I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 2 страница

В Матсья Пуране (53.9.11) написано, что восемнадцать Пуран, содержащие 400 000 стихов, подразделяются на три категории, в соответствии с тремя гунами материальной природы:

* Пураны, относящиеся к гуне добродетели (саттвика-пураны): Вишну, Нарада, Гаруда, Падма, Вараха и Бхагавата Пураны;

* Пураны, относящиеся к гуне страсти (раджасика-пураны):

Брахма, Брахма-вайварта, Брахманда, Маркандея, Бхавишья и Вамана Пураны;

* Пураны в гуне невежества (тамасика-пураны): Матсья, Курма, Шива, Линга, Сканда и Агни Пураны.

+Саттвика-пураны прославляют Господа Вишну; раджасика-пураны - Господа Брахму; тамасика-пураны - Шиву, Дургу и Агни.

Саттвика-пураны стоят выше остальных, поскольку в них повсеместно описывается цель жизни в согласии с самбандхой (связью со Всевышним), абхидеей (процессом или способом обретения этой связи) и прайоджаной (необходимостью, целью). Из всех саттвика-пуран, Бхагавата Пурана является естественным комментарием на Веданта-сутру. Матсья Пурана (53.20.22) подтверждает то, что Бхагавата Пурана в своих 18 000 стихах описывает высшие принципы религии.

Первый стих Бхагавата Пураны включает Гаятри мантру. Эта книга является естественным комментарием на Веданта-сутру, написанным тем же самым автором, Шрилой Вьясадевой, дабы уберечь ее от неавторитетных толкований.

Падма Пурана (Уттара-кханда) подтверждает, что из всех Пуран, Бхагавата - наилучшая, ибо каждая ее строка прославляет Господа Кришну. В Сканда Пуране (Вишну-кханда 5.16.40-42) задается вопрос: “Что толку от библиотеки, если в ней нет Бхагавата Пураны?” Даже Шанкарачарья прославляет Кришну Говинду в своей Говиндаштакам, основываясь на Бхагавата Пуране.

 

I.2.10. О Том, Как Лучше Всего Использовать Термин “Ведический”

Становится очевидным, что Веда изначально в большей степени обозначала богооткровенное знание вобщем, нежели как таковой текст. Таким образом, термин “ведический” использовался для определения любого текста, вытекающего из Вед. В индийской традиции слово “ведический” применяется по отношению к любому тексту, даже если он был написан позже, если он просто и без искажений передает или объясняет знание изначальной Веды. И именно в этом смысле сейчас употребляются термины “ведический” или “Веды”. Поэтому, осуждать авторов, называющих Ведами тексты, не являющиеся частью четырех Вед было бы несправедливо. В этой книге слова “Веды” и “ведический” относятся не только к текстам четырех изначальных Вед, но, по индийскому обычаю, также и к смрити, или Традиции.

 

II. Самскары в Непосредственном Контексте

 

II.1. Варнашрама-дхарма

 

II.1.1. Пурушартхи: Четыре Цели

Ведическая Традиция учит нас, как вести жизнь одновременно успешную и приятную*41. Для тех, кто ищет чувственных наслаждений, но не хочет порабощаться ими, шрути и смрити рекомендуют стремится к достижению четырех целей, четыре пурушартх (целей человечества): дхармы (благочестия); артхи (экономического развития); камы (чувственных наслаждений); и мокши (освобождения из круговорота рождений и смертей) (Бхаг. 8.16.5). Безусловно, достичь мокши можно, только если человек уже достиг трех предыдущих целей следуя предписаниям шастр, или же полностью игнорируя эти цели и целиком посвятив себя поискам освобождения. Тем не менее, мокша представляет конечную цель этого пути, называющегося ваидика-дхарма, тогда как дхарма, артха, и кама - всего лишь долгая подготовка перед обретением мокши. Дхарма (благочестие или праведность) влечет за собой артху (экономическое процветание). Обретя артху, живое существо принимается за каму (наслаждения), и когда оно пресыщается такими пустыми удовольствиями и развлечениями, оно начинает стремиться к мокше, осовобождению. Все религиозные школы и философии Индии рекоммендуют нам достичь этого освобождения, прибегнув к изучению писаний и логике. Это освобождение представляет собой конечную цель, поскольку оно кладет конец всем материальным страданиям.

