Щ; 2/04.17.Тир.20100

(С) СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 20Ы


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН .................................................................... .5

ЛИТЕРАТУРА..... .................................................................................. 6

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ.......................................................................... . 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР...................................................................... 9

1. НАКАЗАНИ..................................................................... Е 9

1.1.Понятие наказание и его признаки........................................... 9

1.2.Отличие наказания от иных мер государственного

принуждения...................................................................................... 13

1.3. Цели................ наказания...................................................... 15

1.4. Виды......... наказаний ............................................................ 18

1.5. Содержание..................................... наказаний ......... 21

1.5.1. Штраф...................................................................................... 21

1.5.2. Лишение........................................... права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.......................................... ......... 23

1.5.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград ....................................................................... .......24

1.5.4. Обязательные работы.................................................................. 25

1.5.5. Исправительные......................... работы.......... 26

1.5.6.0граничение по военной службе................................................ 27

1.5.7. Ограничение свободы.............................................................. 28

1.5.8. Арес............................... т.................................................. 29

1.5.9. Содержание...................................... в дисциплинарной воинской части 29

1.5.10. Лишение............................................................. свободы на определенный срок ... 30

1.5.11 .Пожизненное лишение свободы.............................................. 32

2. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ............................................................ 33

2.1.Общие начала назначения наказания: понятие и содержание ... 33 2.2.Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание................................................................................................. 38

2.3. Назначение.......................... более мягкого наказания, 43

чем предусмотрено санкцией............................................................. 43

2.4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, преступление, совершенное в соучастии, при рецидиве преступлений 45

2.5. Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров 49

3. УСЛОВНОЕ ОСУЖДЕНИЕ................................................................ 53

3.1. Понятие........................................... условного осуждения 53

3.2. Понятие.............................................................. испытательного срока и его предел 53

4.0СВ0Б0ЖДЕНИЕ0ТУГ0Л0ВН0Й ОТВЕТСТВЕННОСТИ....................... 58

4.1 .Понятие освобождения от уголовной ответственности............... 58

Современная Гуманитарная Академия

з


4.2.Виды освобождения от уголовной ответственности..................... 60

5.0СВ0Б0ЖДЕНИЕ0ТУГ0Л0ВН0Г0 НАКАЗАНИЯ.................................. 68

5.1. Понятие.............. освобождения от уголовного наказания 68

5.2. Виды........................................................... освобождения от уголовного наказания 70

5.3. Амнистия. Помилование. Судимость............................................ 81

6. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 87

6.1 .Понятие и особенности уголовной ответственности

несовершеннолетних......................................................................... 87

6.2.Виды и размер наказаний, применяемых к

несовершеннолетним................................................ ......................... 88

6.3.Особенности назначения наказания несовершеннолетним............ 92

6.4.Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания 94

7. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 100

7.1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия..... 100

7.2. Виды принудительных мер воспитательного воздействия и основания их применения .....100

8. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ.......................... МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА 103

8.1. Понятие................................................... и социально-правовое значение принудительных мер медицинского характера............................................................. 103

8.2. Категории........................................ лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера 105

8.3. Виды........................................................ принудительных мер и их содержание 107

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ................................ 111

ТРЕНИНГУМЕНИЙ ........................................................................... 112

ГЛОССАРИЙ[1]

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наказание. Понятие наказание и его признаки. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения. Цели наказания. Виды наказаний. Содержание наказаний. Назначение наказаний. Общие начала назначения: понятие и содержание. Обстоятельства отягчающие и смягчающие наказание. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией. Назначение наказания за неоконченное преступление, преступление, совершенное в соучастии, при рецидиве преступлений. Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров. Условное осуждение. Понятие осуждения. Понятие испытательного срока и его предел. Отмена условного осуждения. Освобождение от уголовной ответственности. Понятие освобождения от уголовной ответственности. Виды освобождения от уголовной ответственности. Освобождение от уголовного наказания.Понятие освобождения от уголовного наказания. Виды освобождения от уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и социальное значение особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды и размер наказаний, применяемых к несовершеннолетним. Особенности назначения наказания несовершеннолетним. Особенности освобожде­ния несовершеннолетних от уголовной ответственности и уголовного наказания. Принудительные меры воспитательного воздействия. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия. Принуди­тельные меры медицинского характера. Понятие и социально- правовое значение принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер и их содержание.

