Объяснение нового материала. (20 мин)
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результативность |
Дает определение сообщающимся сосудам. Говорит об уровнях жидкостей в сообщающихся сосудах. Приводит примеры сообщающихся сосудов. | Знакомятся с новым понятием. Конспектируют в тетрадь основные факты. Делают рисунки в тетрадях. | Представление учащихся о сообщающихся сосудах. |
Действие на жидкость силы тяжести и подвижность ее молекул приводят к тому, что в широких сосудах поверхность жидкости всегда горизонтальна. Это легко проверить с помощью прямоугольного треугольника.
Возьмем несколько соединенных между собой открытых сосудов. Их называют сообщающимися. Будем наливать в один из них воду. Вода будет перетекать в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне , если сосуды не очень узкие. Почему это происходит?
Рассмотрим самые простые сообщающиеся сосуды. Выделим внутри небольшой слой жидкости . Как и вся жидкость, он неподвижен. Значит, слева и справа на него действуют одинаковые по модулю, но противоположные по направлению силы. Это силы давления столбов жидкости . Но чтобы были равны эти силы, необходимо, чтобы были одинаковыми давления, создаваемые левым и правым столбами жидкости, т. е. . После сокращения получим: