакшина

+ Новобрачные предлагают жрецу подарки. По сути дела, их новый статус обязывает их раздавать пожервтования и милостыню. Жрец в ответ дарит им свои наилучшие пожелания.

# Прасадам

+ Церемония завершается большим пиром, состоящим из всевозможных изысканных вегетарианских блюд, вначале предложенных Верховному Господу, Шри Кришне.

 

IV.13. Гандхарва-виваха: Свадьба по Обычаю Гандхарвов

Этот вид бракосочетания совершается теми, кто уже был женат прежде, поскольку считается неблагоприятным заключать второй брак перед священным огнем, пока первый (бывший супруг или супруга) еще жив(а). Церемония очень простая, во время нее произносятся мантры, жених и невеста обмениваются гирляндами, после чего жених наносит на пробор невесты кункуму. Церемония завершается вайшнавской хомой и раздачей прасада.

 

Примечания:

*64: или “впечатление”.

*65: Слово “карми” относится к последователям дхармы, идущим путем карма-канды. Этот термин не следует использовать применительно к викарми, действующим вразрез с указаниями писаний и преследующими только артху и каму.

*66: См. Бхагавад-гиту, 4.18.

*67: См. в этой связи комментарий Вьясадевы на Йога-сутры Патанджали и статью Гопинатхи Прабху под названием “La superposition (adhyasa) pu le mecannnisme de l’illusion”, Prasna, том 2, no.7, 1996.

*68: Лакшми Капани, La notion de samskara, Colledge de France, Paris, p. 114.

*69: Лакшми Капани, La notion de samskara, Colledge de France, Paris, p. 114.

*70: См. Введение.

*71: По описаниям, данным в грихья-сутрах, церемония бракосочетания предоставляет для новобрачных возможность еще раз убедиться в том, что между ними существуют крепкие узы любви и заботы друг о друге, позволяющие им вместе справиться со всеми возможными невзгодами предстоящей жизни. Перед тем, как занять свое полноправное место лучшей половины (арадхангини) слева от мужа, невеста берет с него обеты в том, что:

- он должен защищать ее;

- он должен брать ее с собой в паломничество;

- он должен совершать жертвоприношения вместе с ней;

- он должен выполнять религиозные обязанности;

- он должен делить с ней семейные обязанности;

- он должен посвящать ее в курс дел о семейных расходах;

- он не должен стыдить ее при людях;

- он не должен нарушать регулирующих принципов или поступать безнравственно;

- он должен любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к собственной матери;

- он должен всегда, в меру своей возможности, делать все, чтобы она оставалась довольна;

Жених также просит невесту дать ему обет:

“О Возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь одна уходить в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой”.

Во время обряда сапта-пади невеста, выслушав обеты жениха, соглашается выполнять предложенные ей обеты.

*72: См. комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 3.22.15.

*73: См. комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 3.22.11.

*74: См. комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 3.22.9.

*75: См. письмо Шрилы Прабхупады Карандхаре от 9 октября 1971

*76: См. комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 3.22.13.

*77: Письмо Шрилы Прабхупады Хаягриве от 10 июля и 8 ноября 1968 года.

*78: См. Бхагавад-гиту, 18.33.

*79: Время восхода солнца каждого дня года можно найти практически в любом отрывном календаре.

*80: В ведической астрологии кармические циклы жизни чаще всего высчитываются по системе вимшоттари-даша (упоминающейся в Брихит-парашара-хора-шастрах Шрилы Парашары, Rajan Publications), основанной на максимальной, то есть 120 - годичной, продолжительности жизни человека.

*81: Слово “гана” означает “характер” или “предрасположенность”. Положение Луны в накшатре (см. далее примечания о накшатрах, лунных созвездиях зодиака) в карте рождения указывает, каков нрав человека. В зависимости от того, в какой накшатре находится луна девушки или юноши, она или он могут обладать предрасположенностью к божественному нраву (дева-гана), человеческому нраву (манушья-гана) или ракшасическому нраву (ракшаса-гана). Для тех, кто собирается пожениться предпочтительнее принадлежать к одинаковой гане, или же к взаимодополняющим.

- Накшатры Ашвини, Мригашира, Пунарвасу, Пушья, Хаста, Свати, Анурадха и Ревати указывают на принадлежность к дева-гане.

- Бхарани, Рохини, Ардра, Пурвапхалгуни, Уттарапхалгуни, Пурвашадха, Уттарашадха, Пурвабхадра и Уттарабхадра соответствуют предрасположенности к манушья-гане.

- Ракшасическая-гана определяется по накшатрам Криттики, Ашлеши, Магхи, Читры, Вишакхи, Джьештхи, Мулы, Дхаништхи и Шатабхиши.

