Характеристика кредитно-банковской системы и ее роль в финансовой системе

Кредитно-банковская система — это совокупность бан­ков и иных кредитных организаций, осуществляющих кре­дитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товар­ных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота обра­зуются временно свободные денежные средства. Примером может служить накопление на счетах предприятий сумм амор­тизационных отчислений. Эти средства потребуются в момент реального обновления износившихся основных фондов. На­копленные денежные средства до момента их использования временно свободны. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных от­ношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций главным образом банки и иные кредитные организации. В ряде зарубежных стран и в России существует и развивается коммерческий кредит, представля­емый одной хозяйственной организацией (поставщиком) дру­гой организации (покупателю). В Российской Федерации в со­ответствии со ст. 823 Гражданского кодекса РФ в понятие коммерческого кредита включают "... предоставление креди­та, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, от­срочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг". Однако ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием.

Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприя­тий (проектов), не дожидаясь накопления собственных де­нежных фондов. Это позволяет повысить эффективность ис­пользования ресурсов, ускорить оборачиваемость средств.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система — одно из важнейших подразделений финансовой системы государ­ства. Как и вся экономика, банковская система РФ претерпе­вает изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. До 1987 г., т. е. до проведения рыноч­ных реформ, банковская система состояла из следующих зве­ньев: Государственный банк СССР (с сетью государственных трудовых сберегательных касс), Всесоюзный банк финанси­рования капитальных вложений (Стройбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк СССР).

В целях усиления воздействия государственных банков на экономическое развитие в стране в 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы. Перестроены действую­щие и образованы новые специализированные банки: Пром­стройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэко­номбанк, Госбанк.

Госбанк СССР осуществлял централизованное плановое управление денежно-кредитной системой страны и проводил единую денежно-кредитную политику государства, коорди­нировал деятельность всех банков, включая организацию рас­четов между ними, осуществлял эмиссию ценных бумаг, ре­гулирование денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета.

Промстройбанк стал проводить кредитные операции и обслуживать предприятия в промышленности, на транспор­те, связи, в сфере материально-технического снабжения.

Агропромбанк был призван обслуживать организации и предприятия в агропромышленном комплексе.

Жилсоцбанк осуществлял кредитные операции в жилищ­но-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании, социально-коммунальном хозяйстве, социально-культурном стро­ительстве, в хозяйстве, подведомственном местным советам народных депутатов, в сфере кооперативной и индивидуаль­ной трудовой деятельности.

Сберегательный банк стал обеспечивать организацию сбе­регательного дела в стране, безналичные расчеты и кассо­вое обслуживание населения, кредитование потребительских нужд трудящихся.

Внешэкономбанк был призван кредитовать предприятия и объединения, непосредственно осуществляющие экспорт­но-импортные операции. Он участвовал в кредитовании со­вместных предприятий, контролировал исполнение сводного валютного плана, экономное использование валютных ресур­сов, обеспечение и проведение расчетов по внешнеэкономи­ческим операциям.

К институтам кредитной системы СССР относились так­се международные банки: Международный банк экономи­ческого сотрудничества (стран социалистического содруже­ства) и Международный инвестиционный банк.

С 1988 г. в стране стали создаваться новые, кооператив­ные банки. Правовой основой создания кооперативных банков стал Закон СССР "О кооперации в СССР", принятый 26 мая 1988 г. Кооперативные банки организуются на паевой основе.

Второго декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР "О бан­ках и банковской деятельности в РСФСР", где была определена новая структура банковской системы страны, состоя­щая из двух уровней:

• первый уровень — Центральный банк Федерации (Банк России);

• второй уровень — коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

В центре кредитной системы на первом уровне находится государственный Центральный банк, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых и денежных отношений в стране. Функции и роль Центрально­го банка в финансовой системе изложены ниже.

На втором уровне банковской системы находятся ком­мерческие банки (акционерные, кооперативные), которые призваны обслуживать предприятия и организации всех форм собственности. Они осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприя­тиями и организациями, между предприятиями и государ­ственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции. По состоянию на 1 января 1998 г. Центральный банк России зарегистрировал 2526 коммерче­ских банков и 26 небанковских кредитных организаций. Пос­ле кризиса (август 1998 г.) численность коммерческих банков стала сокращаться.

На 1 января 2004 г. в России имелось 1668 кредитных организаций, в том числе 1329 коммерческих банков, имею­щих право на осуществление банковских операций; 1190 бан­ков, имеющих право привлечения вкладов населения.

Количество коммерческих банков имеет тенденцию к со­кращению. Центральный банк России отзывает лицензии у банков, которые не выдерживают нормативов собственных средств.