Человеческая форма жизнь - это шанс либо возвыситься (сваргапаварга), либо деградировать (тирашча пунар асья ча). Она предоставляет нам возможность обрести знание, которое освободит нас от процесса постепенной эволюции в круговороте рождений и смертей, позволяя нам восстановиться в своем изначальном духовном положении. Это и называется освобождением (апаварга). “Материальная жизнь называется паваргой, поскольку она подвергает нас пяти различным видам страданий, представленными в этом слове (паварга) буквами па, пха, ба, бха и ма. Па расшифровывается как паришрама, “тяжкий труд”. Пха относится к слову “пхена” - пена изо рта. У лошади, например, после тяжкой работы изо рта начинает идти пена. Ба занчит бхаяртха - разочарование. Несмотря на столь тяжкий труд, в конце приходит разочарование. Бха - это сокращение слова бхая, “страх”. В материальном мире каждый все время испытывает жгучий, как огонь, страх, ибо не знает, что случится в следующее мгновение. И наконец, ма расшифровывается как мритью, “смерть”. Когда человек стремится превзойти эти пять разных состояний существования - па, пха, ба, бха и ма - он достигает апаварги, осовбождения от возмездия материальной жизни”*42.

Однако эта система, обеспечивающая духовное развитие человеческого общества, основывается на варнашрама-дхарме, и может быть эффективной лишь при наличии варнашрама-дхармы. Варнашрама-дхарма, или санатана-дхарма, - это ведическая социальная система, в которой общество подразделяется на четыре варны (четыре сословия, в соответствии с естественными функциями его членов) и четыре ашрама (в данном случае имеются ввиду стадии духовной жизни, позволяющие проходящим через них поностью осознать свою духовную сущность еще до оставления материального тела).

Ниже перечисляются естественные социальные сословия общества (варны):

* брахманы (священослужители, учителя)

* кшатрии (военные, администраторы, дворяне)

* вайшьи (торговое сословие, зажиточные люди, фермеры)

* шудры (рабочие, художники, врачи, за исключением докторов, причисляющихся к брахманам).

Четыре же стадии духовной жизни (ашрамы) таковы:

* брахмачарья (жизнь целомудренного ученика, находящегося под присмотром опытного духовного учителя)

* грихастха-ашрама (общественная жизнь в семье в соответствии с предписаниями шастр)

* ванапрастха (отход от активной жизни; в это время человек странствует по святым местам, чтобы развить отречение от семьи и общества, и подготовиться к принятию отречения от мира, санньясы)

* санньяса (жизнь повижника, полностью отрекшегося от общественной и семейной жизни).

Людям надлежит следовать тридцати основным принципам, без которых, по ведической традиции, они не имеют права называться людьми. Систему варнашрамы можно ввести только там, где люди обладают этими, качествами. Вот они: правдивость, милосердие, аскетичность (соблюдение постов в определенные дни месяца), омовение дважды в день, терпение, умение отличать дурное от хорошего, владение умом, владение чувствами, ненасилие, целомудрие, щедрость, изучение священных писаний, простота, удовлетворенность, служение святым людям, постепенное отречение от излишней запутанности в материальной деятельности, понимание тщетности бессмысленной деятельности человеческого общества, молчаливость и воздержание от бесполезных разговоров, принятие во внимание положения души и тела, беспристрастная раздача пищи всем живым существам (как людям, так и животным), отношение ко всем душам (особенно к тем, что находятся в человеческих телах) как неотъемлемым частицам Всевышнего, слушание повествований о деяниях Верховной Личности Бога и наставлений данных Им, Прибежищем всех святых личностей, прославление этих деяний и наставлений, постоянное памятование этих деяний и наставлений, стремление выполнять служение, поклоняться, предлагать поклоны Господу, стать Его слугой, другом и отдать Ему самого себя. (Бхаг.7.11.8-12)

В системе варнашрама-дхарма человека, квалифицированного исполнять обряды и пожинать их благие плоды, называют адхикари. Но для обретения такой квалификации необходимо обязательно пройти самскары.

