Новый завет (Иер. 31:31-40)


1. Реципиенты завета

Таковыми являются все спасенные (Лук. 22:20, ср. 2 Кор. 3:6-18; Евр. 10:14-18; 12:24; 13:20). Это включает всех спасенных на протяжении всей истории человечества (ср. Евр. 11:39-40), равно как и избранных в будущем язычников, а также остаток Израиля, избранный в день его спасения и восстановления пред Богом (Ис. 59:20-21; Иер. 31:31; Иез. 37:26-27).[100] Не существует двух Новых заветов—одного для Израиля, а другого для Церкви, как некоторые полагают. Как показывает Новый Завет, единственный Новый завет со своим единственным Посредником (Евр. 8:6; 9:15; 12:24), применяется ко всем, кто верует в Иисуса как Спасителя от греха.


2. Обетования завета

Обетования Нового завета были предсказаны в Иеремии 31:31-40 и повторены в Евреям 8:6-13; 10:15-17. Эти обетования касаются спасения и его основных благословений, как описано в Новом Завете, той части Библии, которая имеет дело с Новым заветом.

(1) Вложить закон Свой во внутренность их (Иер. 31:33а)

В отличие от нарушения закона Моиссева непослушанием со стороны Израиля, реципиенты Нового завета не будут делать этого, потому что закон Божий будет у них в сердцах, играя руководящую роль в их жизни. Если сегодня спасенные люди повинуются Богу периодически посредством Его благодатной помощи и обеспечения (ср. Фил. 2:13), то в их будущем прославленном состоянии они будут фактически иметь Слово Его в своих сердцах и будут постоянно слушаться Его. Людям Божьим не придется носить с собой Библии, ибо Слово Его будет вечно существовать в их памяти, равно как и оказывать влияние на их жизнь. Между тем, имея юридическое прощение всех наших грехов, мы, спасенные, не можем отменить действие завета своими согрешениями.

(2) Быть им Богом (Иер. 31:33б, 34а).

Понятие “знать ГОСПОДА” относится к человеку, находящемуся в правильных взаимоотношениях с Богом, которые являются результатом божественного прощения и нового рождения (ср. Иоан. 17:3; 10:27; 1:12). Эта связь с Богом включает также правильное отношение к Нему—страх Божий (Иер. 32:39-40; 1 Пет. 1:17; 2:17). Бояться Бога—значит почитать Его (Пс. 32:8), быть в согласии с Ним (Прит. 3:7; 8:13), слушаться Его (14:2), доверять Его обетованиям (14:26) и принимать Его наставления (1:7; 15:33).

(3) Простить грехи их (Иер. 31:34).

Это означает, что долг по грехам евангельских верующих отменен за счет применения Богом той ценности, которую имеет искупительная работа Иисуса (ср. Еф. 1:7; Деян. 10:43). Заявление: “И грехов их уже не воспомяну более” относится к судебной памяти Бога. Он больше не вменит этих грехов Своему народу. То, что эти слова, касающиеся памяти, параллельны словам: “Я прощу беззакония их,” означает, что для Бога не вспоминать о грехе равнозначно тому, что Он прощает этот грех, то есть избавляет грешника от обязанности нести наказание за свои грехи.[101]


3. Обязанности завета

Для того, чтобы вступить в узы завета и переживать обещанные им благословения, человек должен проявить спасительную веру в Иисуса, Посредника Нового завета, и Его искупительную работу (Евр. 12:24; Деян. 13:32-39). Заметьте, что водного крещения для участия в завете не требуется. Как служитель Нового завета, Апостол Павел призывал людей лишь к проявлению спасительной веры в Иисуса (Деян. 20:21; 2 Кор. 3:6; 5:18-20).


4. Характер завета

Новый завет является благодатным и условным. Благодатность его в том, что Бог предлагает спасение людям, не заслуживающим этого, в качестве дара (Еф. 2:8-9); условность его в том, что требуется послушание Евангелию для того, чтобы кто-либо вступил в узы завета (Деян. 13:32-39; Рим. 1:5). Однако, это послушание не является заслуженным усилием человека. Спасительной верой милостиво наделяются те, кого Бог избрал ко спасению (Деян. 3:16; 5:31; 11:18; 2 Пет. 1:1).


5. Длительность завета

Отношения между Богом и Его людьми, согласно Его завету, будут продолжаться вечно (Иер. 31:35-37). В отличие от закона Моисеева, этот благодатный завет не является двусторонним договором, который может быть аннулирован непослушанием людей (ст. 33). Учитывая то, что все грехи их прощены в судебном порядке (Кол. 2:13), согрешения народа Божия не могут отменить завета. Однако, в том случае, если они не разбираются с теми грехами, которые известны в их жизни, следует божественное родительское наказание (Откр. 3:19).

Благодаря вечному качеству и эффективности этих обетований, данный завет описывается как “вечный” (Ис. 61:8; Иер. 32:40; Евр. 13:20) и “завет мира” (Иез. 37:26). Все, кто становятся реципиентами этого завета по вере в Иисуса как Спасителя оправданы навеки (Рим. 8:30-34). Находитесь ли вы в этих заветных отношениях с Богом?


6. Знамение или свидетельство завета

Первоначальным знамением являлось то, посредством чего завет был божественным образом утвержден,—кровь нашего Господа вместе с Его смертью и воскресением (Евр. 12:24; 13:20; Рим. 1:4; см. “Кровь Христа” в разделе Христология). Сегодня это знамение символически изображается “чашей” Вечери Господней (Лук. 20:24-28), которая напоминает нам об искупительной работе Господа—основополагающим фактом нашей веры. В будущем, это знамение завета будет выражаться в отметках распятия на теле Иисуса (Иоан. 20:24-28), а также в тех жертвах. которые будут приноситься в храме тысячелетнего царства (Иез. главы 43, 45-46). Будучи скорее памятными, нежели имеющими какую-либо силу, эти жертвоприношения будут напоминать народу Господню о Его искупительной работе, как это делает Его Вечеря сегодня.


7. Важность завета

Важность завета выражается в его спасительных обетованиях. Основанный на искупительной работе Господа, Новый завет осуществляет и заменяет спасительный аспект Авраамова завета, который предвидел грядущее Семя и те обетования, которые Иисус должен принести всем, кто доверится Ему и Его искупительной работе. Но этот завет не отменяет и не заменяет обетований ранних заветов, обещавших другие вещи, как, скажем, право Израиля на обетованную землю, которое еще будет исполнено. Новый завет устранил заветный аспект Моисеева закона (Евр. 8:6-13).

Кроме того, Новый завет будет основой будущего восстановления Израиля перед Богом, а также их брачных отношений с Ним (Иер. 31:31; Ис. 54:10; 61:8; Иер. 32:40; Иез. 16:60; Рим. 11:26-27). Фактически, все те, кто проявит спасительную веру во Спасителя в век Церкви, период скорби или век Царства, примут обещанные благословения завета. Однако, как мы уже видели, не все реципиенты этого завета являются одним народом, с одними и теми же функциями в программе Бога. Хотя спасительные обетования завета являются одинаковыми для всех евангельских верующих, нам следует разграничивать между этими благословениями и функциональными ролями [с их конкретными благословениями], которые будут играть различные группы искупленных людей. Например, хотя Церковь и будущий избранный Израиль будут иметь одни и те же спасительные благословения, обещанные Новым заветом, они будут играть различные функциональные роли во время земного тысячелетнего царства. Церковь будет невестой Христа, а Израиль будет женой Бога.