Все действующие банки для выполнения банковских опе­раций должны располагать собственным капиталом в разме­ре не менее 5 млн. евро. Банки, собственный капитал кото­рых составляет от 1 до 5 млн. евро, могут выполнять лишь ограниченный перечень операций. По данным Банка России, 40% коммерческих банков в 2003 г. имели уставный капитал менее 1 млн. евро.

По уровню специализации различают универсальную и специализированные модели банков. В России преобладают универсальные банки, которые выполняют от нескольких десятков до сотни и более видов банковских операций.

К специализированным относятся банки: ипотечные, ин­вестиционные, ссудно-сберегательные и др.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог не­движимости (зданий, сооружений, земли). Основным источником их ресурсов является выпуск собственных ценных бу­маг (закладных листов, ипотечных облигаций).

Инвестиционные банки имеют основной функцией раз­мещение на рынке акций, облигаций, выпущенных промыш­ленными и торговыми компаниями, выпуск собственных ак­ций и облигаций.

Ссудно-сберегательный банк аккумулируют доходы и сбе­режения населения и предоставляют ссуды на потребитель­ские нужды, финансирование жилищного строительства.

Для финансирования государственных программ и задач общегосударственного значения создаются государственные кредитные учреждения. Это главным образом банки реконст­рукции и развития, сельскохозяйственные банки.

Кооперативные банки (кредитные кооперативы) основа­ны на кооперативной собственности их членов (учредителей). Главная цель их деятельности не получение прибыли, а удов­летворение потребностей членов кооперативного банка в бан­ковских услугах.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассо­циации. Цель деятельности банковских союзов не получение прибыли, а защита интересов организаций —- членов союза и кооперация их деятельности по различным направлениям совершенствования банковской деятельности. В России обра­зована Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2004 г. она насчитывала 567 кредитных организа­ций, или 43% общего количества.

Операции коммерческих банков подразделяются на: пас­сивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно-посреднические и доверительные.

Ресурсы коммерческих банков складываются из собствен­ных, привлеченных и имитированных средств. Собственные средства, резервный капитал и нераспределенная прибыль составляют около 10-15% ресурсов современного коммер­ческого акционерного банка. Основная их часть (85-90%) — привлеченные средства в форме депозитов. Под депозитами понимаются как срочные, так и бессрочные (счета до востребования) вклады клиентов банка. Средства вкладов до во­стребования предназначены в основном для текущих расче­тов. Срочные вклады вносят, как правило, на длительные сроки, и банк может располагать этими вкладами, выдавая кредиты и получая за них проценты.

Помимо ссудных операций коммерческие банки оказы­вают клиентам банковские услуги — выполняют операции с валютой, размещение и хранение ценных бумаг, финансо­вую аренду (лизинг)*, факторинг** и др.

Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О бан­ках и банковской деятельности" определены основные бан­ковские операции, которые должны выполнять коммерчес­кие банки в условиях рыночной экономики, отношения меж­ду кредитной организацией и государством (Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями от 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г.,5 июля, 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.)

Особую роль в финансовой системе государства играет Сберегательный банк Российской Федерации, имеющий свою историю. В 1922 г. в СССР были учреждены государственные сберегательные кассы. В 1988 г. они были преобразованы в банк Российской Федерации (Сбербанк РФ). Учредителем банка является Центральный банк Российской Федерации. Сберегательный банк как государственный специализирован­ный банк по обслуживанию населения. В 1990 г. Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собствен­ностью РСФСР и преобразован в акционерный коммерческий Сберегательный

 


* Финансовая аренда (лизинг) состоит в том, что по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (банк) обязуется приобрес­ти в собственность указанное арендатором имущество (машины, обо­рудование и др.) у определенного им продавца и представляет аренда­тору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имуще­ства осуществляется арендодателем (банком) (Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 64- ФЗ «О лизинге» с изменениями и дополнениями).

 

** Факторинг — это передача банку предприятием управления своей дебиторской задолженности. Банк берет также обязательство финансировать по мере необходимости при помощи кредита выполне­ние финансовых обязательств предприятия. Факторинг является уни­версальной системой обслуживания клиентов, благодаря чему ускоря­ется оборачиваемость средств в расчетах.

С 1990 г. по настоящее время Сбербанк входит в банков­скую систему России и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, нормативными документами Центрального банка РФ, а также уставом Сбербанка. Согласно уставу Сберегательный банк является юридическим лицом и своими отделениями и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка РФ. Он имеет собственности обособленное имущество, учитываемое на этом самостоятельном балансе.

Уставный капитал банка сформирован в сумме 500 млрд. руб. разделен на 9 млн. обыкновенных акций и 50 млн. привиле­гированных акций. Основными акционерами Сбербанка стали также юридические и физические лица, купившие акции банка.

В настоящее время Сберегательный банк России являет­ся универсальным банком, поскольку предлагает на рынке все возможные виды банковских услуг. Основной целью банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.

