Методика «Наши отношения» (Е.Н. Степанов)
Данная методика выявляет степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его собственным мнением. Возможно выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать другим без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
4. В нашем классе не принято помогать друг другу.
5. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимопомощи и атмосферы в классе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.)