ГЛАВА 1. ЛОГИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Данилов М.А. [22, С. 25] в 1965 г. высказал чрезвычайно интересную идею о том, что есть ход исследовательской работы, есть логика исследования, но есть и логика изложения материала, которые нельзя отождествлять. Логика исследования касается прежде всего отбора и анализа фактов действительности, а логика изложения собранного материала относится к проблеме презентации, непротиворечивого описания полученных результатов. В первом разделе были рассмотрены методологические требования к организации социогуманитарного исследования, а теперь перейдем к логике изложения и описания результатов научно-познавательной деятельности.

Знания бывают научные и ненаучные (бытовые, мифологические, религиозные), а научные знания не всегда истинные. Имеются некие критерии научности, по которым профессионалы отличают научные работы от лженаучных. К элементам научного знания относятся факты, закономерности, теории, научные картины мира. В структуре научного знания по степени обобщенности можно выделить ряд уровней: философское знание; знание всей науки; знание отдельной научной области; локальное знание, соотносимое с теорией.

В структуре научного знания уровень философских предпосылок содержит общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятий, на которые опирается научное знание. Уровень философских предпосылок связан с менталитетом эпохи, к примеру, начиная с XX в. большее значение придается вероятностным теориям, нежели теориям, выражающим однозначный детерминизм.

Любая научная дисциплина состоит из нескольких научных областей, специфика которых отображается относительно замкнутыми системами понятий, представляющих собой теории. Они объединяют вокруг себя весь эмпирический материал, соответствующий данной предметной области.

В локальной области знания можно выделить уровень эмпирических знаний и уровень теоретических знаний. Над эмпирическим уровнем всегда надстраивается теоретический уровень. Теория всегда направлена на объяснение объективной реальности (описание, систематизацию и объяснение данных эмпирического уровня), но теория описывает не реальную действительность, а идеальные объекты, их свойства. Взаимоотношения между идеальными объектами описываются законами.

Научная теория – это система определенных абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности. На теоретическом уровне знания обычно расчленяются на фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, базируясь на фундаментальных теориях. Ракитов А.И. [91, С. 59] пишет, что каждая теория представляет собой цепочку взаимосвязанных законов. Эти законы не должны противоречить друг другу, между ними должна существовать определенная и необходимая связь. Каждый из законов, положенных в основу теории, должен дополнять другой таким же образом, чтобы, во-первых, выведенные из них следствия объясняли и предсказывали все наблюдаемые явления определенного типа, во-вторых, они подсказывали, как и что следует наблюдать, на что обращать внимание и чем пренебречь, в-третьих, было ясно, какие величины следует измерять, в-четвертых, при каких условиях осуществлять наблюдения.

Для всякого крупного теоретического исследования в социогуманитарной сфере характерно следующее: сосредоточенность на углубленном изучении отдельной проблемы; системное рассмотрение фактов, входящих в сферу исследования; структурированность в рассмотрении действительности; теоретическая обработка, обобщение фактов.

Ход рассуждения возможен методом индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному), методом классификации. Структура текста-рассуждения подчиняется определенным правилам. В посылку входит главная мысль рассуждения, которая должна быть точно и определенно сформулирована. Основная часть состоит из цепочки умозаключений, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению. Вывод соотносится с посылкой и логично вытекает из всего хода рассуждения.

Язык науки, включающий в себя специфическую лексику и особую стилистику, является средством научно-познавательной деятельности. Понятия и категории научного языка стремятся к определенности и точности, изложение материала должно быть строго логичным. Все они могут быть оформлены не иначе, как в форме текста.

Текст [лат. textus – связь, ткань, соединение] – связное речевое высказывание формально зафиксированное на каком либо носителе информация, выходящее за рамки фразы, то есть являющееся дискурсом и представляющее собой нечто законченное, единое и целое, наделенное внутренней структурой и организацией. В качестве текста может рассматриваться целое произведение или его часть, обладающая перечисленными свойствами.

В тех случаях, когда в России используется понятие языка, текста, предполагая, что есть научный текст, художественный, деловой и т.п., во франкоязычных культурах, отчасти в англоязычных широкое распространение получило понятие дискурс. Типология дискурса наряду с научным включает также и другие жанры (религиозный, политический, литературный и т.д.).

