Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

XX век по праву можно считать веком дизайна. Дитя промышленной революции, он молниеносно ворвал­ся в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, печатными машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплава­тельными аппаратами братьев Райт и Сикорского, косми­ческими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Панто­на. Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не трудился дизай­нер.

За чуть более чем столетнюю историю своего суще­ствования дизайн превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности со своим научно- исследовательским аппаратом, арсеналом проектно-худо­жественных средств. У дизайна появились свои «идолы» - классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна. Возникли отделы дизайна в музеях искусств. На выставке “documenta 8” 1987 года, пожалуй, самой значимой художественной выставки в мире, была впервые пред­ставлена секция дизайна. Прилив публикаций и радост­ные ретроспективы предшествовавших эпох сделали 80-е годы “ударным направлением” в истории дизайна. Все эти многочисленные выставки дизайна сфор­мировали в сознании масс представления о дизайне как равноправной части культуры.

Получившие всемирную известность такие произве­дения дизайна как мебель Jle Корбюзье, Бройера, Ма­кинтоша и Ритвельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Боты, Филиппа Старка воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров офисов и дорогих салонов. Об истории дизайна сегодня мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры, как об одном из самых моло­дых, но стремительно развивающихся видов проектно­художественной деятельности.

Как и музыка, театр, кино и другие виды искусства дизайн все чаще становится предметом спонсирования.

По мере развития дизайна перед ним с течением времени ставились постоянно разные задачи. Они расширяются и усложняются, охватывая все большие области, нежели просто формообразование продукции. Приемы в дизайне становятся все сложнее.

Как и в других видах искусства и архитектуре историки, теоретики, критики и практики дизайна все больше посвящают себя специальным областям и отдельным проблемам этого сложного и многообразного вида современной проектно-художественной деятельности.