К специализированным кредитно-финансовым учрежде­ниям, функционирующим в стране, относятся: инвестицион­ное акционерные банки (проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг); ссудно-сберегательные ассоциа­ции и кредитные союзы (акционируют сбережения населения, вкладывают денежный капитал в финансирование жилищ­ного строительства); страховые акционерные общества (страховые функции).

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с последующими изменениями определяет цели и функции Центрального банка РФ в условиях ры­ночной экономики. Основными целями являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы РФ;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка РФ.

Центральный банк — это эмиссионный банк. Он не об­служивает предприятия и организации. Его деятельность свя­зана с организацией денежного обращения в стране. Он осу­ществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалют­ные резервы государства. Его клиентами являются кредит­ные учреждения второго уровня банковской системы — бан­ки и небанковские учреждения.

В последние годы предприятия и население стали вы­сказывать недовольство работой коммерческих банков. Среди причин, вызывающих недовольство со стороны предприятий и организаций — клиентов коммерческих банков, можно от­метить низкий профессионализм руководящего звена коммер­ческих банков, а в ряде случаев банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интере­сы клиентов банков; использование некоторыми банками го­сударственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускорения наращивания размеров своего баланса и опе­раций, установление банками непомерно высоких процент­ных ставок за пользование банковским кредитом; задержка в проведении финансовых расчетов между клиентами и др. Все это ведет к резкому снижению уровня доверия к банковской системе и к отдельным коммерческим банкам со стороны кли­ентов и населения.

Репутация коммерческих банков была подорвана кризи­сом банковской системы, который достиг высшей точки в ав­густе 1998 г. Обострение кризиса в августе 1998 г. имели следующие внутренние проявления. Правительство России не смог­ло продолжать обслуживание и погашение внутреннего дол­га, что привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ,остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что повлекло за собой кризис в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на пред­сказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО и ОФЗ.

Банковский кризис 1998 г., затронувший деятельность более половины коммерческих банков, имел также внешние проявления:

• снижение платежеспособности коммерческих банков,
неспособность выполнять ими свои обязательства перед иностранными кредиторами и клиентами;

• снижение доверия иностранных партнеров к коммерческим банкам;

• аресты корреспондентских счетов отдельных коммер­ческих банков за рубежом, в результате чего уменьшился виток экспортной валютной выручки.

Ситуацию в банковской системе усугубил отток средств населения из банков. Только за август 1998 г. вклады населе­ния сократились на 15,1 млрд. руб., или на 10%, в валюте — на 644 млн. долл., или на 10,1%. Средства на расчетных и те­кущих счетах, депозиты предприятий и организаций за ав­густ 1998 г. уменьшились на 7,1 млрд. руб., или на 15,5%. Бан­ковский капитал сократился на 13,2%, образовались убытки в гумме 8,1 млрд. руб.*

В условиях роста численности ненадежных банков осо-5ое значение имеет проблема реструктуризации коммерче­ских банков. Под реструктуризацией банков понимаются меры, принимаемые Центральным банком на преодоление финан­совой неустойчивости и осуществление процедуры ликвидации несостоятельности банков в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций" (июль 1999 г.).

Целями реструктуризации банковской системы являются:

• выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, со­здание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;

• определение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспективы дальнейшего существования;

• сохранение и реформирование крупных неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы социальные и экономические издержки;

• восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, предприятий и организаций;

• восстановление способности банковской системы прово­дить расчеты;

• создание законодательной базы для быстрого и эффек­тивного проведения реструктуризации;

• проведение политики в поддержку развития инфраструктуры финансовых рынков: фондовых бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев;

• обеспечение прозрачности информации о банках и их финансовом состоянии;

• в усиление банковского надзора со стороны Центрально­го банка РФ за деятельностью коммерческих банков;

• в изменение организационной структуры банков (сокра­щение филиальной сети, удаление лишних управленческих звеньев и др.).

Предусмотрены были для некоторых банков ограничения на проведение отдельных банковских операций.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федера­ции и Центральным банком РФ был создан новый Российский банк развития — государственная кредитная организация по кредитованию инвестиционных проектов.

Особая роль в банковской системе отведена полевым уч­реждениям, созданным Центральным банком. Полевые уч­реждения Банка России являются государственными специа­лизированными кредитными учреждениями (банками) по об­служиванию воинских подразделений (воинских частей, уч­реждений и организаций Министерства обороны). Они могут также обслуживать иные государственные организации и учреждения, находящиеся на территории военных объектов, воинских частей, когда создание территориальных учрежде­ний Банка России невозможно. Полевые учреждения имеют­ся во всех военных округах, на флотах, группах войск в го­сударствах ближнего зарубежья (Армении, Грузии, Казах­стане, Таджикистане, Киргизии).