Тем не менее, нужно понимать, что эти категории в большей степени символичны, нежели абсолютны. Фактически, человек, в чьей карте рождения Луна находится в накшатре, относящийся к божественному расположению, не обязательно в этом своем воплощении разовьет божественные качества, так же, как и тот, чей гороскоп указывает на луну в ракшасической накшатре, вовсе не становится от этого сразу же демоном...

*82: За более подробной инфомацией обратитесь к “Прашна-марге”, переведенной и прокомментированной астрологом Б.В. Раманом, Motilal Banarisdass Publishers, Дели, Индия.

*83: См. (используя метод Парашара Муни)“Джатака Чандрику” Калидаса, переведенную К. Н. Сарасатхи и Б. Ардханаресваран, Кадалангуди Хаус, Мадхрас, Индия.

*84: Зодиак (кала-чакра) состоит из 27 накшатр или лунных домов, совмещающихся с двенадцатью лунными знаками (раси). Так накшатры от 0 градусов Овна (Меша), до 29 градусов Рыб (Мина) расположены в 360 градусах зодиакального круга, разделяя его на равные секторы по 13 градусов и 20 секунд каждый. Вот порядок их расположения: 1-Ашвини (0°-13°20’), 2-Бхарани (13°20’-26°40’), 3-Криттика (26°40’-40°), 4-Рохини (40°- 53°20’), 5-Мригашира (53°20’-66°40’), 6-Ардха (66°40’-80°), 7- Пунавасу (80°-93°20’), 8-Пушья (93°20’-106°40’), 9-Ашлеша (106°40’-120°), 10-Магха (120°-133°20’), 11-Пурвапхалгуни (133°20’-146°40’), 12-Уттарапхалгуни (146°20’-160°), 13-Хаста (160°-173°20’), 14-Читра (173°20’-146°40’), 15-Свати (186°40’-200°), 16-Вишакха (200°-213°20’), 17-Анурадха (213°20’-226°40’), 18-Джьештха (226°40’-240°), 19-Мула (240°-253°20’), 20-Пурвашадха (253°20’-266°40’), 21-Уттарашадха (266°40’-280°), 22-Шравана (280° -193°20’), 23-Дхаништха (293°20’-306°40), 24-Шатабхиша (306°40-320°), 25-Пурвабхадра (320°-333°20’), 26- Уттарабхадра (333°20’-346°40’), 27-Ревати (346°40’-360°)

*85: Одна из 27 накшатр зодиака, в которой располагается Луна в карте рождения. Эту накшатру также называют джанма-накшатрой.

*86: Зодиак состоит из двенадцати раси (звездных знаков или солнечных созвездий): Овен (Меша), Телец (Вришабха), Близнецы (Митхуна), Рак (Карката), Лев (Симха), Дева (Канья), Весы (Тула), Скорпион (Вришчика), Стрелец (Дханур), Козерог (Макара), Водолей (Кумбха), Рыбы (Мина). В ведической астрологии доминирующим раси в карте рождения является лунный знак, а, не солнечный, в отличие от западной астрологии. Изучение лунного знака (лунного раси), позволяет понять природу мышления человека и его натуру.

*87: Кала-пуруша - это персонификация зодиака, в которой заключены все знаки и накшатры вселенской формы в подобие человеческого образа, располагаясь на его голове, шее , руках, ногах и т.д. Существует некоторая аналогия между кала-пурушей (макрокосмом или брахмандой) и человеческим телом (микрокосмом или пиндандой).

*88: Нади - это “каналы” или “туннели” тонкой природы, по которым циркулирует жизненный воздух (см. Сатчакра-нирупана и Пудика-Панчака Тантры). Нади, о которых идет речь здесь - это три основных канала кала-пуруши (аналогично вират рупе на уровне макрокосма и уровню микрокосма человеческого тела, или же концепции “звездного” человека в западной астрошколе). Каждая нади кала-пуруши, содержащая группу накшатр, имеет символическую связь с “каналами” жизненного воздуха (потоками вайу) в теле человека, составляющими пранамайа-кошу в тонком теле (линга-шарире или сукшма-шарире). Упомянутые здесь нади - это: Ида (левая), Пингала (правая) и Сушумна (средняя).

*89: С середины января по середину февраля.

*90: Приготовления можно начинать после заключительного дня Чатурмасьи, как только пройдет свадьба Туласи и Шалаграма.

*91: Об этой свадьбе читают во время бракосочетаний в Южной Индии.

*92: В знак приветствия брат или отец невесты наносят на лоб жениху сандаловую пасту. Эта церемония называется “тилака”. Мать невесты может также предложит ему лампадку с гхи, как это делается во время арати.

