ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Текст лекции по дисциплине:
«Связи с общественностью»
На тему № 2:
«Общественность и общественное мнение»
2011г.
Тема 2. Общая характеристика связей с общественностью
1. Общественность и общественное мнение
2. Деловое общение и его формы
1. Общественность и общественное мнение
Успех деятельности любой коммерческой фирмы зависит от практического использования механизма паблик рилейшнз. Усилия специалистов PR должны быть направлены на установление двусторонних контактов с общественностью.
Деятельность специалистов PR представляет собой комплекс координированных действий по формированию общественного мнения, направленного на то, чтобы изменить это мнение и поведение людей в свою пользу.
Общественность— группа людей, сложившаяся под влиянием определенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующих на нее определенным образом.
В практике PR общественность подразделяется на закрытую и открытую.
Закрытая общественность — это сотрудники фирмы, компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине. Такую общность людей называют социальной общностью.
Открытая общественность — это широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации, идейные участники политических движений, партий и фракций.
Общественность имеет свое мнение.
Мнение каждой личности в отдельности — это ее выраженное отношение к какому-либо вопросу.
По оценке Платона(428 или 427—348 или 347 до н.э.), мнение - это чувственное познание, низший вид знания, включающего познавательный элемент. Его характерной чертой выступает неопределенность, которая является отличительным признаком от подлинного знания. Только подлинные знания позволяют человеку судить и оценивать, а также формировать правильное мнение.
По теории формальной логики Аристотеля (384—322 до н.э.), мнение составляется о тех явлениях и предметах, которые обладают неопределенностью и являются первичным суждением для получения научного знания.
Концепция мнения зависит от чувственной природы вещей, их текучести и изменчивости.
По теории Гегеля(1770—1831), общественное мнение выражается в совокупности множества собственных мнений, которые реализуются либо в суждениях о всеобщих делах, либо в советах относительно этих дел. Для Гегеля общественное мнение — это единство противоположностей истины и заблуждений. Исходя из этого, он дает следующее определение: «Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, чего народ хочет и что он думает».
В современной трактовке общественное мнение имеет следующее определение.
Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Это совокупность суждений о действительности.
Общественное мнение— это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Это консенсус, который достигается усилиями многих служб в коммерческой фирме после тщательного изучения потребностей, интересов, привычек, экономического статуса и в целом поведения основных социальных групп целевой аудитории.
Общественное мнение в коммерческой сфереопределяется как совокупность частных мнений относительно товара, услуги, которые, как имеют характер рыночных исследований о состоянии рыночной конъюнктуры, ценовой политики конкурентов и затрагивают интересы определенных слоев общества в тех регионах, где они распространяются.
Суждения и идеи, исходящие от руководителей фирм и компаний, играют большую роль в процессе убеждения и увлекают за той или, наоборот, сдерживают определенные слои общества, не определившиеся в своем выборе. Сформированное общественное мнение изменить очень трудно, так как необходимо публично и последовательно признать собственные промахи и ошибки. Известно, что общественное мнение имеет тенденцию преувеличивать значение происходящего.
Усилия специалистов по определению собственных целевых аудиторий и формированию их общественного мнения должны реализовываться с учетом ряда особенностей.
• Общественное мнение может достаточно быстро меняться, поэтому с ним надо постоянно работать.
• Формирование поведения общественности следует осуществлять с учетом всех особенностей политической, экономической и социальной обстановки в стране.
• Влияние на общественность целесообразно проводить через конкретные группы или отдельные сегменты целевых аудиторий возможных потребителей, так как не существует единой и унифицированной широкой аудитории общественности.
• Общественное мнение в основном меняется за счет происходящих конкретных событий, а не только за счет отдельных суждений и выступлений.
• Мнение целевых аудиторий, как правило, определяется непосредственными их интересами.
Поэтому одной из главных задач работы по связям с общественностью является правильное определение «своей» общественности и установление ее общественного мнения.
Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение, на первый план выступают следующие.
• Личностные факторы, т.е. совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории, их возраст, изменения в потребительских интересах, которые часто связаны с переходными периодами в жизни человека. Кроме этого, формирование спроса потребителей зависит и от рода занятий, профессиональной ориентации клиентов, влияющей на затраты времени, энергии, проведение досуга.