 

II.2. Две Ветви Ваидика-дхармы: Правритти-марга и Нивритти-марга

В Ведах предначертано два пути: один для правритт, тех, кто ищет материальных наслаждений (правритти-марга), а другой для нивритт, ищущих освобождения из материального рабства (нивритти-марга). Шастры призывают правритт действовать так, чтобы постепенно подойти к пути, ведущему к освобождению. Тем,кто имеет пристрастие к употреблению алкоголя и мясной пищи, Веды разрешают употреблять спиртное, есть мясо и жениться, делая все это в соответствии с предписанными ритуалами. Такого рода указания предназначены, возможно, для большинства людей, однако, не для всех. И поскольку эти предписания являются частью учения шастры, их нельзя отнести к адхарме, также как и считать, что правритты, для которых они предназначены, следуя им занимаются адхармой. Тот, кто наслаждается в соответствии с предписаниями шасты, не навлекает на себя дурной кармы. Тем не менее, по сути своей такие действия противоречат дхарме, и потому никогда не должны поощряться. Назначение подобных предписаний шастр не в поощрении чувственных наслаждений, а в том, чтобы упорядочить их, так, чтобы те, кто занят ими, смогли автоматически исправиться, постепенно возвращаясь на путь дхармы. Сам Чарака в своем трактате по медицине упомянает два этих пути: “Корнем мира и всех его бедствий является праврити, конец которому кладет нивритти. Правритти - это сплошные горести, тогда как нивритти - путь счастья”.

 

II.2.1. Правритти-марга: Первая Ветвь

Первая ветвь ваидика-дхармы охватывает только дхарму, артху и каму. Эти три цели предсталяют праврити маргу, также называемую по этому случаю триварга дхармой. Главным образом правритти марг предназначен для улучшения физических, психических и общественных условий. Следуя по этому пути можно достичь райских планет материальной вселенной и наслаждаться там обильными но быстротечными чувственными удовольствиями. Для того, чтобы по своему выбору попасть на определенную райскую планету, нужно поклоняться полубогам, являющимся ее законными правителями, следуя принципам, установленным правритти-маргой, (зачастую поклоняться нужно только какому-то одному полубогу).

Для успешного достижения трех этих целей: дхармы, артхи и камы, - человек должен следовать наставлениям писаний и научному процессу, специально предназначенным для этого. И тогда его усилия увенчаются успехом: он сможет наслаждаться жизнью не нарушая законы природы (не ставя под угрозу естественной гармонии мира)* 44. Тогда как нарушение законов природы, под властью которых находятся дхарма, артха и кама, порождает конфликты, несправедливость и раздоры. И когда гармония нарушается, уже не может быть и речи об успехе в сферах благочестия, экономического развития или наслаждения чувств. Такая опастность грозит современному обществу.

 

II.2.2. Дхарма

Сперва, следуя всевозможным правилам и ограничениям, человек должен стать праведным, а потом уже зарабатывать деньги для того, чтобы обеспечить нужды своей семьи и наслаждать свои чувства. Одной из основных потребностей материального тела является потребность в половых отношениях. И хотя это не является такой уж благородной потребностью, все же, человеку, как и животным, необходимо определенное количество удовольствия; поэтому сущесвтует институт брака. Любое усилие к наслаждению требует затраты энергии. Поэтому, чтобы не растрачивать сексуальную энергию впустую или на деятельность, приводящую к нарушению гармонии, нам необходимо упорядочить свою половую жизнь в рамках освещенного брака, или виваха-самскарой, и существующих в нем правил и ограничений.

 

II.2.2.1. Дхарма-шастры

Дхарма-шастры (такие как Ману-самхита) представляют собой своды законов и норм поведения. Хотя обычно их считают просто сводом законов, в них, как и в грихья-сутрах и Пуранах, раскрывается наука дхармы. Дхарма-шастры содержат принципы общественной жизни, обеспечивающие и гарантирующие гармонию как обществу, так и индивидууму. Назначение дхарма-шастр в том, чтобы предоставить живому сущесвту возможность совершая обряды и следуя предписаниям обрести материальное (абхйудая) и духовное (нихшреяса) преуспевание. В них разъяняется, что значит совершать благовидные поступки (пунья-карма): делать добро другим, раздавать милостыню, выказывать гостепириимство, устраивать празднества по случаю различных самскар... И наоборот, если мы не следуем этим предписаниям шастр, то наша деятельность греховна (папа), и вместо пунья-кармы мы заняты в папа-карме. В любом случае, если наша деятельность носит материальный характер, она всегда будет вести к трем видам страданий, а именно: адьятмика (страдания, проистекающие из тела и ума), адхидайвика (страдания, вызванные стихийными бедствиями) и адхибаутика (страдания, связанные с неурядицами в обществе, общине, нации, или причиняемые другими живыми существами).

