Земства.

Волна контрреформ захватила в 80—90-е годы и сферу органов местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — земских начальников. Губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание.

Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".

 

Городское самоуправление.

В 1892 г, было принято новое "Городовое положение". Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества).

Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—80-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг "вправо" по всем направлениям социального, политического и государственного развития России.