ДИЗАЙН НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

 

XX век по праву считают веком дизайна. Дизайн стремительно вошел в жизнь человечества и за чуть более чем столетнюю историю существования превра­тился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности со своим научно-исследовательским аппаратом, арсеналом проектно-художественных средств. У дизайна появились свои «иконы» - классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна, возникли отделы дизайна в музеях искусств.

Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не трудился дизай­нер. В сознании масс сегодня сформировались пред­ставления о дизайне как равноправной части культуры.

 

Миниатюризация изделий

В 80-е гг. происходит значительный технический прогресс в области микроэлектроники. Многие из извест­ных устройств создавались на основе микрочипов в ми­нимальных размерах, насколько это вообще было воз­можным. Компьютер из многотонного "вычислительного центра" стал эффективным и портативным универсаль­ным прибором, свободно помещающимся на письменном столе и даже в дорожном кейсе.

 

Пример Sony. Walkman

Эволюцию миниатюризации в области электроники можно проследить на примере известной японской фир­мы Sony - одного из лидеров и законодателей моды в области бытовой теле-, радиотехники.

Может показаться банальным: в больших городах Японии площадь уже давно является дефицитом, отсюда - маленькие квартиры, требующие соответствующей ме­бели и оборудования. Это обстоятельство сыграло далеко не последнюю роль в появлении в японской радиоэлек­тронике "хай-фай-центров" в виде компактной верти­кальной стойки с комбинированными друг над другом модулями. Дальнейшее развитие этого метода довела японскую промышленность до технического совершен­ства и, в первую очередь, в микроэлектронике. Одним из лидеров в этом направлении стала фирма Sony. Постоянно используя новейшие достижения научно-тех­нического прогресса, она выпускает первый транзистор­ный приемник (1955), который за 3 года уменьшился до размеров дамской сумочки. В 1966 году был разработан первый цветной видеомагнитофон.

В 1979 году директор компании Sony А. Морита, не смотря на сопротивления менеджеров по продаже кар­манной продукции, решился на выпуск кассетных плей­еров Walkman. Появившееся в 80-х гг. это устройство на долгие годы изменило образ жизни, став одной из икон молодежной культуры. Оно дало возможность слушать музыку в метро, поезде и даже во время посещения магазина. Этот принцип был перене­сен затем на телевизоры Watthman (1988), на видеомаг­нитофоны Camcorder(1983), на СД-технику Datadiscman (1991).

 

Исчезновение предметов. Бестелесный дизайн

Развитие микроэлектроники привело к феномену, связанному с исчезновением предметов и функции в традиционном понимании. Эти самые важные факторы формообразования становятся незримыми. Если можно достаточно ясно определить функцию механической пишущей машинки, но функцию дискеты уже визуально определить невозможно, не говоря уже о более сложных миниатюрных процессорах. Одинаковые по внешнему виду агрегаты могут быть насыщены самыми различными функциями. В век микроэлектроники для дизайнеров ставятся совершенно новые задачи. Одной из них является помощь потребителю в осмыслении объекта, облегчение пользования этим объектом. Дизайнер занимается формообразованием, главным образом, внешней оболочки предмета (стайлингом). Центральной задачей становится формирование интерфейса между компьютером и человеком. Дизайн начинает все больше относиться не только к предметным формам, но и к организации неосязаемых процессов и информации.

Начиная с 80-х гг. компьютеры прочно вошли и в процесс дизайнерского проектирования. Преимущества современных компьютерных технологий состоят в красочности и наглядности изображений проектируемого объекта, в многократном сокращении времени на рутинную механическую работу, в получении более точной проектно-технической документации, а в целом - в большей гибкости проектного процесса.

 

Дизайн, менеджмент и маркетинг. Свочеризация

Бум дизайна 80-х привел к заметному росту роли дизайна в современной предпринимательской политике. Большинство предметов массового потребления у различных фирм-изготовителей к началу 80-х гг. были уже технически зрелыми и имели приблизительно одинаковые цены при приблизительно одинаковом качестве. Дизайн оставался зачастую последним средством производителей в борьбе против конкурентов. Дизайн охватывал все больше и больше предприятий, становясь естественной составной частью их фирменного стиля: оформление продукции, носитель имиджа. Фирмы не только принимали определенную дизайн-политику, но и зачастую использовали существовавшие популярные дизайн-продукты. Они готовы были выпускать более цветные, косые и кривые формы, подписанные именем известного дизайнера, лишь бы увеличить спрос. При этом, чтобы удовлетворить множеству различных вкусов, необходим был стайлинг: индивидуализация внешней формы и деталей при неизменном техническом содержании.