Дискурс [лат. discursus – рассуждение, довод] – речь, выступление, рассуждение. Сходство дискурса с текстом заключается в его процессуальности и деятельности. Отличается дискурс от текста тем, что обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Дискурс является языком, включенным говорящим в социокультурный контекст. Дискурсивное познание опирается на разум и рассуждение, противопоставляется интуитивному познанию, основанному на непосредственном созерцании и интуиции. Хотя различие между ними относительное, так как интуиция всегда имеет место в дискурсивном размышлении. Однако различие все же имеется, оно обусловлено тем, что получение нового знания часто предполагает творческий акт, выход за рамки привычных логических схем и рассуждений.

Накорякова К.М. [66, С. 15-28] отмечает, что основными характеристиками текста являются целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность. Все это в полной мере присуще и дискурсу.

Целостность дискурса обеспечивается смысловой связкой, проходящей насквозь через его текст. Целостность достигается единством замысла и композиционной точностью, осмысленностью и логичностью, а также стилистической унификацией.

Связность дискурса – одно из условий его целостности. В дискурсе каждая фраза, абзац, сверхфразовое единство, параграф, глава или раздел обязательно связаны как с предыдущей, так и последующей структурной единицей. Эта связь может быть как внешней, формальной, так и содержательной, смысловой.

Закрепленность – качество дискурса, выраженного письменной речью, отличающее его от устного высказывания. Письменная речь более сложная по структуре, здесь допустимы включения элементов различных систем (цифр, формул, чертежей), в ней необходима большая самостоятельность и аналитичность мышления. В письменной речи возможна табличная форма организации материала, построение различных графиков.

Информативность – важнейшая характеристика дискурса. Важнейшая характеристика научной информации – это ее новизна. В дискурсе информация распределяется неравномерно. По степени насыщенности и новизны информация может быть трех видов, а именно: во-первых, ключевая; во-вторых, уточняющая, дополнительная; в-третьих, повторная или нулевая.

С точки зрения теории аргументации в методологии науки ключевыми являются две функции языка: описательная и оценочная. В первом случае высказывание, описывающее действительность, может быть охарактеризовано в терминах «истинно» и «ложно», то есть точкой отсчета является именно сама действительность, а целью описания является достижение соответствия слов с действительностью. Во втором случае исходным является высказывание, выступающее как норма, стандарт, план, перспектива, соответствие ситуации оценочному высказыванию характеризуется в терминах понятий «хорошо», «плохо», «безразлично»; цель оценки – сделать так, чтобы мир отвечал словам. Эти две языковые функции являются противоположными и несводимы друг к другу, нельзя считать, что описательная языковая функция является первичной или более фундаментальной, чем оценочная функция. Иначе говоря, все многообразие дискурса можно классифицировать на дескриптивное (описание) и прескриптивное (объяснение, обоснование, предписание) высказывание.

Высказывание – грамматически правильное повествовательное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом. Высказывания могут быть неопределенными и бессмысленными. Согласно философии неопозитивизма, лишь те высказывания науки истинны и осмысленны, которые могут быть верифицируемы, то есть сведены к протокольным предложениям, а неверифицируемые предложения для науки бессмысленны, однако выяснилось, что лишь небольшое количество предложений может быть сведено к протокольным, все остальные предложения верифицируются косвенно, то есть через их логические связи с непосредственно верифицируемыми предложениями.

Высказывание может быть либо дескриптивным, либо прескриптивным. Промежуточную группу образуют описательно-оценочные высказывания, которые в одних случаях выполняют функцию описаний, а в других функцию оценок, лишенных истинностного значения.

Дескриптивное высказывание [лат. describere – описывать] – высказывание, главной функцией которого является описание действительности; оно может быть либо истинным, либо ложным. Описание, даваемое высказыванием, считается истинным, если соответствует действительности, в противном случае – ложным. Дескрипция не будет приводить к противоречиям, если будет соответствовать следующим двум условиям: 1) существования: описываемый объект должен существовать; 2) единственности: этот объект должен быть единственным.

