Триединство Личностей Бога

В то время, как единство подчеркивает единственность Бога, триединство говорит о том, что существуют три Лица [личностности], одновременно обладающих единой божественной природой. Обычно, мы говорим об этой истине, как о доктрине божественной Троицы. Божественная Троица состоит из трех, одновременно сосуществующих, вечных Личностей—Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28:19; 1 Иоан. 5:7). Давайте исследуем эту доктрину подробнее.

 

1. Ложные взгляды на божественную Троицу

Мыслители раннего христианства пост-новозаветного периода не имели четкой концепции по поводу доктрины Троицы. В течение третьего и четвертого веков стали возникать еретические взгляды, которые подтолкнули церковь к определению этой доктрины. Основные ложные взгляды на Троицу представлены ниже.

 

(1) Савеллианизм

Иногда называемый Модальным Монархианизмом, этот взгляд преподавался Савеллием, одним из учителей в Риме [c. 215].Его позиция заключается в том, что Бог представляет Собой Монаду [конечную единицу существа], которая выражается в трех последовательных оперативных проявлениях: Отец, как сущность, а Сын и Дух, как формы ее самовыражения. Таким образом, в процессе развития, Отец явил Себя вначале как Сын, а затем, как Дух.[15]

По сути дела, этот взгляд придерживается того, что Лица божественной Троицы представляют собой просто различные, временные [а не постоянные] формы, посредством которых Монада проявляла Себя. Этот ложный взгляд часто непреднамеренно представлялся в виде следующей ошибочной иллюстрации Троицы: вода, как твердое тело (лед), становится жидкостью, а затем превращается в пар.

В противоположность этому, Библия учит, что Члены божественной Троицы являются отличными друг от друга, вечными и сосуществующими Личностями.

 

(2) Арианство

Происходит от имени Ария, пресвитера Александрийского (4 век), который придерживался взгляда, что существует только один Бог—Бог Отец, и что Сын является личностным творением, сформированным из ничего по повелению, а Дух представляет собой безличную сущность, в отличие от Отца. Позднее арианисты рассматривали Духа Святого, как благороднейшее из творений, произведенных Сыном по приказу Отца.[16]

В противоположность этому, Библия учит, что как Сын, так и Дух Святой являются Богом, и равны Отцу по Своим сущностным качествам.

 

(3) Тритеизм

Придерживается взгляда, что Троица состоит из трех отдельных божественных сущностей; то есть существует три Бога, а не один.

В противоположность этому, Писание учит, что есть только один Бог, существующий как три отдельных вечных Личности, каждая из которых является Богом. То, что Они обладают единой божественной природой, делает их одним Богом.

 

Имея в виду все эти ложные взгляды на Троицу, мы должны быть настороже по отношению к так называемым христианским движениям, которые являются еретическими по своему учению о Троице. Такие из них, как Объединенное пятидесятническое движение, придерживаются божества Отца, Сына и Святого Духа, но отрицает то, что они являются отличными друг от друга, сосуществующими Личностями. Это—савеллианизм. Другие, как, скажем, Свидетели Иеговы, отрицают божество Господа Иисуса Христа и божество и личность Святого Духа. Это—арианизм Всякая религиозная организация, отрицающая библейское учение о Троице, не является на самом деле христианской. Теперь давайте рассмотрим библейское учение этой доктрины.

 

2. Истинная доктрина о божественной Троице

Библейскую доктрину о Троице можно обобщить следующим образом: “Существует один Бог; божественная Троица состоит из трех Лиц—Отца, Сына и Святого Духа; Отец, Сын и Дух Святой являются отличными друг от друга, сосуществующими, вечными Личностями; и как Отец, так и Сын и Дух Святой, каждый в отдельности, является полностью Богом.”

 

(1) Учение Нового Завета о Троице

Новый Завет дает нам больше деталей этой доктрины, поскольку он представляет воплощение Бога Сына и описывает различные отношения со стороны Бога Отца и служения Бога Святого Духа, касающиеся Господа Иисуса и Его народа.

1) Существует один Бог.