• Социальные факторы, отражающие происхождение людей, их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности. Эти факторы прямо влияют на формирование спроса основных потребителей товаров и услуг.
• Культурные факторы, оказывающие большое влияние на потребительские предпочтения. При этом необходимо учитывать и представителей различных субкультур — по национальности, религиозным убеждениям, спортивным, музыкальным и другим интересам.
• Психологические факторы учитывают влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами. Здесь необходимо учитывать уровень и качество образования, семейное положение, элементы мотивационной модели с учетом восприятия, усвоения, убеждения и реальных возможностей установления эффективной обратной связи с общественностью.
• Научно-технические факторы отражают уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции суперкачества.
Учет перечисленных факторов дает возможность объективно оценивать обратную связь, которая выражает любые изменения комплексе отношений с целевыми аудиториями. Реакция общественного мнения основана на оценке ожидаемого поведения общественности с учетом выделения сфер влияния каждого конкурента на рынке. Оцениваются не только общее положение в стратегических зонах фирмы, рыночная доля, качество реализуемой продукции, имидж в целом, но и положение в национальном международном рейтингах.
Функции общественного мнения изучаются по конкретным действиям целевых аудиторий, речевым выступлениям, фиксированным текстам и дифференцируются по назначению:
Ø информационная;
Ø аналитическая;
Ø оценочная;
Ø конструктивная.
Разные эпохи, этапы и условия общественного развития по-разному определяют и активизируют функции общественного мнения.
1. Информационная функцияо состоянии общественного мнения целевых аудиторий дает ответы на вопросы, почему данная компания занимает прочное место на рынке, смогла стать конкурентоспособной и выйти со своей продукцией на рынок. Благодаря реализации информационной функции стали возможными координация и интеграция коммерческой деятельности в целях получения возможной экономии за счет использования популярности фирмы, коммуникативных каналов со СМИ, активной адаптации к многочисленным рыночным изменениям.
Полный массив информационных данных о состоянии общественного мнения основных целевых аудиторий способствует:
Ø поиску новых покупателей с учетом различных факторов (климат, совокупные требования к товару, сервису, техническому обслуживанию);
Ø выбору наиболее оптимальных каналов продвижения грузов, использованием при необходимости как внутренних, так и внешних международных посредников;
Ø стимулированию нововведений с учетом среды, в которой функционирует фирма.
2. Аналитическая функция, ключевая роль в которой отводится контент-анализу (от англ. content-analysis - анализ содержания). Объективная предпосылка контент-анализа заключается в самой способности человеческого сознания к анализу и сопоставлению содержания потока различных текстов, поиску каких-либо смысловых единиц, общих, постоянных и переменных параметров. Контент-анализ возник при изучении содержания газет и стал практически использоваться в конце XIX в. как главная составляющая средств массовых коммуникаций.
Аналитическая функция изучения общественного мнения реализуется через оценку публикаций в СМИ: референдумов, пресс-конференций, собраний акционеров, опросных листов.
3. После сбора информации, ее аналитической обработки решающее значение приобретает оценочная функцияобщественного мнения, которая выражает мнение о какой-либо проблеме.
4. Оценочная функция позволяет подготовить и реализовать заключительную конструктивную функцию формирования общественного мнения.
Вывод. В результате на базе анализа собранных данных, мнений, суждений, мировоззрений целевой аудитории руководство фирмы разрабатывает систему мер, позволяющую увеличить популярность фирмы, успешно реализовать маркетинговые идеи, повысить качество и культуру обслуживания клиентов, а также опередить конкурентов.
2. Деловое общение и егоформы
Деловое общение — искусство, которое позволяет легко войти в контакт с другими людьми, партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения и достичь желаемого коммерческого результата.
Цель делового общения заключается в стремлении ведущего (коммуникатора) воздействовать на партнеров за счет использования их интересов, мотивации поведения для повышения результативности своей деятельности. Но не только результативность коммерческой деятельности является предметом делового общения. Потребность в сопереживании, желание быть понятым, оцененным тоже способствует установление деловых контактов. В конечном счете, именно эти неформальные коммуникации (межличностные отношения) неизбежно приводят к повышению эффективности взаимодействия и росту коммерческого успеха.