Главной функцией дескриптивного высказывания является описание действительности. Описание обычно бывает выражено в грамматической форме повествовательного предложения. Всякое описание предполагает следующие четыре компонента: субъект – отдельное лицо или сообщество, дающее описание; предмет – описываемая ситуация; основание – точка зрения, в соответствии с которой производится описание; характер – указание на истинность или ложность предлагаемого описания. Некоторые из этих компонентов могут предполагаться в завуалированном виде. Например, вместо того, чтобы говорить: «Для каждого человека с любой точки зрения истинно, что дети с годами взрослеют», мы говорим: «Дети с годами взрослеют».

В XX в. бурное развитие науки поставило вопросы о соотношении факта и закона, эмпирии и теории, о сущности объяснения и предвидения, об их структуре, роли и месте в исследовательском процессе. Мах (Mach, 1838-1916) австрийский физик и философ, активно развивавший философию позитивизма, последователь Конта в эмпиристской трактовке науки, объявил описание единственной функцией науки.

В теориях ученых всегда имеются две части, чисто описательная часть, основанная на наблюдении и эксперименте, которая раз от раза становится все более совершенной и переходит из одной теории в другую, а также интерпретирующая часть, в которой ставится задача истолковать эмпирические данные как следствие сущности. Вторая часть постоянно изменяется, в каждой новой теории отбрасывается и заменяется новой. Описание и предвидение с позиции Маха просто сводятся к описанию, то есть фиксации результатов опыта с помощью выбранных в данной науке систем обозначений (языка).

Частным случаем описания является определение. Под определением понимается логический прием, позволяющий отличать, отыскивать, строить интересующий нас предмет, позволяющий формировать значение вновь вводимого термина или уточнять значение уже существующего слова в языке.

Горский Д.П. [88, С. 294-356], говоря о значении определений в науке, подчеркивает, что мы постоянно пользуемся определениями и в повседневной жизни в процессе речевого общения, и в науке в процессе изложения результатов научного исследования, в процессе создания научных теорий. Определения основных категорий теории в значительной степени детерминирует содержание самой научной теории. С помощью определений в опытных науках раскрываются существенные свойства определяемых предметов. Определения в аксиоматических (в том числе и в дедуктивных) теориях являются средством получения новых истин. Определения являются средством введения в науку новых терминов, играют важнейшую роль при создании научной терминологии в любой отрасли знания. Определения играют большую роль как средство сокращения сложных и длинных описаний, сложных выражений, встречающихся в науках.

В качестве основных видов определения выделяются генетическое, а также определение через род и вид.

В традиционной формальной логике выделяются особо так называемые генетические определения. Под генетическими определениями понимаются такие, в которых отличение, выделение определяемого предмета осуществляется через указание способа его образования, возникновения, построения. Такого рода определения широко используются в математике, в химии, в медицине, в технике, в кулинарии и др. Например: «Высотой BD треугольника ABC называют перпендикуляр, опущенный из вершины B на основание AC».

Определение через род и видовое отличие более всего распространено как в науке, так и в повседневной жизни.

То, что определяется в составе определения слева, носит название Definiendum (сокр. Dfd). То, посредством чего определяется Dfd в составе определения, носит название Definiens (сокр. Dfn). Горский Д.П. указывает, что «определения через род и видовое отличие представляют собой определения, в которых дефиниендум отличается от предметов некоторой области, которая при этом явно упоминается в определении (род), через указание специфического свойства дефиниенса (видовое отличие)» [88, С. 329]. Примером такого определения является следующее: «ромб есть равносторонний прямоугольник».

Ученые [88, С. 331; 91, С. 61] сформулировали правила определения, среди которых наиболее важными являются следующие:

а) Требование однозначности отношений между дефиниендумом и дефиниенсом в пределах научной теории. В пределах одной теории каждому дефиниенсу должен соответствовать лишь один единственный дефиниендум, но не наоборот: каждому дефиниендуму может соответствовать множество дефиниенсов, которые тот может сокращать, заменять, элиминировать. Это требование связано с устранением в языке науки явления омонимии.

б) В самой формулировке научных понятий должны фиксироваться устойчивые связи и отношения объективной действительности, которые были бы объединены определенными логическими связями в форму закона.

