И способы их компенсации

 

Поскольку давление за рабочим колесом ЦБ машины больше, чем перед ним (рн > рвс) возникает осевая сила, направленная против хода потока. В многоступенчатых машинах эти силы складываются и их результирующая может достигать больших значений. Возникает проблема компенсации этих сил.

 

Способы компенсации осевых сил:

1. Двусторонний вход в рабочее колесо

 

 

 


(+): Полная компенсация

(–): Только для одноступенчатых машин большой производительности.

 

 

2. Двусторонний симметричный вход в многоступенчатую ЦБ машину

 
 

 

 


(+): Хорошая компенсация, высокий КПД

(–): Некоторые конструктивные сложности.

 

 

3. Разгрузочные отверстия в основном диске рабочего колеса

 

 
 


На радиусе Rу размещают уплотняющее кольцо К, а в теле заднего диска близ ступицы сверлят одно или несколько разгрузочных отверстий О.

R < Rу – давление с обеих сторон колеса равно р1;

R > Rу – давление с обеих сторон колеса равно р2.

 

 

(+): конструктивно просто;

(–): уменьшение объемного КПД за счет перетоков через разгрузочные отверстия.

 

 

4. Гидравлическая пята

 
 

 


П – гидравлическая пята или разгрузочный диск, который жестко крепится за последним колесом машины на валу. Давление р2 распространяется через радиальный зазор δr и давит на П слева, а в полости А справа от П поддерживается давление, близкое к р1 за счет соединения этой полости со всасывающим патрубком отводящей трубой Б. Давление, близкое к р1 может поддерживаться в полости А только если δа значительно меньше диаметра трубки Б.

 

5. Механическая пята.

Представляет собой упорные подшипники.

Зачастую используются комбинированные способы компенсации осевой силы (чаще всего в комбинации с упорными подшипниками).