*93: Мадхупарка состоит из одной части гхи, двух частей меда и четырех частей йогурта. Гхи символизирует долгую жизнь, мед - сладость, а йогурт - чистоту.

*94: Бинди является также благоприятным знаком, отводящим дурной глаз. Его ставят между бровей, как “третий глаз”, и он излучает позитивную вибрацию. Он также символизирует любовь жены к своему мужу, нанесшему этот защитный знак ей на лоб. Этот знак также указывает на то, что данная женщина замужем, и потому другим мужчинам не следует смотреть на нее, как на желанный объект.

*95: Единственным исключением, кому разрешается жениться в храме, могут быть материальные или “духовные” вдовцы.

 

V. Грабхадхана: Зачатие

V.1. Предисловие

Эта самскара также называется нишека (извержение семени) и риту-самагам (своевременный союз).

Обряды, предназначенные для очищения человека, начинаются еще до его рождения. Первый из этих обрядов, известный как гарбхадхана-самскара, имеет своей целью очистить акт зачатия. Первое рождение человека происходит во время гарбхадхана-самскары, тогда как второе свое рождение он получает при посвящении, когда духовный учитель дает своему ученику священный шнур. Только прошедшие обе эти самскары могут действительно называться дваждырожденными*97. Именно поэтому грихастхи перед зачатием ребенка совершают гарбхадхана-самскару, тем самым отмечая начало чистой жизни будущего ребенка. Этот обряд предназначен для произведения на свет разумных, благородных и благочестивых детей.

Гарбхадхана-самскара существует не только для брахманов и дваждырожденных, а для всех, кто следует пути Вайшнавизма.

Перед тем, как мы продолжим, хотелось бы ответить на некоторые вопросы, вероятность возникновения которых вполне законна: разве может быть связь двух людей, любящих друг друга даже если они не женаты, греховной? Как можно порицать естественную потребность, естественное влечение, не имеющее своей целью причинение вреда кому-либо и не влекущее явных негативных последствий, а приносящее лишь обоюдное удовольствие?

Ответ на них довольно прост: сексуальное наслаждение необходимо человеку, но оно стягивает вниз и порабощает его.

Ведическая традиция стремится освободить человека, и потому она ограничивает подобные наслаждения рамками грихастха-ашрама.

Необходимо также усвоить, что гордость, встающая препятствием на пути самоосознания, проистекает из материалистических удовольствий. Придаваясь таким удовольствиям, человек мнит себя властелином материи, так как извлекает из нее свои наслаждения.

Также как существует три гуны материальной природы, в соответствии с ними существует три разновидности счастья в этом мире: счастье в гуне добродетели, способное вначале показаться подобным яду, но постепенно обретающее вкус нектара; в противовес ему, счастье в гуне страсти вначале кажется подобным нектару, но затем превращается в яд; счастье в гуне невежества -удел тех, кто черпает наслаждение в лености и сне, чьи умы заняты лишь едой и питьем, а не любознательностью*98.

Для живого существа стремление к счастью вполне естественно, несмотря на то, что зачастую оно лишь “пережевывает уже жеванное”; иначе говоря, “его наслаждение - ни что иное, как повторение уже испытанного им в прошлом”. То, что сперва кажется приятным, позже может оказаться подобным яду. Когда чувства человека приходят в соприкосновение с материей, он испытывает преходящие радости и горести. Чтобы избавиться от этой непрекращающейся череды наслаждений и страданий, необходимо стремиться к самоосознанию. И такое стремление может увенчаться упехом, только если человек следует многим правилам и ограничения для обуздания ума и чувств. Говорится, что “все эти процедуры трудны и горьки, словно яд, но если человек успешно следует предписаниям и поднимается до трансцендентного положения, он начинает вкушать подлинный нектар и наслаждаться жизнью”*99.

В шестой главе Второй Песни Шримад-Бхагаватам, называющейся “Подтверждение Пуруша-сукты”, в восьмом стихе сказано: “Из гениталий Господа исходят вода, семя, детородные органы, дожди и прародители. Его гениталии - это источник наслаждений, искупающий муки, которые сопутствуют зачатию ребенка”. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит: “Если бы Господь по Своей милости не снабдил детородные органы особым покрытием, позволяющим испытывать наслаждение, люди вообще перестали бы производить потомство. Этот кожный покров является источником такого острого наслаждения, что оно с лихвой возмещает все тяготы семейной жизни... Однако нельзя сказать, что эти наслаждения иллюзорны, ибо они берут начало в трансцендентном теле Господа. Иначе говоря, это наслаждение реально, но материальное осквернение придает ему извращенные формы.”