Синтагма субъекта и предиката

Синтагма - предиката, состоящие из одного слова. Далее дается синтагма из двух слов:. Далее вводится синтагма существительное в И.п. + существительное в Р.п.: тело амёбы, тело эвглены, органелла движения и т.д. Затем происходит распространение синтагмы за счет ее лексико-грамматического наполнения:существительное в И.п. + прилагательное и существительное в Р.п.: тело простейшего животного. Проводится анализ синтагматического членения фразы и ее интонационного оформления.

Особое внимание учащихся обращается на взаимодействие синтаксического строения и интонационного оформления фразы: взаимодействие синтаксической и интонационной завершенности/незавершенности синтагм и возникновения в результате этого смысловой (коммуникативной) завершенности/незавершенности [Шустикова 1973].

В центре внимания преподавателя находится работа над слитным произношением синтагм разной степени распространенности и разнообразного лексико-грамматического состава при обучении разным видам речевой деятельности  при чтении вслух нового текста (как подготовка к такому виду устной речи как представление сообщения на семинаре или доклада), при записи со слуха фрагментов текста (как подготовка к аудированию лекций и слушанию звучащей речи в диалогической форме, например, на практических занятиях и семинарах) и т.д. Внутри синтагмы пауза не делается. Слитность произнесения синтагм разной степени распространения  показатель сформированности навыков техники чтения.

В пособии представлены синтагмы субъекта, состоящие:

● из одного существительного в И.п.: Химия /  это наука;

● изприлагательного и существительного в И.п.: Растительная клетка /  часть растительного организма;

● издвух прилагательных и существительного в И.п.: Каждая живая клетка / содержит / органические / и неорганические вещества;

● изсуществительного в И.п. и существительного в Р.п.: Молекула кислорода / состоит из 2 атомов кислорода;

● изсуществительного в И.п. и прилагательного и существительного в Р.п.: Молекула простого вещества / состоит из атомов одного элемента;

● из двух существительных в И.п.: Водород и кислород / входят в состав воды;

● из количественного числительного и существительного в Р.п.: Два атома водорода / и один атом кислорода / входят в состав молекулы воды;

● из вопросительного местоимения сколько с последующим существительным в Р.п. мн.ч. и существительным в Р.п. ед.ч.: Сколько атомов углерода / содержится в молекуле сахара?

Синтагма предиката глагольного или именного типа представлена в следующих формах:

● одиночный глагол в форме III лица ед. и/или мн.ч.: В молекуле фосфорной кислоты / содержатся / четыре атома кислорода;

● глагол с последующим словом, которое является его обязательным распространителем: Натрий и хлор / входят в состав / поваренной соли;

● глагол с последующим словом, стоящим в определенном падеже, согласно глагольному управлению: Животные клетки / не содержат хлорофилла;

● из прилагательного и существительного в И.п.: Нередко такая синтагма включает слово это. 1 (один) /  это натуральное число. Белок /  это органическое вещество;

● изсуществительного в И.п. и существительного в Р.п.: Жгутик /  это органелла движения. Или изсуществительного в И.п. и двух существительных в Р.п.: Жгутик /  это органелла движения эвглены;

● изсуществительного в И.п. и прилагательного и существительного в Р.п.: Эктоплазма /  это наружный слой цитоплазмы.

Синтагма объекта имеет следующий состав:

● существительное и прилагательное в В.п.: Живая клетка / содержит / органические вещества. Амёба имеет / постоянную форму;

● существительное и прилагательное в П.п.: Расскажите / о выделительной функции;

● существительное в П.п. и два существительных в Р.п.: Мы говорим / о процессе размножения амёбы;

return false">ссылка скрыта

● существительное в Р.п, прилагательное и существительное в Р.п.: Один атом углерода / и два атома кислорода / входят в состав / молекулы углекислого газа;

● предлог у и существительное в Р.п.: У парамеции / двигательную функцию / выполняют реснички.

Синтагма обстоятельстваможет иметь следующий состав:

● прилагательное и существительное в П.п.: Пища переваривается / в пищеварительной вакуоли. Процесс фотосинтеза / происходит / только на свету;

● предлог через, существительное в В.п. и существительное в Р.п.: Процесс дыхания у простейших / происходит / через поверхность тела.

Синтагмы смешанного типа имеют разнообразный состав.

Например, синтагма, содержащая субъект и предикат:

Клетки имеют / сложное строение.

Другой пример  синтагма, содержащая предикат и объект:

Ботаника / изучает растительные организмы. Зоология / изучает животные организмы.

Все приведенные выше синтагмы являются синтаксически незавершенными и в неконечной позиции оформляются только интонацией незавершенности (с подъемом тона), что и создает их смысловую незавершенность: требуется продолжение высказывания, т.е. интонация является формальным средством, создающим связность (целостность) текста [Шустикова 1973, 1981]. В конечной позиции синтаксически незавершенные синтагмы произносятся с интонацией завершенности (с падением тона), что указывает на законченность высказывания.

Особое внимание в процессе обучения придается синтагматическому членению сложноподчиненного предложения, произношению его частей. Если главное предложение находится в препозиции, то допускается два варианта его оформления: с интонацией завершенности (ИК-1) и с интонацией незавершенности (ИК-3, ИК-4). При интонации завершенности главной части придается большая значимость, самостоятельность.

Амёба - это одноклеточное животное, // потому что ее тело / состоит

из одной клетки.

При интонации незавершенности устанавливается более тесная смысловая связь частей сложного предложения.

Амёба  это одноклеточное животное, // потому что ее тело / состоит из одной клетки.

При препозиции придаточной части, которая является синтаксически незавершенной, возможно только один вариант интонационного оформления  с интонацией незавершенности (подъемом тона). Взаимодействие синтаксической и интонационной незавершенности создает коммуникативную незавершенность  требуется продолжить высказывание. Приведем пример.

Когда организм дышит, он поглощает кислород / и выделяет углекислый газ.