И способы их компенсации
Поскольку давление за рабочим колесом ЦБ машины больше, чем перед ним (рн > рвс) возникает осевая сила, направленная против хода потока. В многоступенчатых машинах эти силы складываются и их результирующая может достигать больших значений. Возникает проблема компенсации этих сил.
Способы компенсации осевых сил:
1. Двусторонний вход в рабочее колесо
(+): Полная компенсация
(–): Только для одноступенчатых машин большой производительности.
2. Двусторонний симметричный вход в многоступенчатую ЦБ машину
(+): Хорошая компенсация, высокий КПД
(–): Некоторые конструктивные сложности.
3. Разгрузочные отверстия в основном диске рабочего колеса
На радиусе Rу размещают уплотняющее кольцо К, а в теле заднего диска близ ступицы сверлят одно или несколько разгрузочных отверстий О.
R < Rу – давление с обеих сторон колеса равно р1;
R > Rу – давление с обеих сторон колеса равно р2.
(+): конструктивно просто;
(–): уменьшение объемного КПД за счет перетоков через разгрузочные отверстия.
4. Гидравлическая пята
П – гидравлическая пята или разгрузочный диск, который жестко крепится за последним колесом машины на валу. Давление р2 распространяется через радиальный зазор δr и давит на П слева, а в полости А справа от П поддерживается давление, близкое к р1 за счет соединения этой полости со всасывающим патрубком отводящей трубой Б. Давление, близкое к р1 может поддерживаться в полости А только если δа значительно меньше диаметра трубки Б.
5. Механическая пята.
Представляет собой упорные подшипники.
Зачастую используются комбинированные способы компенсации осевой силы (чаще всего в комбинации с упорными подшипниками).