Методика изучения теорем
№ п/п | Этапы изучения теоремы | Содержание | Средства | Методы | |||
конкретно-индуктивный | абстрактно-дедуктивный | ||||||
Подготовка к изучению теоремы | Актуализация опорных знаний и умений | Система задач, позволяющих актуализировать знания и умения, используемые при введении и доказательстве теоремы | + | – | |||
Мотивация изучения теоремы | Пробуждение интереса к изучаемой теореме | Проблемные задания; анализ ситуаций окружающей действительности; построения, измерения с последующим обобщением, и т.д. | + | – | |||
Введение теоремы | 3.1. Ознакомление с фактом, отражённым в теореме | Построения, измерения с последующей формулировкой гипотезы; Задачи, направленные на выявление факта, отражённого в теореме и способа его доказательства и др. | + | – | |||
3.2. Формулировка теоремы, выяснение смысла каждого элемента формулировки, проверка её справедливости на частных случаях, на моделях | Примеры, контрпримеры | + | + | ||||
3.3. Выделение условия теоремы и заключения. | Переформулировка теоремы в условной форме, выполнение чертежа, запись условия и заключения в виде «Дано. Доказать» | + | + | ||||
Доказательство теоремы | 4.1. Поиск способа доказательства | Использование восходящего и нисходящего анализа, метода от противного, метода исключения. Использование эвристических приёмов (аналогии, обобщения и т.д.) | + | – | |||
4.2. Формулирование общего замысла доказательства, анализ (сообщение) логической структуры доказательства | Составление (предъявление) плана доказательства | + | + | ||||
4.3. Оформление доказательства | Образцы
Упражнения на специальных карточках, содержащих пропуски:
| + | + | ||||
4.4. Закрепление доказательства теоремы | Задания: перечислить все аксиомы, теоремы и определения, которые используются в доказательстве; объяснить отдельные шаги в доказательстве; сформулировать основную идею доказательства; выяснить, нет ли других способов доказательства и т.п. | + | + | ||||
5. | Формирование умения применять теорему | 5.1. Усвоение содержания теоремы. Запоминание формулировки теоремы | Упражнения на поэлементное усвоение содержания теоремы: формулировка теоремы разбивается на отдельные элементы (в тексте элементы разделяются вертикальной чертой), каждый из элементов используется при выполнении упражнений на распознавание ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы. | + | + | ||
5.2. Решение задач на распознавание ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы и выведение следствий | Система целесообразных задач | + | + | ||||
Выявление места изучаемой теоремы в системе учебного материала | Систематизация знаний | Структурно-логические схемы, таблицы и т.д. | + | + | |||
Выявление практического значения теоремы | Решение задач на применение теоремы в изменённых условиях, для решения задач, возникающих в повседневной жизни | Задачи практического содержания | + | + |