в) Законы в рамках единой теории должны быть связаны между собой определенными логическими отношениями, допускающими эмпирическую проверку, прогнозирование возможных наблюдений.

г) Степень идеализации внутри научной теории должна позволять укладываться в математические конструкции для точных измерений и вычислений, но без потери информации об объективной системе изучаемых объектов.

д) Требование отсутствия порочного круга в определении. Особенно часто это случается при определении иноязычных слов и терминов, например: «педология – наука о ребенке».

Первая часть задач научного познания заключается в том, чтобы описать, а только затем объяснить. Объяснение позволяет понять существование объекта. Понять для того, чтобы предвидеть и предсказать.

Понятие описания – дескрипции – можно противопоставить оценке, или оценочному высказыванию – прескрипции. Эти высказывания отражают два противоположных отношения мысли к действительности: истинностного и ценностного. Порой бывает сложно разделить описательные и оценочные высказывания, так как многие выражения носят описательно-оценочный характер. Описательно-оценочные высказывания – высказывания, функционирующие в одних контекстах, как описания, а в других, как оценки. Примером описательно-оценочного высказывания могут служить методологические требования к организации научного исследования: здесь не только сообщается, как реально используются методы научного исследования, но и указывается, как правильно они должны применяться во избежание возможных ошибок.

Прескриптивное высказывание [лат. prescribere – предписывать] высказывание, главной функцией которого является предписание норм деятельности и поведения, приказание, разрешение или запрещение какой-либо деятельности, а также ее оценка. Такое высказывание не является ни истинным, ни ложным. Прескриптивное высказывание устанавливает абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта, частным случаем оценочного высказывания является нормативное высказывание.

Прескриптивное, предписывающее, нормативное или деонтическое знание – выражается в форме высказывания, устанавливающего какую-то норму поведения и деятельности. Языковые формулировки прескриптивных высказываний многообразны. Структура и логические связи прескриптивных высказываний изучаются деонтической логикой, согласно которой все нормы независимо от конкретного содержания имеют одну и ту же структуру. Каждая норма состоит из четырех элементов: содержания – действия, являющегося объектом нормативной регуляции; характера – согласно которому норма обязывает, разрешает или запрещает это действие; условия приложения – обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; субъект – лицо или группа лиц, которым адресована норма. В наиболее общем виде прескриптивные указания можно подразделить на правила (правила спора), предписания (методологические предписания), нормы (технические нормы оформления текста рукописи). Также к нормам относятся обычаи («Принято, чтобы экспериментальные данные подтверждались троекратно»), моральные принципы («Не навреди!») и правила идеала («Ученый должен быть критичным»).

Прескриптивное высказывание не может быть ни истинным, ни ложным, так как не является описанием, а описывает лишь постольку, поскольку это бывает необходимо для выполнения основной функции – предписания.

Прескриптивное высказывание часто направлено на объяснение. Объяснение – рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления. Объяснением является ответ на вопрос о причинах того или иного явления. Объяснение имеет большое значение для раскрытия сущности предмета, его внутренней природы, законов существования.

В общем выделяются два типа объяснений, являющиеся дедуктивными рассуждениями. Во-первых, можно подвести объясняемое явление под известное общее положение, существующее как описание. Во-вторых, можно подвести под утверждение о каузальной связи.

Объяснение через общее утверждение производится, путем подбора не случайной общеизвестной истины, а закона науки. Подобное объяснение через научный закон называется номологическим (дедуктивно-номологическим). Схема такого объяснения выглядит следующим образом:

Для всякого объекта верно, что если он имеет свойство S, то он имеет свойство P.

Данный объект А имеет свойство S.

Следовательно, объекта А имеет свойство P.

Объясняться в подобной номологической схеме может не только отдельное событие, но даже и целая теория, поскольку здесь связывается объясняемое событие с другими событиями и указывается на закономерный и необходимый характер этой связи. Помимо научных законов в объяснении могут использоваться и случайно истинные обобщения, но в этом случае заключение о наступлении объясняемого явления будет случайным утверждением.

Общая схема каузального объяснения выглядит следующим образом:

А является причиной В.

