Анализ данного механизма на примере Daewoo и General Motors.

Рассмотрим сделку как способ финансового оздоровления на примере крупных корпораций Daewoo и General Motors.

ФПГ Daewoo в 1998 году столкнулась с серьезным финансовым кризисом. Причины можно выделить следующие: азиатский финансовый кризис, политические изменения в стране, политика руководства компании и собственные финансовые просчеты.

К 1999 году крупнейшая компания Южной Кореи обанкротилась с долгами приблизительно в 80 млрд долларов.

После проведенной правительством реорганизации какие-то подразделения стали независимыми, некоторые были поглощены другими компаниями, другие просто прекратили существование.

General Motors купил подразделение легковых автомобилей, которое в последующем получило название GM-DAT. Руководители GM захотели иметь дело только с самыми преуспевающими заводами Daewoo, поэтому тщательно изучали работу различных подразделений компании. В итоге в состав объединенного предприятия вошли три завода (два в Южной Корее и один во Вьетнаме) и 9 региональных сбытовых агентств, которые располагались в странах Западной Европы и в Пуэрто-Рико.

В данном случае поглощение рассматривалось как способ финансового оздоровления компании Daewoo Motor и являлось крайней мерой, когда собственникам компании пришлось пожертвовать своей собственностью, а многие менеджеры были сокращены. Какие же мотивы преследовала компания GM? Это расширение географии влияния – выход на новые рынки, а следовательно, устранение конкурентов; экономия на масштабе – снижение издержек.

Заключенное соглашение не предполагало для General Motors никаких платежей по долгам Daewoo Motor. Поэтому вместо 17 млрд долларов долга GM раздала кредиторам привилегированные акции будущего предприятия Daewoo Auto&Technology Co. приблизительно на сумму в 1 млрд долларов.

Покупка контрольного пакета Daewoo Motor позволила GM взять под контроль почти 10% южнокорейского рынка. Реструктуризация концерна Daewoo привела к новым методам ведения бизнеса. Теперь прибыль одних подразделений – рентабельных не отходила в пользу других – убыточных.

Объединенная компания должна расширить экспортный рынок. Прогнозы делались на выпуск около 680 тыс. автомобилей в год. А доход от их продажи в Корее и за рубежом должен составить 5 млрд долларов в год.

Однако в скором времени (в 2004 году) компания General Motors удалила марку транспортных средств Daewoo с рынков Австралии и Новой Зеландии, чем нанесла огромный урон этой торговой марке. С начала 2011 года GM решила отказаться от использования Daewoo в Южной Корее в связи с неоднозначной репутацией компании в данной стране, которая связана с крупными финансовыми скандалами и махинациями. Плохую репутацию компании не удалось изменить даже после ее приобретения американским концерном. Таким образом, с 1 марта 2011 года корейский бренд автомобилей Daewoo Motor, который с 2002 года принадлежит американской компании General Motors, упразднен во многих странах и заменен на Chevrolet.

В целом, эффект от данного поглощения можно рассмотреть двояко. С одной стороны, оно нанесло ущерб компании Daewoo Motor: в результате поглощения бренд Daewoo не удалось реанимировать, интеграционный процесс транснациональной сделки проходил достаточно тяжело, репутация бренда не была восстановлена на южнокорейском рынке, что отразилось и на других рынках. С другой стороны, компания GM, можно сказать, удовлетворила свои целевые установки – значительно расширила рынок экспорта, увеличила объем выпуска продукции, снизила издержки. Требования кредиторов компании Daewoo были удовлетворены, технология производства автомобилей на присоединенных заводах Daewoo Motor была сохранена, между тем вместо попыток восстановления испорченной репутации Daewoo компания GM решила в рамках финансового оздоровления изменить бренд выпускаемых автомобилей (провести ребрендинг). Стратегические задачи были выполнены, выгоды превзошли издержки.

Так как компания Daewoo на протяжении многих лет являлась ведущей компанией страны и опорой национальной экономики, она имела весьма тесные отношения с южнокорейским правительством. Конфликт и разрыв отношений с властью – главная причина смены бренда Daewoo, а следовательно, диалог с правительством и восстановление отношений – основная возможность сохранения бренда и восстановления позиций. Бренд, занимавший многие годы первые строчки и имеющий стабильную поддержку среди широкого круга потребителей, мог бы значительно увеличить шансы GM по обходу сильных конкурентов.

Кроме того, компании GM необходимо было наладить механизм обратной связи со своими партнерами Daewoo Motor, дабы избежать повторяющихся конфликтов на фоне различных представлений целей интеграции.

Немаловажным является системный подход. К каждому элементу системы – компании Daewoo требовались соответствующие меры для перехода на новую систему ведения бизнеса. Как уже говорилось, это транснациональная сделка, произошла интеграция компаний с абсолютно разными культурами ведения бизнеса. Думается, что разработка качественных программ по переориентации сотрудников и всех происходящих в объединенной компании процессов на американскую модель послужила бы повышению совокупного эффекта.

Политика масштабных сокращений должна опираться на принцип отбора и сохранения талантливых сотрудников.

На примере компаний General Motors и Daewoo доказано, что подобные сделки являются эффективным способом сохранения финансово нездоровых компаний, кроме того, могут быть выгодны здоровым компаниям. Однако установлено, что максимальная эффективность может быть достигнута только при тщательном рассмотрении всех нюансов сделки.