2-779


ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 12.12.1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-Ф3 // СЗ-РФ 1996 г. №25. ст. 2954.

3. Федеральный закон от 8.12.2003 г. №162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ" (с изм. и доп. от 11 марта 2004 г.) // СЗ РФ 2003 г. №50. ст. 4848.

4. Федеральный закон от 9 марта 2001 г. №25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18.12.01г. 8 декабря 2003г.) / / Российская газета №52 от 14 марта 2001 г.

5. Федеральный закон от 31 октября 2002 г. №133-Ф3 "О внесении изм. и доп. в Уголовный кодекс РФ, Уголовный процесс, кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях" // СЗ РФ 2002 г. №44. ст. 4298.

Основная

1. Уголовное право России. В 2-х томах/ Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. - М., 2000.

2. "Российское уголовное право. В двух томах. Том I. Общая часть / Под ред. Проф. А. И. Рарога. - М.: Профобразование, 2001.

Дополнительная

3. "Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть / Под.общ. ред. Проф. Ю. И. Скуратова и Председателя ВС РФ В. М. Лебедева. - М.: Издательская группа ИНФРА - М - Норма, 2002.

4 "Комментарий к постановлениям Пленума верховного Суда РФ по уголовным делам / Под общ. Ред. В. М. Лебедева и Б. Н. Топорина. - М.: Юрист, 1999.

5. Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Уголовные наказания в России : (История законодательства и практики его применения). - Домодедово, 1997.

6. Горобцов В.И. Принудительные меры медицинского характера в отношении психически больных по уголовному кодексу Российской Федерации - Красноярск: Краснояр. высш. шк. МВД России, 1998.

7. "Милюков С.Ф. Российская система наказаний. - СПб., 1998.

8. Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип

Примечание. Нормативно-правовые акты приведены по состоянию на май 2004 г.


уголовного права - Омск: Омск. юрид. ин-т МВД России, 1996.

9. Авдеев В. А. Теория и практика условно-досрочного освобождения несовершеннолетних: (Сравн. анализ УК РСФСР 1960 и УК РФ 1966 гг.) - Иркутск, 1997.

10. Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве. - М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 1998.

11. Аликперов Х.Д. оглы. Освобождение от уголовной ответственности: Уголов.-правовые аспекты. - М., 1999.

12. *Становский М.Н. Назначение наказания.-СПб.: Юрид. центр пресс, 1999.

13. Баранов В.И. Назначение и исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы. - Уфа: Вост. ун-т, 2000.

14. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная. Вопросы и ответы / Под ред. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2000.

15. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная / Под ред. Л. Д. Гаухмана, Л. Н. Колонкина, С. В. Максимовой. - М.: Юристъ, 1999.

16. Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Уголовное право. - М.: Юристъ, 1999.

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

«

№ п/п Умение Алгоритм
Назначение наказания по совокупности преступле­ний и приговоров 1. Определение количества преступле­ний, за которые следует назначить наказание 2. Определение пределов наказания за каждое преступление 3. Установление размера неотбытого наказания за предыдущее преступ­ление 4. Выбор способа определения резуль­тирующего наказания 5. Определение границ наказания
Освобождение от уголов­ной ответственности 1. Определение категории преступле­ния 2. Установление условий освобожде­ния от уголовной ответственности 3. Определение характеристики лица и деяния, им совершенного 4. Принятие решения о возможности освобождения
Освобождение от уголов­ного наказания 1. Определение срока и размера нака­зания 2. Определение срока и размера отбы­того наказания 3. Определение условий освобождения от уголовного наказания 4. Принятие решения о возможности освобождения от наказания
Ответственность несовер­шеннолетних 1. Определение возраста лица 2. Определение количества совершен­ных преступлений и их категории 3. Принятие решения о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия 4. Определение размера и вида наказа­ния

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР[2]

1. НАКАЗАНИЕ 1.1.Понятие наказание и его признаки

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые в отечественном и зару­бежном уголовном законодательстве сформулировал понятие нака­зания. В ст. 43 сказано: "Наказание есть мера государственного принуждения, состоящая в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления, назначаемая по приговору суда".

Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права. Принцип законности реализуется в наказании прежде всего тем, что виды наказаний предусмотрены исключительно в Уголовном кодексе. Старинный принцип "nulla poena sine lege" означает, что законом является только УК. Часть 1 ст. 3 "Принцип законности" прямо гласит, что наказуемость деяния "определяется только настоящим Кодексом".

Законность в наказании реализуется и в том, что единственным его основанием служит состав преступления (ст. 8 УК).

1 Требование принципа законности о полной кодификации уголовно- правовых норм целиком распространяется на регламентацию наказания. Никакой иной закон кроме УК не может вводить наказание. Неточно даже выражение "уголовное наказание", ибо наказание всегда уголовное. При этом применяются санкции того УК, который действовал во время совершения преступления. Исключение допускается согласно ст. 10 УК в случаях обратной силы уголовного закона.

Российское уголовное законодательство не подразделяет, как это делают многие зарубежные УК, последствия совершения преступления на две разновидности: наказание и меры безопасности. Последние назначаются по различным основаниям и имеют неодинаковую правовую природу. Таковы меры безопасности, назначаемые невменяемым и ограниченно вменяемым лицам, алкоголикам и наркоманам, дополнительные наказания, а также превентивные меры безопасности. Последние применяются к лицам, которые не совершили преступления, но находятся в "опасном состоянии" ввиду прежних судимостей.

Принцип законности проявляется в институте наказания также в срочном характере видов наказания. Исключение составляют только смертная казнь (ст. 59), пожизненное заключение (ст. 57), лишение орденов и почетных званий (ст. 48). Этим свойством наказание по УК РФ, как и прежде по УК РСФСР, выгодно отличается от ряда зарубежных


кодексов, допускающих наказание на неопределенный срок.

Принцип равенства применительно к наказанию означает, в<?р- первых, требование* пенализации, т.е. установления санкций за пре­ступления независимо от пола, национальности и других, перечисленный в ст. 4 УК свойств и функций осужденного.

Во-вторых, реализация принципа равенства означает неотвра­тимость наказания как решающего этапа уголовной ответственности. Принцип равенства в системе видов наказания и санкциях норм со­четается с принципами справедливости, вины, гуманизма. Так, принцип справедливости предполагает при применении судом наказания учета обстоятельств совершения преступления и личности йиновного.

Принцип вины в наказании воплощается таким образом, что наказание за невиновное причинение вреда не допускается и наказание носит всегда личный характер, т.е. несет в себе лишение и ограничение прав и свобод только осужденному. Это требование виновной и личной ответственности распространяется как на наказание лица, совершившего преступление индивидуально, так и на соучастников. Например, ст. 67 требует при назначении наказания соучастникам учитывать их фактический персональный "вклад" в общее преступление. Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников, учитываются при назначении наказания только этому соучастнику.

Принцип справедливости (ст. 6) полностью обращен к наказанию. Он требует точной соразмерности наказания характеру и степени общественной опасности преступлений, обстоятельствам совершения и личности виновного. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление.

Принцип гуманизма наказания — санкции в уголовно-правовой норме и реального наказания, определяемого приговором суда, означает рациональную экономию репрессий. Законодатель выражает это требование в ч. 1 ст. 60: "Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания".

Принцип гуманизма применительно к наказанию означает также, что целью наказания не является причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Первый признак наказания — оно суть мера государственного принуждения. Никакие другие органы кроме государства в лице судебной власти не могут выносить наказание. Меры общественного воздействия типа выговоров, ходатайств об увольнении и т.п. которые согласно УК 1960 г. выносились товарищескими судами за преступления, не представляющие большой общественной опасности, а также коллективные поручительства взамен наказания, в УР 1996 г. не предусмотрены.


Приговоры суды выносят всегда именем Российской Федерации. 0резолютивной части обвинительного приговора суда должны быть указаны вид и размер наказания, вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором будет отбывать наказание осужденный к лишению свободы.