А имеет место.

Следовательно, В также имеет место.

Помимо двух основных вышеперечисленных, можно выделить также причинно-следственное и структурное объяснения. Нет такой разновидности научных объяснений, которую вообще, безотносительно к чему-либо, можно было бы назвать основной, объявив все остальное второстепенным.

Причинно-следственное, или функциональное объяснение, состоит в том, что анализируются следствия системы, на этом основании дается вывод о характере и сущности самой системы. Поппер К. изложил причинно-следственную дедуктивную схему объяснения: Всегда, если нить нагружена весом, превышающим предел ее прочности, то нить разрывается. Более проще это выглядит так: Всегда, если С, то Е.

Структурное объяснение заключается в том, что объясняется связь элементов в системе, а на этом основании делается вывод о сущности всей системы.

Научное знание должно быть обосновано фундаментальным образом. Базисной должна быть ориентация на принцип достаточного основания.

Прескриптивное высказывание направлено на обоснование тезиса. Обоснование – приведение убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию. Совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения, называется основание обоснования. Все способы обоснования можно разделить на абсолютные и сравнительные. Под абсолютным обоснованием понимается приведение тех оснований, в силу которых должно быть принято обосновываемое положение. Структура абсолютного обоснования следующая: «А должно быть принято в силу С», где А – обосновываемое положение и С – основание обоснования. Под сравнительным обоснованием понимается система доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое утверждение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Структура сравнительного обоснования: «Лучше принять А, чем В, в силу С». Сравнительное обоснование иногда называют рационализацией.

К числу основных логических качеств научного дискурса относятся такие, как абстрактность, достоверность, объективность, непротиворечивость, обоснованность, определённость, последовательность, аргументированность и др.

Абстрактность (отвлечённость) основана на преимущественном использовании родовых понятий вместо ближайших видовых понятий и конкретных примеров.

Достоверность понимается, как адекватное отображение предметов и явлений окружающего мира; проверенное практикой знание.

Объективность, противопоставляемая субъективным мнениям, предполагает отражение в дискурсе закономерностей, связей, отношений, присущих вещам, явлениям и процессам материального мира.

Непротиворечивость отражает отсутствие логически противоположных или противоречащих друг другу мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Обоснованность предполагает, что все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана. Обоснованность определяется законом достаточного основания.

Определённость научного дискурса предполагает, что все мысли при повторении употребляются в одном и том же определённом смысле, в них вкладывается одно и то же точное, чёткое содержание, соответствующее отображаемому в них предмету, явлению. Определённость и однозначность обусловлены законом тождества.

Последовательность – понимается как отсутствие в дискурсе внутренних противоречий по одному и тому же вопросу, взятому в одном и том же отношении. Последовательность означает, что каждая новая мысль с необходимостью вытекает из предшествующей.

Характеристикой научного дискурса является аргументированность каждого защищаемого положения. Аргументация [лат. argumentation – приведение аргументов] – приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения; совокупность доводов в пользу чего-либо. Аргументация бывает эмпирическая, теоретическая и контекстуальная.

Аргументация эмпирическая – аргументация, неотъемлемой частью которой является ссылка на опыт, на эмпирические данные. Эмпирическая аргументация противопоставляется теоретической также, как противопоставляются друг другу теоретическое и эмпирическое знание, хотя порой в процессе аргументации эти два вида соединяются и дополняют рассуждение. Ядром эмпирической аргументации является верификация, но помимо верификации сюда включаются также пример и иллюстрация. Однако, при этом следует иметь в виду, что ссылки на опыт могут быть заведомо недобросовестными. Эмпирическая аргументация, эмпирическое подтверждение, строго говоря, применимы лишь в описательных (дескриптивных) высказываниях. Использование эмпирической аргументации для обоснования определенных оценок, норм, деклараций, обещаний и иных выражений, тяготеющих к оценкам, должно быть отнесено к некорректным приемам аргументации.

Подтверждение может быть прямым (непосредственным) и косвенным. Прямым подтверждение считается в том случае, если явление, о котором идет речь, поддается непосредственному наблюдению. Любое научное исследование всегда начинается с опоры на какую-либо теорию, с позиций которой начинают отбор фактов.

Накопление эмпирических фактов не составляет еще науки, без теоретических обобщений, факты останутся не востребованными наукой. Сущностью теоретического познания является описание и объяснение фактов и закономерностей, выявленных в процессе эмпирических исследований, исходя из небольшого числа законов и принципов.

Аргументация теоретическая – аргументация, опирающаяся на рассуждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт. Теоретическая аргументация противопоставляется эмпирической аргументации, апеллирующей непосредственно к тому, что дано в опыте. Теоретическая аргументация включает дедуктивную аргументацию, системную аргументацию, методологическую аргументацию и др. Дедуктивная (логическая) аргументация заключается в выведении обосновываемого положения из других, ранее принятых положений. Дедуктивная аргументация переносит на обосновываемое положение ту степень достоверности, которая свойственна посылкам дедукции, но не делает его абсолютно достоверным и неопровержимым. В истории науки значение теоретической аргументации длительное время переоценивалось, пока не появился метод наблюдения и эксперимента. Системная аргументация понимается, как включение утверждения в качестве одного из элементов в систему утверждений или теорию. Подтверждение следствий, вытекающих из теории, одновременно подтверждает саму теорию. Теория распространяет на все входящие в нее утверждения эмпирическую и теоретическую поддержку, чем крепче теория, тем больше ее поддержка. Методологическая аргументация заключается в обосновании отдельного утверждения или целостной концепции путем ссылки на надежный метод, при помощи которого было получено обосновываемое утверждение или отстаиваемая концепция.

Аргументация контекстуальная – аргументация, эффективность которой ограничена лишь некоторыми аудиториями. Контекстуальные способы аргументации включают аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.

«Аргумент к традиции» в явном или неявном виде присутствует во всех науках о культуре. Здесь без влияния традиций, которые разделяет аудитория, аргумент теряет доказательную силу.

«Аргумент к авторитету» – ссылка на мнение или действие всеми уважаемого лица – близок к «аргументу к традиции». «Аргумент к авторитету» важен при обосновании предписаний (методологических норм, требований и рекомендаций).

Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную очевидность выдвигаемого положения. Роль интуиции особенно велика в социогуманитарном познании. Интуиция может обманывать, хотя интуиция специалиста превосходит интуицию дилетанта.

Интуиции близка вера, то есть искреннее, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какой-то концепции. Вера субъективна так же, как и интуиция. «Аргумент к вере» представляется убедительным лишь для тех, кто разделяет эту веру, а другим этот аргумент кажется пустым: верить можно и в нелепые утверждения. «Аргумент к вере» редко представляется в явном виде, гораздо чаще он присутствует скрыто, на это указывает слабость или неотчетливость приводимых аргументов.

Здравый смысл характеризуется как присущее человеку чувство истины и справедливости, приходящее с жизненным опытом. Здравый смысл является не знанием, а способом отбора знания, различение главного и второстепенного, первичного и вторичного в знании. «Аргумент к здравому смыслу» является наиболее употребительным среди всех контекстуальных аргументов. Апелляция к здравому смыслу неизбежна в науках о культуре, которые всегда стремятся продолжить историческую традицию внутри своей науки, но считается ненадежным в науках о природе, стремящихся вынести историю своей науки за скобки.

Между чистыми описаниями (дескрептивными высказываниями) и чистыми оценками (прескриптивными высказываниями) можно выделить следующие типы описательно-оценочных высказываний, в одних случаях выполняющие функции описания, а в других – оценивания, а именно:

акцентуированные, иначе говоря, оценочно окрашенные высказывания, которые в основном имеют описательное содержание, но функционируют в системе определенных общих ценностей (таковыми являются едва ли не все описания, даваемые науками о культуре);

научные законы обычно описывают и объясняют определенные факты, и одновременно являются стандартами оценки других утверждений теории;

высказывания о тенденциях социального развития, подводят итог и намечают перспективу дальнейшего развития;

правила частной практики, выработанные на основе обобщения опыта и дающие рекомендации, как оптимизировать эту деятельность;

принципы морали, как правила определенной практики;

правила логики и математики, являющиеся правилами практики и сохраняющие описательное содержание.