Это сформулировано в 1 Коринфянам 8:4; Галатам 3:20; 1 Тимофею 2:5 и подразумевается в Матфея 28:19, где существительное единственного числа “Имя” используется в формуле крещения. В отношении этого стиха, Б. Б. Уорфилд отмечал: “Не говорится: “Во имена (мн. ч.) Отца* , и Сына и Святого Духа”, ни [что еще может быть взято за эквивалент этого]: ”Во имяОтца, и во имяСына, и во имяСвятого Духа,” как если бы мы имели дело с тремя отдельными Существами. С другой стороны не говорится и так: “Во имяОтца, Сына и Святого Духа”, как если бы “Отец, Сын и Дух Святой” могли приниматься просто за три назначения одной личности. Производя величественное впечатление, эта фраза утверждает единство трех, комбинируя их всех в рамках единственного Имени; и к тому же особо подчеркивает отличность каждого друг от друга, представляя их по очереди, посредством повторяющегося артикля ... все эти три— Отец, и Сын и Святой Дух—объединены каким-то глубоким смыслом в сопричастности одному Имени.”[17]

Иисус также говорил, что Он и Его Отец—одно (Иоан. 10:30). Будучи среднего рода, “одно” означает одного Бога, а не одну личность.

2) Божественная Троица состоит из трех Личностей.

То, что божественная Троица состоит из трех Лиц, или Троицы, видно из следующих ссылок: Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:13 [слово “Бог”, появляющееся с именами других Членов божественной Троицы, относится к Отцу].

3) Члены божественной Троицы являются отличными друг от друга, сосуществующими Личностями.

Это мы видим в таких местах, как Иоанна 14:16-17, где Иисус говорит о том, что попросит Отца послать другого Утешителя, которым является Дух Святой. Эти слова указывают на то, что Иисус не думал о Себе, как об Отце или о Духе Святом. Включая Себя Самого, Он ссылается на три личности.

4) Каждый член божественной Троицы является полностью Богом.

Отец—Бог (Иоан. 6:27; Рим. 1:7; 1 Пет. 1:2), Сын—Бог ( Иоан. 1:1, 14; Рим. 9:5; Евр. 1:8; 1 Иоан. 5:20) и Дух Святой—Бог (1 Кор. 3:16; Деян. 5:3-4). Но эти Три не являются отдельными Богами с индивидуальными божественными природами. То, что они уникальным образом делятся единой божественной природой, не разделяя ее, позволяет этим трем Личностям вместе быть единым Богом, и при этом каждому из Них быть полностью Богом.[18]

 

(2) Ветхий Завет учит о Троице

Б. Б. Уорфилд пишет: “Ветхий Завет можно уподобить палате, богато убранной, но тускло освещенной. Осветив ее, мы не добавляем туда ничего такого, чего бы там не было раньше, но этот свет позволяет более ясно взглянуть на многое из того, что там находилось, но было неясным, а то и вовсе не воспринималось раньше. Тайна Троицы не открыта в Ветхом Завете, но эта тайна лежит в основании ветхозаветного пророчества, и, то тут, то там, почти попадает в поле зрения.”[19]

1) Существует один Бог.

Это утверждается во Второзаконии 6:4 и подразумевается в Исайи 45:5-6, 18, 22.

2) Божественная Троица состоит из трех Личностей.

То, что божественная Троица состоит более, чем из двух Личностей выражено в существительном множественного числа “Бог” [евр. Элохим в Быт. 1:1] и местоимениях и глаголах множественного числа: “сотворим”, “Нашему” (Быт. 1:26); “сойдем”, “смешаем” (11:7); “Нас” (3:22; Ис. 6:8). Три Личности божественной Троицы видны в Исайи 48:16 и 61:1, где Сын [Мессия] говорит в обоих отрывках (ср. Ис. 49:8-9 и Лук. 4:16-21).

3) Лица божественной Троицы являются отличными друг от друга, сосуществующими Личностями.

Эти Личности божественной Троицы определяются в различных отрывках: “ГОСПОДЬ” [Отец] отличается от “Господь” [Сын] (Пс. 109:1); “ГОСПОДЬ” имеет “Сына” (Пс. 2:7, 12; ср. Прит. 30:4); “Дух” отличается от “ГОСПОДЬ” (Чис. 27:18) и от “Бог” (Пс. 50:12-14); “Бог” Сын отличается от “Бог” Отец (Пс. 44:7-8; Евр. 1:8-9).