Известным примером такой индивидуализации является дизайн наручных часов молодой швейцарской фирмы "Своч" (Swatch). Фирма была основана в 1983 году в Билле как общественное предприятие большого швейцарского часового комплекса. Часы "Своч" задумывались как недорогие неремонтируемые, ориентируемые на последнюю моду, дух времени, стиль жизни. Первая коллекция довольствовалась одноцветными ремешками и четырьмя стилевыми направлениями: классика, хай-тек, фэшн, спорт. Между тем палитра ремешков и циферблатов стала образцово красочно оформленной. Формы часов создавались известными дизайнерами: М. Туном, А. Мендини, использовались мотивы известных художников: К. Харинга, М. Полодине и др. В 80-х гг. "Своч" стал образцом применения стайлинга как маркетинговой стратегии для многочисленных предприятий.

Значимость дизайна как стратегического инструмента руководителей предприятий отразилась в новом понятии "менеджмент дизайна". Планирование продукта охватывает наряду с формой организационные, производственно экономические, юридические и рыночно ориентированные вопросы. Поле деятельности дизайнера расширяется: так, если сегодня говорят о фирменном стиле, то вместе с тем думают об оформлении рекламы, телефонных объявлений и программном обеспечении, причем ищется не суммарное большинство, а только существенное - то, что играет роль в индивидуализации и самовыражении предприятия. Многие самостоятельные дизайнерские бюро предлагают полный сервис, который, в особенности в деловых центрах и местах отдыха, выходит за границы оформления до организационных форм и форм общения.

 

Дизайн и экология. Ландшафтный дизайн

Современное представление о дизайнерской деятельности тесно связано с экологией. "Хороший" продукт должен сберегать окружающую среду и ресурсы. Энерго и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Потребители все более чутко реагируют на вопросы окружающей среды, заставляя дизайнеров размышлять больше о материалах и методах изготовления новых продуктов. Современные дизайнеры, вопреки распространенному их имиджу "декоратора и маркетинга", все больше демонстрируют социальные обязательства перед обществом и осознание окружающей среды. Экологический дизайн больше не довольствуется упрощенной альтернативной формулой: "джут вместо пластика", а производит комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются долговечными, легко перерабатываемыми и при этом выполнены на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Шкала новых экологических идей сегодня охватывает от съедобной упаковки из крахмала или вафли до полностью утилизируемого компьютера.

return false">ссылка скрыта

Экологический аспект во многом затронул и дизайн городской среды. Техногенная среда современных городов, их интенсивный рост вызвали серьезные экологические проблемы, связанные не только с загрязнением окружающей среды, но и психологической изоляции человека, его оторванности от естественного природного окружения. Если первые являются прерогативой, в первую очередь, архитектуры и градостроительства, то проблемы психологического комфорта окружающего человека пространственной среды находятся в поле зрения дизайна городской среды. И сегодня дизайнерами разработан целый арсенал средств включения природных компонентов в пространственную среду города на локальном уровне. Примером могут служить мировой опыт создания высококомфортных пешеходных зон и улиц. Делаются попытки использования в организации высококомфортной городской среды неординарных средств из арсенала индустриального дизайна - кинетические установки, подогреваемые и движущиеся тротуары, эскалаторы, повышенный комфорт в уличной мебели и оборудовании, высокие технологии в обработке традиционных материалов.

 

Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

XX век по праву можно считать веком дизайна. Дитя промышленной революции, он молниеносно ворвал­ся в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, печатными машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплава­тельными аппаратами братьев Райт и Сикорского, косми­ческими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Пантона. Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы не трудился дизай­нер.

За чуть более чем столетнюю историю своего суще­ствования дизайн превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности со своим научно-исследовательским аппаратом, арсеналом проектно-художественных средств. У дизайна появились свои «идолы» - классические образцы и памятники, определяющие исторические вехи его развития. Для них построены специальные музеи современного искусства и дизайна. Возникли отделы дизайна в музеях искусств. На выстав­ке "documentа 8" 1987 года, пожалуй, самой значимой художественной выставки в мире, была впервые пред­ставлена секция дизайна. Прилив публикаций и радост­ные ретроспективы предшествовавших эпох сделали 80-е годы "ударным направлением" в истории дизайна. Все эти многочисленные выставки дизайна сформировали в сознании масс представления о дизайне как равноправной части культуры.

Получившие всемирную известность такие произве­дения дизайна как мебель Ле Корбюзье, Бройера, Ма­кинтоша и Ритвельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Боты, Филиппа Старка воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров, офисов и дорогих салонов. Об истории дизайна сегодня мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры, как об одном из самых моло­дых, но стремительно развивающихся видов проектно-художественной деятельности.

Как и музыка, театр, кино и другие виды искусства дизайн все чаще становится предметом спонсирования.

По мере развития дизайна перед ним с течением времени ставились постоянно разные задачи. Они расширяются и усложняются, охватывая все большие области, нежели просто формообразование продукции. Приемы в дизайне становятся все сложнее.

Как и в других видах искусства и архитектуре историки, теоретики, критики и практики дизайна все больше посвящают себя специальным областям и отдельным проблемам этого сложного и многообразного вида современной проектно-художественной деятельности.