Р. Миллс. Исследование классов

 

Проект исследования должен быть грамотным, кратким и изобретательным. Это означает, что в небольшой объем затрачиваемых времени и усилий должен укладываться большой объем получаемых результатов.

Как этого добиться? Наиболее экономичен путь, при котором вы ставите такую проблему, значительную часть которой можно решить, рассуждая или изучая только ее одну. Рассуждая, мы стремимся: а) рассматривать по отдельности каждый фактологический вопрос, б) задавать их таким образом, чтобы ответы помогали нам решать последующие теоретические проблемы.

Можно выделить четыре следующие фазы решения проблемы: 1) выделение основных элементов и дефиниций темы исследования; 2) установление логических отношений между элементами и дефинициями; 3) устранение ложных утверждений, проистекающих из пропуска важных элементов, неподходящих и неясных дефиниций терминов; 4) формулирование и переформулирование фактологических вопросов. Приведу фрагмент из своего журнала, где коротко описываются обозначенные фазы составления исследовательского проекта.

<Я не готов еще к систематическому и эмпирическому изучению высших слоев общества. То, к чему я сейчас готов, заключается в выборе некоторых дефиниций и процедур, помогающих оформить план моего исследования. Первый шаг: я собираю наличный материал к плану. Второй: осмысляю наилучшие методы сбора материала, позволяющего сделать ключевые выводы. Третий: разрабатываю программу эмпирического исследования.

Высшие слои общества должны быть определены в терминах переменных. Формально (так делал Парето) это люди, имеющие в своем распоряжении наибольшую часть созданных обществом ценностей и благ. Дальше я принимаю два решения: какие переменные я беру в качестве критериев и что я понимаю под <наибольшей частью>? Решив вопрос с переменными, я конструирую оптимальные индексы, по возможности количественные, чтобы распределять в соответствии с ними население. Лишь после этого я устанавливаю, что означает <наибольшая часть>. Обычно она находится эмпирическим путем, расчетом количественных определений.

Ключевые переменные сформулированы достаточно широко, чтобы предоставить мне свободу действий при выборе индексов, и в то же время достаточно узко, чтобы оставить возможность для построения точных эмпирических индексов. Продвигаясь вперед, я постоянно вращаюсь между понятиями и индексами, руководствуясь желанием не потерять некоторые значения. Приведу четыре веберовские переменные, с которых я начинал:

1. Класс относится к источникам и размерам дохода. Стало быть, мне нужна информация о распределении собственности и доходов. Идеальный материал (редкий и, к сожалению. вышедший из употребления) - перекрестные таблицы источников дохода и размеры годового дохода. К примеру, мы знаем, что Х процентов населения получило в 1936 г. Y миллионов долларов, что Z процентов этих денег имеют своим источником собственность, IV процентов - предпринимательскую деятельность, R процентов - заработную плату и жалованье. Имея на руках подобные измерения класса, я отнес к высшим слоям общества тех, кто распоряжается наибольшей частью, т.е. тех, кто получает данный размер доходов в течение данного периода времени, или тех, кто состоит в числе двух процентов, занимающих высшую ступеньку пирамиды доходов. Они определяются, в частности, по списку главных налогоплательщиков.

2. Статус относится к различию в получаемых доходах. Здесь нет простых количественных индексов. Применение уже существующих индексов требует проведения личных интервью, ограничено уровнем местных общин. В отличие от класса, статус базируется на социальных отношениях.

3. Власть обозначает реализацию воли одного вопреки сопротивлению других. Как и статус, власть не измеряется индексом. Она может подразумевать две вещи: а) формальную власть, определяемую объемом прав и полномочий какой-либо позиции (должности) в военных, политических и экономических институтах; б) неформальную власть, которой обладают, к примеру, группы давления.

4. Занятие относится к оплачиваемой работе. Как и раньше, многое зависит от того, какие элементы переменной будут учитываться. Если я использую средний доход по разным профессиям и ранжирую их, то тем самым оперирую занятием как индексом, и следовательно, как основой для определения класса. Если я использую статус (или власть), которым обладают типичные представители различных профессий, последние применяются мною как индикаторы квалификации, навыков. Иначе говоря мы классифицируем людей. Квалификация, или навыки, так же, как статус, не является гомогенной характеристикой, измеряемой в терминах <больше-меньше>, хотя часто ее определяют в терминах продолжительности обучения, требуемого для выполнения данной работы.