Установление деловых контактов должно сопровождаться соблюдением ряда принципов.
• Принцип информированности — перед вступлением в деловой контакт желательно иметь достаточную информацию об имидже партнера, его компетентности, профессионализме, финансовой обеспеченности, культурном и образовательном уровнях.
• Принцип морально-психологического настроя нацеливает участников делового общения на создание теплой, дружеской, доверительной обстановки, располагающей к откровенному диалогу.
• Принцип наименьшего действия предусматривает деловое общение с учетом четкого обоснования расходов на осуществление намеченной бизнес-операции от замысла до ее окончательной реализации в условиях минимизации совокупных затрат.
• Принцип реальных возможней организации делового общения предполагает, что коммуникатор должен предварительно оценивать свои реальные возможности области финансов, наличия важнейших элементов рыночной инфраструктуры, профессиональных кадров, необходимых для вступления в контакт с потенциальными партнерами.
• Принцип надежности. В соответствии с данным принципом необходимо на каждом этапе делового общения четко следовать выданным обещаниям, быть до конца коммерческой сделки убедительным, конструктивным и ответственным за все пункты договорных условий.
Процесс взаимопонимания в деловом общении складывается из трех основных компонентов:
1. Умение вести себя - грамотно проявлять свои чувства находить подходящие в данной стации вербальные и невербальные формы поведения, уметь быть понятным партнерам и участниками своей команды.
2. Умение понимать партнера - способность читать по внешнему поведению его мысли и чувства, предугадывать его намерения, быть проницательным.
3. Умение видеть и слышать партнера - быть внимательным к его поведению, словам, жестам, интонациям, замечать перемены во внешнем облике, внимательно слушать и понимать его.
По данным Алана Пиза, информация в процессе коммуникации передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией — на 38%, и остальные 55% информации передаются невербальными средствами — жестами рук и ног, мимикой лица говорящего, его внешним видом и окружением.
Нередко жесты более достоверно передают информацию, потому что они неосознанны и непроизвольны. В процессе личной коммуникаций важное значение имеют дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Причем в разных странах традиционно эти коммуникативно-дистанционные зоны различны. Нарушение привычной дистанции общения вызывает дискомфорт для участников. Так, в европейско-американской культуре дистанция для общения на полуофициальных приемах с небольшим количеством участников составляет от 50 до 120 см, на крупных торжественных приемах, презентациях с большим числом участников свыше 3,5 м. В восточных культурах размер дистанции значительно меньше.
Известно, что жесты ног и рук в большей степени передают подлинное состояние партнера, его эмоциональный настрой. Так, открытые ладони партнера говорят о том, что он склонен доверять, и наоборот. Перекрещенные руки или ноги создают некоторый барьер для собеседника и свидетельствуют о скованности и настороженности участника делового общения.
Для установления деловых контактов специалисты PR используют современные методы общения с учетом факторов культуры, практического опыта, искусства диалога, решая при этом следующие задачи.
• Устанавливают полезные контакты с общественностью, органами власти, акционерами, потребителями, выгодными инвесторами и поставщиками в целях формирования позитивного отношения к деятельности фирмы.
• Создают условия для успешного продвижения товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами с учетом минимизации совокупных затрат и рыночной конкуренции.
• Организуют популяризацию фирмы, ее коммерческой деятельности с помощью проведения деловых встреч, дней открытых дверей и презентаций.
Для эффективного делового общения необходимо правильно ориентироваться в ролях, состояниях и свойствах личности партнеров. Источником общения служит не только содержательная (вербальная РЕЧЬ) сторона общения, но и более тонкие коммуникативные проявления, связанные с идеомоторной (невербальной ЖЕСТЫ, МИМИКА) коммуникацией.