Хотя Ману-самхита и является известным сводом законов, сществуют и другие дхарма-шастры, заслуживающие нашего внимания, поскольку они в большей степени применимы в нашу эпуху. Это Парашара-самхита и Вишну-самхита. В самой первой главе Парашара-самхиты объясняется, что с течением времени, от Сатья-юги к Кали-юге, предписанные обязанности и действующие правила меняются. Эти изменения происходят с приходом каждой новой юги. В соответствии с Парашара-самхитой, свод законов Ману, Ману-смрити, был в силе в Сатья-югу; в Трета-югу действовали законы Гаутамы, в Двапара - Манкхи и Ликхиты. Что же до Кали-юги, то в эту эпоху нужно следовать своду законов Парашары (П.С. 1.17-23). Разумеется, это не означает, что теперь мы должны пренебрежительно относиться к Ману-самхите; здесь речь идет лишь об особых случаях *45.

Дхарма-шастры, как и другие ведические тексты в деталях описывают правильные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а также идеальный брак и обязанности супругов. Столь подробное развитие этой темы дает нам понять, сколь серьезно рассматривается в писаниях институт брака.

 

II.2.3. Артха

Что же касается экономического развития, то ответственность за него в основном лежит на кшатриях, вайшьях, шудрах и грихастхах. Забота об экономическом преуспевании - это обязанность грихастх. Брахманы-грихастхи должны довольствоваться простой жизнью в соответствии с принципами адхьяяны, адхьяпаны, яджаны и йаджаны, другими словами, они должны стать сведущими учеными, должны учиться поклонению Верховному Господу, Шри Вишну, и учить других такому поклонению, или же даже поклонению полубогам. Брахмана должен заниматься всем этим не ожидая никакой платы или вознаграждения, хотя ему и не запрещается принимать пожертвования от тех, кого он обучает тому, как подобает жить человеку. Кшатриям же надлежит править землями, поделенными между вайшьями, которые должны возделывать их, а также заботиться о коровах и заниматься торговлей. А шудры могут работать ткачами, кузнецами, ювелирами и т.п., или выращивать хлеб и зерно.

 

II.2.3.1. Артха-шастры

Артха-шастры - это тексты, в основном говорящие о политических методах. Они также известны как раджа-дхарма (обязанности царей). Трактат Чанакья Пандита, называющийся Артха-шастрой Каутильи (Чанакья Пандит писал эту свою работу под именем Каутилья), практически единственная артха-шастра, дошедшая до наших дней. В ней Каутилья обсуждает экономическое развитие, обязанности царей, качества министров, структуру городов и деревень, сбор налогов, проведение в жизнь законов, обучение шпионов, войну и мир, защиту граждан, и так далее.

Самым крупным литературным трудом из этой области является Дханур-Веда. К сожалению, в настоящее время полный текст этой книги недоступен. Многие священные рукописи были уничтожены могольскими завоевателями, сжигавшими крупные библиотеки Индии. Социальные отношения также описаны в Махабхарате, где Бхишма, лежа на ложе из стрел, просвещает Юдхиштхиру в вопросах правления царством и обществом.

 

II.2.4. Кама-шастры

Кама-шастра переводится как “тарктат о наслаждениях”*47. Подобные писания нацелены на урегулирование наслаждений в супружеских отношениях, постоянно напоминая семейной паре об их обязанностях и о поиске наслаждений в духовной сфере. В них также обсуждаются живопись (шилпа), некоторые науки (видья) и знание искусств, известное как кала. Существуют 64 калы, к ним относятся искусство танца, пения, театральное искусство, музыка, архитектура, гимнастика, искусство всевозможных эротических поз, гигиена, скульптура, искусство макияжа, поэзия, устройство праздника и т.д.

В комментарии к Третьей Песни Шримад Бхагаватам (3.23.11), обсуждающем свадьбу Кардамы Муни и Девахути, Шрила Прабхупада пишет: “Ведические писания содержат не только духовные наставления, но и рассказывают о том, как следует жить в материальном мире, чтобы достичь высшей цели жизни - духовного совершенства”. Когда Кардама женился на Девахути, та спросила мужа о том, как ей следует подготовиться к тому, чтобы вступить с ним в интимные отношения. “Условия, благоприятные для зачатия благочестивого потомства, перечислены в “Кама-шастре”, писании, которое содержит указания о том, как сделать половую жизнь по-настоящему возвышенной. Там рассказано обо все, что для этого необходимо: о том, какой нужно выбрать дом и как украсить его, о том, какие одежды должны быть на жене и какими ех нужно пользоваться духами, притираниями и т. д., чтобы понравиться мужу. Тогда муж будет пленен красотой жены, и его ум придет в нужное состояние. Соответствующее состояние ума супругов во время зачатия создает во чреве женщины благоприятную ситуацию, и в результате у них рождаются хорошие дети”*48.