Таковы четыре ключевые переменные, которые я использовал в анализе высших слоев общества. Распределив население, я получил четыре группы людей, они занимали высшие позиции по каждой переменной: классу, статусу, власти, навыкам (квалификации). Выделив два процента в каждой группе, я получил высший слой общества, после чего мне пришлось ответить на вопрос; какая часть населения окажется на пересечении четырех групп? Ответ я получил при помощи простой диаграммы, где <+> обозначал высшие два процента, а <-> низшие 98% населения.

 

Класс

+-

Статус власть

Власть++-

+ навыки+1234

-5678

- навыки+9101112

-13141516

 

Такая диаграмма, если бы у меня был материал, чтобы заполнить ее, окажет незаменимую услугу при решении проблемы изучения высших слоев. Но у меня нет данных, поэтому приходится ограничиваться ею как теоретической моделью.

Для своего логического завершения модель нуждается в уточнении терминов <продолжительность> и <мобильность>, применяемых при описании высших страт. Задача состоит в определении позиций (1-16), между которыми наблюдается перемещение индивидов и групп - внутри нынешнего поколения и среди двух-трех ближайших поколений.

Благодаря подобному приему в исходную модель проникает временные измерения биографии (или линии карьеры) и истории. Это не только эмпирический, но и дефиниционный вопрос. Во-первых, мы проверяем, можно ли включить в те четыре переменные, благодаря которым мы распределили население (класс, статус, власть, навыки), продолжительность профессиональной карьеры индивидов или целых семей. К примеру, эмпирическим путем мы можем установить, на протяжении скольких поколений (одного, двух или трех) формировался высший статусный слой. Во-вторых, я узнаю, каким образом мне лучше всего определить понятие страты - как пересечение четырех переменных или как некую промежуточную позицию, образованную теми позициями, между которыми, выражаясь словами Вебера, наблюдается <типичная и легко доступная мобильность>. Например, общую страту в ряде отраслей составляют, казалось бы, разные люди: высокооплачиваемые среднеквалифицированные и неквалифицированные рабочие>.

В процессе знакомства и анализа чужих теорий, составления идеального исследования, внимательного чтения журнала вы можете начинать готовить список конкретных исследований. Одни из них перерастут в крупномасштабное мероприятие, никогда не увидевшее завершения, другие дадут материал для параграфа, статьи, короткого вывода, третьи снабдят вас идеями, которых хватит на целую книгу. Еще раз сошлюсь на собственные заметки в журнале.

<1. Анализ бюджетов времени типичного рабочего дня десяти руководителей высшего эшелона в крупных корпорациях и десяти федеральных чиновников. Наблюдения за ними можно было бы соединить с детализированным интервью на тему <Истории жизни>...

2. Анализ того, как проводят свой уик-энд представители правящего класса. Его можно построить на данных непосредственного наблюдения поведения людей и зондажного опроса членов семьи в последующий за уик-эндом понедельник. Для этого я должен установить хорошие контакты с объектами исследования (Дополнение от 1957 г.: это оказалось иллюзией).

...5. Собрать и систематизировать данные государственных финансовых органов, показывающих распределение различных типов частных собственников.

6. Исследование линии карьеры президентов, всех членов кабинета и всех членов Верховного Суда. Данные о тех, кто жил в эпоху Трумэна, заведены в ЭВМ. Но я хочу расширить картотеку и повторить анализ заново>.

Кроме них у меня было еще 35 <проектов> такого рода (в частности, сравнение денежных расходов на президентские выборы 1896 и 1952 гг.). После того как были записаны эти <проекты>, я читал исторические работы о высших слоях общества, делал кое-какие записи (не обязательно в журнале) и интерпретировал прочитанное. В период работы над темой исследования вы буквально пропитаны ею и черпаете информацию о ней из всех, на первый взгляд, далеких источников: ночных радиопередач, иллюстрированных журналов, дешевых, романов.