Идеомоторные проявления — это, как правило, неосознаваемые микродвижения мышц, возникающие в результате нервных импульсов, идущих от органов чувств. Чувствительность к этим малозаметным микродвижениям при идеомоторных проявлениях позволяет не только видеть эмоциональное состояние партнера, по и угадывать задуманное собеседником. Другими словами, идеомоторные акты при восприятии могут выполнять не всегда осознаваемую обратную связь, позволяющую определить и предугадать поведение собеседника.
Идеомоторные проявления выполняют как осведомительную, так и саморегулирующую функцию. Осведомительная функция невербального общения имеет важнейшее значение для установления эмоционального контакта между партнерами. Эмоции окрашивают поведение партнеров и заметно влияют на достижение целей делового общения. Именно эмоции наиболее ярко сопровождаются внешними проявлениями: выразительная мимика лица, жестикуляция, поза, интонация речи, походка, расширение или сужение зрачков. Часто эти эмоции проявляются неосознанно, но в отдельных случаях под контролем сознания — стиснутые кулаки, угрожающие интонации, хмурое выражение лица, соответственно саморегулирующая функция.
Иногда в процессе делового общения часто возникают психологические препятствия (коммуникативные барьеры) на пути взаимодействия между партнерами.
Коммуникативные барьеры подразделяются на барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.
1. Барьеры понимания связаны с фонетическим, логическим непониманием. Иначе говоря, эти барьеры можно отнести к смысловым.
2. Социально-культурные барьеры в деловом общении могут порождаться национальными особенностями, различиями в возрасте, профессиональной направленности.
3. Барьеры отношений — чисто психологический феномен. Такие барьеры возникают при проявлении чувства неприязни, недоверия между партнерами.
При возникновении коммуникативных барьеров необходимо соблюдать психологические законы делового общения и учитывать те факторы, которые обеспечивают эффективность коммуникации.
Важным фактором эффективной коммуникации являются выбранные стили делового общения.
Стиль делового общения — система методов и приемов воздействия на партнеров с целью результативности общения. Он включает четкий, явный и поэтапный комплекс мероприятий, основанных на знаниях возможностей партнеров, умении маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, конкретном перераспределении прав и ответственности для достижения намеченных результатов.
Во взаимодействии партнеров по бизнесу очень редко используется авторитарный стиль,предполагающий ролевой подход к достижению коммуникативных целей, при котором ведущий открыто подчеркивает свое превосходство, выдерживает заметную дистанцию иерархического положения.
Чаще партнеры придерживаются демократического стиля общения, при котором партнеры взаимодействуют на паритетных началах, в условиях взаимного уважения, взаимной выгоды, с четкой ориентацией на взаимную доверительность и ответственность.
В последнее время получает широкое распространение проблемно-целевой стилькоммерческого общения. При данном стиле делового общения партнеры всегда готовы к быстрой адаптации в соответствии с рыночными изменениями, готовы проявить взаимное понимание при непредвиденных рисках, форс-мажорных обстоятельствах и прийти на выручку друг друга.
Основные этапы делового общения: установление контакта; обсуждение вопроса или проблемы; принятие решения по достижению цели; выход из контакта.
1. Наиболее ответственным моментом делового общения является установление контакта. Прежде всего, необходимо обозначить свою открытость для общения, что достигается не только словами, но и невербальными элементами общения: заинтересованное выражение глаз, устремленных на партнера, легкая улыбка, если она уместна, наклон корпуса в сторону собеседника и т.д. После приветствия необходимо сделать паузу, чтобы дать возможность человеку ответить и включиться в общение.
2. Непосредственное обсуждение вопроса (проблемы) требует тщательной подготовки. Этап обсуждения вопроса или проблемы представляет собой деловую беседу. Это наиболее эмоциональный этап общения; он должен носить целенаправленный характер со своими закономерностями, традициями, этикой и правилами.
Успешному проведению деловой беседы предшествует тщательное ее планирование, включающее определение ее продолжительности, выбор удобного для партнера времени и места проведения, создание атмосферы взаимного доверия в процессе деловой беседы.