 

II.3. Нивритти-марга: Вторая Ветвь

II.3.1. Мокша

Мокша (освобождение из круговорота рождений и смертей) представляет вторую ветвь ваидика-дхармы, называющуюся нивритти-маргой. Она воплощает в себе главную цель жизни, являющуюся результатом трех предыдущих стадий: дхармы, артхи и камы.

Ортодоксальный Индуизм включает в себя шесть основных философских школ: Вайшешику, школу мудреца Канады; Ньяю, школу мудреца Гаутамы; школу Санкхьи мудреца Капилы; школу Аштанга-йоги мудреца Патанджали; школу Пурва-мимамсы (карма-мимамсы) мудреца Джаймини; Уттара-мимамсы (веданта-даршаны) мудреца Вьясадевы, на принадлежность к которой притендуют как Вайшнавы, так и последователи Шанкары, несмотря на то, что философские выводы последних отличаются от того, что представлено Шрилой Вьясадевой. Все эти школы признают, что конечной целью жизни является освобождение, хотя их представления об освобождении могут различаться (некоторые являются приверженцами монотеизма, тогда как другие - атеисты, политеисты или пантеисты...)*49 Первые четыре провозглашают, что освобождения можно достичь только через знание, в то время как пятая, школа Джаймини, полагает, что единственная возможность для этого заключается совершении благовидных поступков, приносящих хорошую карму. Шестая школа, школа Вьясадевы, известная как Уттара-мимамса, объясняет, что освобождения можно достичь исполняя предписанные обязанности в духе отречения, как любовное преданное служение Богу. Шанкарачарья, хотя и принадлежит к школе Уттара-мимамсы, учит, что нет разницы между живым существом и Богом, что противоречит учению Вьясадевы.

Шанкарачарья является воплощением Шивы. Философия Маявады безбожна (асат-чхастра); она - ни что иное, как скрытый буддизм. В Падма Пуране Шива сам подтверждает, что придет как Шанкарачарья, чтобы сбить с толку человечество: “Дорогая Парвати, в Кали-югу я приду в форме брахмана и буду учить выдуманной философии Маявады. Чтобы одурачить атеистов, я буду описывать Верховную Личность Бога не имеющей формы и качеств. И в объяснении Веданты я также представлю ту же самую философию Маявады, дабы заставить людей принять атеизм, отвергнув личностную форму Бога”. В Шива Пуране содержится указание Верховного Господа, данное Шиве: “В Кали-югу ты должен увести людей с истинного пути, выдвигая надуманное толкование Веданты, чтобы сбить их с толку”*50.

В своей книге Джайва-дхарма Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет это, описывая, как Господь Вишну сказал Майя Деви: “Я хочу, чтобы ты, чтобы уберечь преданное служение век Кали от людей с демоническим умонастроением, пленила их философией Маявады. Так они не будут беспокоить Моих преданных, наслаждающихся нектаром, вытекающим из славного пути бхакти”.

Шанкарачарья сослужил великую службу Индии, где, под влиянием Буддизма, люди пренебрегали Ведами, система варнашрамы извращалась, а брахманы отврегали санатана-дхарму. Шанкарачарья покончил с Буддизмом, трансформировав нигилистическую философию Шакьи Симхи Буддхи*51 в новую доктрину, получившую имя Маявады, основанную на изучении ведических писаний. Тем самым он открыл дверь “великим ачарьям Вайшнавам”, раскрывшим выводы Вед...

 

II.3.2. Вайшнавизм: Наиболее Полная Форма Монотеизма

Вопреки сложившимся представлениям, индийская религиозная система, известная по общим названием Индуизма, не является формой политеизма. Слово “Индуизм” включает в себя различные школы философской мысли, некоторые из них атеистические, другие - нигилистические, тогда как третьи, к числу которых относится и Вайшнавизм, - монотеистические. Вайшнавизм является родоночальником монотеизма. По сути дела, это можно проследить из ведических текстов, восходящих к глубинам древности. Ямуначарья в своей Махапуруша-нирнае, доказал на основе описаний Пуруша-сукты (Риг Веда, Вишну-самхита 1.22.20), Веды указывают на Вишну, как на Махапурушу.

