УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА
При осуществлении бухгалтерского учета каждая кредитная организации опирается на Положение об учетной политике.
Учетная политика предполагает целостность ведения бухгалтерского учета и охватывает его основные составляющие элементы: организационный, технический, методологический, налоговый.
Организационный аспект определяет структуру и место бухгалтерской службы в системе управления банком. Технический аспект — это способ работы банка с документацией и информацией. Методологический аспект устанавливает способы оценки имущества, обязательств и других объектов учета. Налоговый аспект позволяет систематизировать данные бухгалтерского учета для правильного исчисления налогооблагаемой базы банка и конкретизировать варианты расчетов с бюджетом по налогам и сборам, по которым предусмотрен выбор альтернативного решения в рамках действующего законодательства.
Учетная политика должна обеспечить выполнение следующих требований:
1. Полноту отражения всех фактов банковской деятельности в бухгалтерском
учете.
2.Своевременность отражения.
3. Осмотрительность, выражающуюся в большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, а также в недопущении создания скрытых резервов.
4. Приоритет экономического содержания и условий хозяйственной деятельности над юридической формой.
5. Непротиворечивость (соответствие) данных аналитического и синтетического учета.
6. Рациональность ведения бухгалтерского учета исходя из размеров банка и условий хозяйственной деятельности.
Учетная политика формируется под руководством главного бухгалтера и утверждается руководителем кредитной организации.
В Положении об учетной политике должны быть раскрыты следующие вопросы: • рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России плане счетов бухгалтерского учета;
· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Госкомстата России не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
· порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству РФ и нормативным актам Банка России;
· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
· порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т. д.);
· лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе основных средств;
· способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
· порядок отнесения на расходы банка стоимости материальных запасов;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
· порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;
· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные при формировании учетной политики, применяются с первого января, следующим за годом утверждения положения об учетной политике.
Раскрытие учетной политики производится в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за год. Особое внимание уделяется аспектам учетной политики, которые могут оказать существенное влияние на оценку отчетности заинтересованными пользователями.
Учетная политика регламентирует методы и приемы постановки и ведения бухгалтерского учета в банке. Основные методы объединены в четыре группы:
· первичное наблюдение (документация и инвентаризация);
· стоимостное измерение (оценка и калькуляция);
· текущая группировка (счета и двойная запись);
· итоговое обобщение (баланс и отчетность).
Документация определяется как способ отражения влияния фактов банковской деятельности на состояние объектов бухгалтерского учета.
Документ — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ дает начало движению учетной информации, обеспечивает сплошное и непрерывное отражение уставной деятельности банка. Первоочередными требованиями к документам является их правильное оформление, своевременность и полнота заполнения, представление на проверку и обработку.
Документы подразделяются на первичные расчетно-денежные документы; документы аналитического и синтетического учета.
Достоверность учетной информации обеспечивается проведением инвентаризации, основной задачей которой является выявление фактического состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых требований и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество в год, даты проведения, перечень объектов) определяется руководителем банка. В ряде случаев проведение инвентаризации является обязательным, например перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при передаче имущества в аренду, при реорганизации или ликвидации банка, а также в ряде других случаев. В зависимости от количества проверяемых объектов различают полную, частичную или выборочную инвентаризации. По периодичности проведения — текущую и постоянную.
Особенностью бухгалтерского учета является то, что это стоимостной учет, при котором все объекты бухгалтерского учета подлежат оценке в денежном выражении. Существует несколько видов стоимостных оценок объектов бухгалтерского учета: первоначальная, восстановительная, текущая рыночная, остаточная и т. д.
В соответствии с действующим законодательством определен следующий порядок оценки активов и пассивов. Активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем в соответствии с законодательством активы переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Обязательства отражаются в учете в соответствии с условиями договора в целях обеспечения контроля за полнотой и своевременностью их исполнения. В случаях, установленных законодательством, обязательства также переоцениваются по текущей (справедливой) стоимости.
Текущая группировка объектов бухгалтерского учета осуществляется с помощью счетов и двойной записи. На каждый вид средств и их источников открывается отдельный счет. В соответствии с правилом двойной записи сумма каждой банковской операции должна быть отражена на счетах дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись имеет важное значение, так как обеспечивает взаимосвязанное отражение в учете уставной деятельности банка и выполняет контрольные функции за соблюдением равенства итогов оборотов по счетам.
Информация на активных и пассивных счетах по степени ее обобщения и способу группировки подразделяется на синтетическую и аналитическую. Счета синтетического учета применяются для отражения состава и движения средств банка, а также их источников в обобщенном виде и только в денежном выражении. Каждый синтетический счет детализируется относящимися к нему аналитическими счетами, которые в совокупности образуют единую информационную систему. По окончании отчетного периода на основании обобщенных данных синтетического учета о состоянии активов, капиталов и обязательств банка заполняются все формы бухгалтерской отчетности, в том числе и баланс.
return false">ссылка скрыта