Необходимо быть пунктуальным и продумать место для партнера, чтобы ему было максимально удобно за столом переговоров. Деловая беседа предполагает, как правило, обращение к партнеру на «Вы». Необходимо держаться естественно, уважительно ко всем участникам, давать возможность высказаться всем, внимательно, не перебивая, выслушивать партнеров. В знак согласия можно дополнять речь собеседников краткими репликами типа: «продолжайте», «очень интересно», «понимаю», которые снимают напряженность и помогают партнеру. В конце беседы необходимо поблагодарить партнера при любом ее исходе. Целесообразно высказать надежды на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи. При прощании подают руку и проявляют другие предписанные этикетом формы внимания — встают, провожают до двери кабинета, помогают надеть пальто. Однако мера этикета зависит от контекста беседы и чутко улавливается каждым ее участником. В иных ситуациях бывает достаточно и кивка головы или рукопожатия. Но всегда необходимо до конца контакта быть сдержанным и учтивым. Одна из основных заповедей выхода из контакта — приветливость. Другая заповедь — начинать беседу всегда надо с приятного факта для партнера, что позволит создать положительную установку на дальнейшее восприятие информации. Не случайно Д. Карнеги в этих случаях дает совет: «Чтобы повлиять на человека, не вызывая обиды и негодования, начинайте беседу с похвалы и искреннего восхищения».
Любая деловая беседа включает в себя три этапа: подготовительный, ознакомительный, основной.
Подготовительный этап, или подготовка к беседе, складывается из двух частей: содержательной и подготовки по технике и форме еепроведения. Содержательная часть должна предусматривать цель и ожидаемые результаты контакта, а также принципиальные ограничения, за которые не должна выходить ваша позиция.
Ознакомительный этап предполагает использование определенного времени на самопрезентацию и ознакомление с конкретными результатами деятельности фирмы. Очень выгодным для предприятия является выпуск фирменных журналов, в которых включена информация о фирме, ее целях и задачах на перспективу, выделяются положение фирмы в национальном и международном рейтинге, описываются основные конкуренты. (А/к «Сибирь», «Трансаэро»).
3. Основной этап - обсуждение проблемы, после которого наступает этап принятия решения. Этот этап предполагает окончательный выбор варианта решения. Принятие решения осуществляется с соблюдением научной обоснованности, своевременности и обязательности выполнения. Этот этап может сопровождаться различными рисками. Успех принятого решения зависит откомпетентности фирмы спрогнозировать возможные рыночные потери на всех этапах рыночного взаимодействия — от поставщиков до конечной реализации на рынке.
4. Заключительным этапом делового общения является выход из контакта. Как правило, он завершается установлением делового партнерства. В случаях несоблюдения договоренности возникают конфликты, например, по ассортименту, по условиям поставки, финансовыми неплатежам и т.д.
Методы решения конфликтов многообразны, но самым целесообразным и рациональным способом является разрешение конфликта путем достижения договоренностей в процессе деловых переговоров. Существуют следующие правила разрешения конфликта.
• Необходимо выслушать конфликтующего, проявить внимание, сочувствие.
• Следует стараться перевести переговоры в спокойный доброжелательный тон, потому что кричащие партнеры не слышат друг друга; важно использовать интонационные возможности делового общения. Тихая интонация всегда возьмет инициативу в свои руки.
• В любом конфликте необходимо предложить конфликтующему четко сформулировать причины недовольства, основную суть конфликта. Это заставит партнера подбирать слова, логически размышлять, что будет способствовать снижению накала.
• Нельзя выдвигать сразу несколько обвинений — это может служить подстрекательством к конфликту. Когда обвинения предъявляются все сразу, у обвиняемого возникает чувство обиды и несправедливости.
• Нельзя деловой конфликт превращать в личностный, так как хорошего исхода от такого общения очень трудно ожидать.)
Контрольные вопросы:
1. Что такое общественность? Какие бывают виды общественности.
2. Раскройте понятие общественного мнения.
3. Перечислите основные формы делового общения.
4. Раскройте основные этапы проведения деловых бесед.
5. Есть ли какие-либо правило разрешения конфликтных ситуаций.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
2. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
3. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 414с.
Дополнительная:
1. Маркетинг / Под общ. Ред. В.И. Видяпина. – СПб.: Питер, 2004. – 1131 с.
2. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Данченок. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 758 с. – (Университетская серия).