Методика «Наши отношения» (Е.Н. Степанов)

Данная методика выявляет степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпа­дает с его собственным мнением. Возможно выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

4. В нашем классе не принято помогать друг другу.

5. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаи­мопомощи и атмосферы в классе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.)