4) Каждое Лицо божественной Троицы является полностью Богом.

Отец называется “ГОСПОДЬ”, ветхозаветным личным именем Бога [евр. Яхве в Пс. 109:1]. И Отец, и Сын называются “Бог” (Пс. 44:7-8; Евр. 1:8-9). Сын называется “Эммануил” (Ис. 7:14, что значит “Бог с нами”) и “Отец вечности” (9:6). Как произносящий сказанное в Иеремии 31:33-34, и цитируемое в Евр. 10:15-17, Дух Святой определяется словом “ГОСПОДЬ”.

Это библейское свидетельство показывает факт божественной Троицы. Наш Бог—истинный и живой Бог—есть единый Бог, состоящий из трех одновременно существующих Личностей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Мы можем легко понять истину о том, что каждый Член божественной Троицы является Богом, и что каждый из Них является Личностью. Но непостижимо, каким образом эти три Личности обладают единой божественной природой так, что являются единым Богом, и при этом Каждый из Них в отдельности—полностью Бог, без смешения Личностей или разделения природы.

 

3. Взаимоотношения Личностей внутри божественной Троицы

Теперь мы попытаемся понять те непостижимые, вечные процессы, которые вовлечены во внутренние, органические взаимоотношения божественной Троицы. Давайте вначале рассмотрим эти взаимоотношения, а затем отношения подчиненности, вытекающие из них.

 

(1) Их отношение Друг ко Другу

1) Их состав

Традиционно теологи придерживались взгляда, как говорят и эти определения, что Бог Сын рожден Богом Отцом, а Бог Дух Святой вечно выдыхается Отцом и Сыном, или через Сына. Более того, они верили, что эти вечные внутренние действия касаются личности Сына и личности Святого Духа, а не просто их божественной природы. Они считали, что сущность не может порождать сущность или взращиваться сущностью, но личности производят личностей и взращиваются личностями в сущности. Я предпочитаю рассматривать термины “порождение” и “выдыхание” как относящиеся к божественной сущности, или природе, Сына и Святого Духа, а также описывающими то, каким образом вечный Сын и Святой Дух обладают единой божественной природой, той же, что и Отец, так что каждый из Них является Богом, и, при этом, Они не перестают быть одним Богом.

Определения “Отец” и “единородный Сын” указывают, что Отец порождает Сына (Иоан. 5:26; Пс. 2:7).[20] В соответствии с нашим человеческим опытом, порождение—это единственное действие, положившее, на мой взгляд, начало сотворению Богом личности и естественному распространению человеческой природы. Однако, со ссылкой на Бога, порождение не является ни однократным действием во времени, ни сотворением кого-либо, или чего-либо. Насколько я понимаю, посредством этого продолжающегося процесса, порождающее действие Отца делает божественную природу общей для Него и для Сына. Нет никакого сотворения личности Сына или новой божественной природы. Этим постоянным процессом, вечно существующая божественная природа передается Сыну таким образом, что остается неразделенной, и при этом ей в полной мере обладают и Отец, и Сын индивидуально. С помощью этого вечного, постоянного действия, Сын является полностью Богом, так же, как и Отец (Иоан. 10:30).

Обладая единой божественной природой, Они являются одним Богом, но не одной и той же Личностью. Теологи называют этот процесс передачи божественной природы Сыну “порождением”, а его результат “происхождением.”

Подобным образом, общая божественная природа, которой обладают Отец и Сын, передается Ими Духу Святому. Это также происходит таким образом, что она остается неразделенной, и при этом Дух Святой обладает ей в полной мере, подобно Отцу и Сыну. Определение “Дух” означает “дыхание” или “дуновение.” Это предполагает, что в отличие от “рожденного” Сына, чья божественная природа порождается Отцом, Дух Святой обладает божественной сущностью, будучи вечно выдыхаемым Отцом через Сына.[21] Я предпочитаю рассматривать это выдыхание как производимое Отцом через Сына, нежели Отцом с Сыном, чтобы избежать предположения, что Дух Святой порождается Отцом, так же, как и Сын.

2) По деятельности

Что делали эти божественные Личности от самой вечности, до того, как Они сотворили вселенную? Единственное, что нам открыто об этом,—это Их постоянное, близкое общение Друг с Другом (Иоан. 1:1, 18; 17:5).