Из всех школ монотеизма (включая Иудаизм, Католицизм и Ислам), только в Вайшнавизме раскрываются взаимоотношения индивидуального живого существа с Полным Целым, Богом. Ни одна филососфская школа не проделала столь детального исследования этого предмета. Эта сокровенная наука игнорировалась другими религиями, обычно скрываемая под такими понятиями, как мистицизм, единство или вера, так, словно духовная наука должна быть чем-то простым. Для Вайшнавов вера без философии - это просто сентиментализм, тогда как философия без веры - сухие умствования.

Вайшнавизм не только рассматривает взаимоотношения живого существа с Богом, но и учит другому основному принципу, который касаются всех нас: науке о личностной природе остальных живых существ. Вайшнав - это тот, кто понимает, кем являются остальные - какова их истинная сущность, и потому считается с ними, и всегда знает, что они вечно существуют как индивидуальные личности. Вайшнавизм учит, что мы никогда не утрачиваем своей индивидуальности и всегда остаемся отдельными, индивидуальными живыми существами*53. Вайшнавы относятся к тем редким душам, что смотят на других, не имеет значения- бедны они ли богаты, как на таких же как и они сами, полноправных личностей, имеющих свои личные взаимоотношения с Богом, пусть даже в настоящий момент и непроявленые под влиянием определенных обстоятельств. И в мире, где все не придают значения окружающим, такое отношение может вызывать лишь радость.

В Вайшнавизме Бога иногда рассматривают как друга*54, в отличие от других великих монотеистических религий, где Бог выступает в роли кормильца, неприступной личности, вызывающий благоговейный страх. В то время как остальные монотеистические школы указывают лишь на пропасть, разделяющую Бога и живых существ, Вайшнавизм постоянно демонстрирует способ заполнить эту пропасть, являющуюся всего навсего плодом людского воображения. Нам нужно просто помнить о том, что”Как Верховный Господь, так и живые существа вечны и обладают разумом. Но лишь Верховный Господь может поддерживать все живые существа”. (Катха Упанишад, 2.2.13)*55

 

II.4. Панчама-пурушартха: Пятая Пурушартха

Мы увидели, как в индийской философии четыре пурушартхи считаются четырьмя целями жизни, четырьмя целями, господствующими в человеческом обществе. Они являются хребтом, основой, на которой оно строится. Но существует еще пятая пурушартха, раскрытая главным образом Шри Чаитаньей Махапрабху в шестнадцатом веке.

Есть пять видов освобождения, которых может достичь живое существо: погрузиться в Брахман (саюджья), жить на планете Вайкунтхи (салокья), обрести тело, подобное телу Господа (сарупья), наслаждаться теми же богатствами, что и Господь (саршти) и стать приближенным Господа (самипья). Саюджья, слияние с Брахманом, никогда не признается за освобождение Вайшнавами, черпающими полное удовлетворение в служении Всевышнему с любовью и преданностью, и зачастую не заинтересованными даже и в остальных четырех видах освобождения, несмотря на то, что те легко доступны им. Такие чистые бхакты восстановили свои инепосредственные взаимоотношеня с Богом. Эти взаимоотношения могут проявлятться пятью различными способами: в нейтральности или пассивных отношениях, в служении, в дружбе, в родительской любви или в супружеской любви. Непосредственные отношеня со Шри Кришной становятся явными. только когда преданный достигает чистой любви к Богу, представляющей собой высшую пурушартху, именуемую также панчама-пурушартхой (пятой пурушартхой, высшей целью). Эта цель жизни, также. как способ ее достижения и поведение на стадии совершенства чудеснейшим образом нашли свое выражение в обитателях Вриндавана, особенно в гопи и Шримати Радхарани, вечной возлюбленной Шри Кришны.