Второй признак наказания — оно является принуждением. Его назначение и исполнение осуществляются вопреки воле осужденного не быть наказанным вообще или менее строгим наказанием. Уголовно- процессуальное законодательство, правда, предоставляет осужденному возможность жаловаться на суровость наказания в порядке кассационного надзора. Суды могут снизить наказание. Однако во всех случаях окончательно определенное наказание не утрачивает своего принудительного свойства. Более того, за злостное уклонение от назначенного судом наказания следует замена его более строгим наказанием. Уклонение от исполнения лишения свободы образует самостоятельный состав преступления. За побег из мест лишения свободы назначается новое наказание, оно складывается с неотбытым сроком наказания. Сумма при совокупности приговоров может составлять тридцать лет лишения свободы.

Третий признак наказания относится к его содержанию. Это лишение или ограничение прав либо свобод осужденного.

Лишения свобод заключены в таких видах наказания, как по­жизненное либо временное лишение свободы и арест. Ограничение свободы, когда осужденный не имеет права в определенное время суток отлучаться из мест отбывания этого наказания, содержится в таких видах наказания, как ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части.

Ограничение трудовых прав происходит при исправительных работах, ограничении по военной службе, обязательных работах, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ограничение имущественных прав заключено в штрафе.

Исключительной, высшей мерой наказания является смертная казнь. Она лишает осужденного главного права человека — права на жизнь. Однако в настоящее время смертная казнь в РФ не может быть назначена как вид наказания, хотя из уголовного закона она не исключена. Большинство наказаний сочетают лишение прав и свобод с ограничением. Так, лишение свободы сочетается с ограничением трудовых, имущественных, жилищных, семейных прав осужденного. Исправительные работы ограничивают трудовые и имущественные права.

Четвертый признак наказания образует основание его назначения. Таковым является совершение преступления, наказание— органичное следствие преступления.


Пятый признак наказания — его адресат. Наказанию подвергается только лицо, признанное судом виновным в совершении преступления. Личность субъекта преступления служит самостоятельным основанием индивидуализации судом наказания (ст. 60).

В понятие* наказания законодатель включил уголовно- процессуальный признак — назначение наказания по приговору суда. Сделано это для того, чтобы исключить имевшие в прошлом рецидивы грубых нарушений законности, когда наказания вплоть до высшей меры выносили спецсуды.

В соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, Пунктов 1 и 2 постановления Сверхнового Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года; "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации"; "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР"; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях "в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан". "С момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо оттого, рассматрива­ется ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей".

Исполнение наказания регламентирует Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в силу 1 июля 1997 г.

Наказание и уголовная ответственность — не совпадающие ка­тегории и понятия, хотя говорить об их существенных различиях тоже не следует. Наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности в обвинительном приговоре суда. Наказание — важнейший этап уголовной ответственности.

УК различает уголовную ответственность и наказание. Например, в ст. 8 говорится об основании уголовной ответственности. В различных главах (соответственно, в гл. 11 и 12) регламентируется освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания. Неодинаковы временные рамки уголовной ответственности. Различаются органы, осуществляющие привлечение к уголовной ответственности и освобождение от нее.


Началом уголовной ответственности является совершение пре­ступления. Окончанием — погашение или снятие судимости, К уголовной ответственности привлекают и освобождают от нее органы дознания, следствия, прокуратуры, суда. Наказание выносит только суд, и он же освобождает от него.

Потенциальная уголовная ответственность в виде угрозы на­казанием содержится в вступившем в силу уголовном законе. Реальная уголовная ответственность начинается с момента появления ее основания, т. е. совершения преступления (ст. 8). Правоограничение здесь выражается в появлении у лица, виновного в преступлении, обязанности отвечать за содеянное путем претерпевания связанных с наказанием лишений и ограничений. В случае уклонения от исполнения этой обязанности не текут сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78). Боязнь быть наказанным порождает определенный психологический дискомфорт лица. У правоохрани­тельных органов с момента совершения виновным преступления возникают права и обязанности по привлечению его к уголовной ответственности.

На следующем этапе уголовная ответственность воплощается уже в реальном наказании. На последнем, четвертом этапе уголовной ответственности следует погашение и снятие судимости. Наказание, таким образом, суть реализованная судом в обвинительном приговоре уголовная ответственность. Погашение и снятие судимости аннулируют все правоограничения, связанные с наказанием.