 

(2) Их подчиненность Друг Другу

Писания показывают субординацию между Лицами божественной Троицы. Эта субординация представлена упорядочением имен и действий Личностей в подчиненные ряды, с учетом Их порядка и работы.

 

1) Их подчиненность по порядку

Порядок Их подчиненности выражается последовательностью Их имен (Матф. 28:19) и внутренними взаимоотношениями, предполагаемыми этими именами—Отец, Сын и Дух Святой (ср. Иоан. 3:16). Как мы заметили, субординация вытекает из вечных внутренних отношений, существующих между этими Личностями. Будучи Нерожденным, Отец—первый по порядку; будучи единородным, Сын—второй; и исходящий от Отца через Сына, Дух Святой—третий. Теологи называют такой порядок подчиненности, положения или звания—“онтологической субординацией,” ибо он касается состава Троицы, или сущностной конституции. Этот порядок первого, второго и третьего не должен пониматься, как представляющий качественные различия между Лицами божественной Троицы, ибо каждая из Них обладает той же божественной сущностью, полностью и одновременно, наряду с другими Двумя. Следовательно, Они имеют равнозначные качества и силы.[22]

2) Их подчиненность по деятельности
Существует также субординация Членов Троицы в Их делах, что выражено в Их внешнем отношении ко вселенной, и в том, как Они обходятся с ней. Этот порядок подчиненности иногда называется “экономической субординацией” и представлен следующей формулой: все вещи вне Троицы начинаются с [греч. ek] Отца, вступают в силу через [греч. dia] Сына, и приводятся в действие посредством [греч. en] Святого Духа. Эта субординация проявляется в раздельности, но, при этом, гармоничности тех ролей, которые Лица божественной Троицы выполняют по отношению к людям и вещам вне Них Самих, а именно:
Отец является Первопричиной, или Личностным Источником, вселенной (1 Кор. 8:6; Откр. 4:11), божественного откровения (Откр. 1:1), спасения (Иоан. 3:16-17) и Мессианских [человеческих] дел Иисуса (Иоан. 5:17; 14:10). Так, Отец инициирует и производит все это через Сына и Святого Духа.
Сын является Творительной Причиной, или Личностным Фактором, посредством которого Отец работает над совершением следующих божественных действий: сотворение и поддержание вселенной (1 Кор. 8:6; Иоан. 1:3; Кол. 1:16-17), божественное откровение (Иоан. 1:1; Матф. 11:27; Иоан. 16:12-15; Откр. 1:1), спасение (2 Кор. 5:19; Матф. 1:21; Иоан. 4:42) и Его Мессианских дел (Иоан. 5:17, 19; 6:38; 8:29; 17:4). Таким образом, Отец осуществляет все эти вещи через Сына, выступающего в качестве доверенного Лица (Агента).
Дух Святой является Динамической Причиной, или Личностной Силой, посредством которой Отец производит через Сына такие божественные действия, как: сотворение и поддержание вселенной (Быт. 1:2; Иов. 26:13; Пс. 103:30), божественное откровение (Иоан. 16:12-15; Еф. 3:5; 2 Пет. 1:21), спасение (Иоан. 3:6; 1 Кор. 6:11; Тит. 3:5; 1 Пет. 1:2) и Мессианские дела Иисуса (Ис. 61:1; Деян. 10:38). Таким образом, Отец совершает все эти дела с помощью Святого Духа, который обеспечивает их движущей силой. В итоге, вся божественная деятельность в отношении вселенной осуществляется Отцом через Сына посредством Святого Духа.

Человек не может не усомниться в природе и уникальности нашего Бога, если он не будет исполнен благоговения и хвалы. Мы будем всегда задумываться над этими священными тайнами и учиться от этого бесконечного божественного Существа. Теперь же, наша привилегия и радость, как спасенных, заключается в том, чтобы ежедневно предоставлять себя Членам Троицы: как детей и сыновей Отца, как рабов и друзей Господа Иисуса, и будучи храмами и подчиненными Духа Святого, чтобы иметь общение с Ними, и чтобы выражать нашу любовь к Ним своим доверием, послушанием и поклонением (Марк. 12:30; Иоан. 14:15, 21, 23).