Шри Чаитанья Махапрабху основывал на Шримад-Бхагаватам (Бхагавата Пуране) Свое учение о сокровенной науки о пятой пурушартхе: чистой любви к Богу. Таким образом, путь, указанный Бхагавата Пураной, бхагавата-виддхи, воплощает в себе высшую праману и высшее знание Абсолютной Истины.*57

Именно поэтому Вайшнавы, особенно те, что принадлежат к Брахма-мадхава-гаудия-вайшнава сампрадае, (наследником которой является ИСККОН, Движение сознания Кришны), постоянно обращаются к Бхагавата Пуране на каждом этапе своей жизни, в том числе и при совершении самскар, ибо Бхагавата Пурана является источником всех благословений. Шри Чаитанья Махапрабху и, в особенности, Его Божественная Милостиь А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья основатель Движения Харе Кришна, сделали Бхагавата Пурану легко доступной для чтения и понимания каждого, независимо от его касты, расы, культурной или религиозной принадлежности.

 

II.5. Панчаратрика и Бхагавата-виддхи

Духовный путь для Сатья-юги указан в Ведах, для Трета-юги - в смрити-шастрах, для Двапара-юги - в Пуранах, а для Кали-юги - в агамах (панчаратрика-виддхи).

Путь Панчаратрики предоставляет возможность всем, кто обращается к Вайшнавизму, извлечь благо из очистительных обрядов и церемоний, плоды которых идентичны тем, что приносят ведические яджны (ваидика: обряды, описанные в Ведах, Брахманах, Самхитах и т.д.), но упрощенных в соответствии со временем и обстоятельствами. В текущий век нам запрещается произносить ведические мантры, предназначенные для очищения. И потому нам разрешено следовать по пути Панчаратрики. Этот путь, доступ к которому открыт даже шудрам, в Кали-югу имеет даже большее значение, чем Веданта, предназначенная только для духовных аспирантов*60.

Панчаратрика-виддхи сочетает в себе ведическую и тантрическую ритуальные системы. Содержащиеся в ней ссылки на ведические писания обосновывают поклонение Вишну. Тогда как тантрический ее аспект ориентирован на саттва-гуну, гуну добродетели. Ведические мантры Панчаратрики взяты из Вед, а тантрические тексты происходят из агам, подлинных дополнений к Ведам, вышедшим из Брахманов и Араньяк. Хари-бхакти-виласа и Шат-крия-сара-дипика представляют собой труды, рассматривающие ритуалы, предназначенные для Гаудия Вайшнавов, и, следовательно, для членов Движения Сознания Кришны. Обе этих книги ссылаются более чем на 200 текстов из Вед, тантр и Панчаратрики.

Шрила Санатана Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами, по указанию Шри Чаитаньи Махапрабху, составили Вайшнавские тантры, чтобы помочь тем, кто занимается бхакти-йогой, достичь совершенства в своей духовной подготовке (садхане)*61. Наследуя их духовную линию, Движение Харе Кришна параллельно следует по обоим путям: и Бхагавад-виддхи (путь Шримад-Бхагаватам, путь чистой любви к Богу, открытый Шри Чаитаньей Махапрабху), и Панчаратрика-виддхи. Бхагавата-виддхи включает в себя процессы шраванам (слушания о Боге) и киртанам (прославления Бога). Панчаратрика-виддхи включает арчанам (поклонение Богу в храме в Его форме арчаны), ванданам (вознесение молитв Богу), дасьям (сокровенное служение Богу), сакхьям (дружбу с Господом) и атма-ниведанам (полное вручение себя Ему)*62.

Как отмечает Праси Вихари Джоши в своей книге Le retuel de la devotion Krishnaite, преуменьшать значение Шри Кришны, Его положения и поклонения Ему в индуизме, значит недооценивать и искажать эту традицию. Шри Кришна повсеместно пронизывает индийскую религиозную традицию, где Ему отводится первоочередное поклонение, основанное на агамах, Панчаратра-самхитах, Пуранах и Тантрах. “Поклонение Кришне видоизменило ведические обряды и ритуалы, наполнив их духовным содержанием, и при этом сохраняя саму Веду. Вайшнавские обряды являются продолжением традиционных ведических. Но они, в отличие от последних, зачастую уводящих с истинного пути, казась средством удовлетворения некой безличной силы, не оставляют нам никакого шанса для сомнений, так как основаны на принципе Единой Личности Бога, и в этом смысле они являют нам сокровенную суть Вед”*63.

 

Примечания:

*20: Это слово также означает “доказательство, подтверждение, свидетельство, то, что исходит из достоверного источника”.

*21: см. Шримад-Бхагаватам, 11.21.36-39.

*22: Взято из комментария Шрилы Прабхупады к Шри Чаитанья-чаритамрите Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами (Ади-лила 8.15) в переводе Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 17 томов, 1974-75 г.г.