1.2.Отличие наказания от иных мер государственного

принуждения

В УК предусмотрены помимо наказаний меры уголовно-правового характера. К ним относятся принудительные меры воспитательного воздействия и принудительные меры медицинского характера. Первые назначаются судом взамен наказания несовершеннолетнему лицу, виновному в преступлении небольшой или средней тяжести (ст. 90— 91). Принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от наказания по содержанию. Они не имеют карательно-репрессивного характера. Их принудительность несравненно меньшая, нежели в наказаниях. Она состоит в обязанности осужденного претерпевать такие ограничения, как возмещение причиненного ущерба, опекунство и т.д. В случае систематического невыполнения принудительных мер воспитательного воздействия они отменяются и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. К мерам уголовно-правового характера относится также принудительное помещение подростка, совершившего преступление средней тяжести, в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Судимости эти меры не влекут. »

Адресатом принудительных мер воспитательного воздействия яв­ляется несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет. Сходство на­казаний и принудительных мер воспитательного воздействия в осно­ваниях их назначения — совершение преступления.

Принудительные меры медицинского характера представляют собой, согласно ст. 99 УК, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрическом стационаре трех типов, а также медико-наркологические меры, применяемые к совершившим преступление лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании.

От наказания принудительные меры медицинского характера в отношении невменяемых отличаются по основаниям. Невменяемые не совершают преступления, и поэтому целью их является излечение или улучшение психического состояния. Их назначает суд своим определением.

Принудительные меры медицинского характера определяются судом и в отношении лиц, которые после совершения преступления заболели психическим расстройством, а также в обвинительном приговоре к ограниченно вменяемым, наркоманам, алкоголикам и токсикоманам. Здесь различие проходит прежде всего по содержанию: они лишены карательности наказания, но являются принудительными. Оснований назначения два, как и в наказании: совершение преступления и наличие психического либо наркологического расстройства. Они преследуют также две цели (ст. 98); излечение и предупреждение новых уголовно наказуемых деяний.

Принудительные меры медицинского характера назначаются судом на неопределенный срок, который зависит от достижения цели излечения.

Наказание следует отличать также от иных правовых санкций — административных, гражданских, дисциплинарных. Различие проходит по основаниям ответственности, содержанию и последствиям. Имеются также процессуальные отличия.

Основанием наказания является преступление. Основанием иных правовых санкций служат соответствующие правонарушения. Содержание наказания — ограничение или лишение прав и свобод осужденного. Иные правовые санкции также содержат определенные правоограничения. Гражданские, главным образом имущественные и личные (за причиненный моральный ущерб). Административные санкции — штраф, арест, исправительные работы. Дисциплинарные санкции — это выговор, увольнение, отстранение от должности и т.п. Однако по порицаемости, сурйвости и судимости они всегда отличны от наказания.


1.3.Цели наказания

Наказание является средством осуществления целей, закреплен­ных в уголовном законе.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК целями наказания являются: • 1) восстановление социальной справедливости;

2) исправление осужденного;

3) предупреждение совершения новых преступлений. Содержанием целей наказания является правомерное поведение граждан и соблюдение установленного в обществе правопорядка.

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено в УК 1996 г. Уголовное законода­тельство прошлых лет такой цели прямо не называло, хотя и подразу­мевало ее. Это связано, в частности, с тем, что справедливость принято рассматривать как категорию этики, характеризующую соотношение явлений с точки зрения добра и зла между людьми: соотношение между ролью людей (классов, социальных групп, отдельных лиц) и их социальным положением; их правами и обязанностями; между деянием и воздаянием и т.д.

Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей че­ловека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда является наруше­нием справедливости.

В понимании уголовного права нарушением справедливости явля­ется совершение преступления. Любое преступление нарушает соци­альную справедливость, так как оно причиняет вред личности, обще­ству, государству; ущемляет права потерпевших, наносит моральный, материальный или физический вред. Поэтому восстановление соци­альной справедливости предполагает восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества и государства: возме­щение ущерба от преступления, а также определение наказания, со­размерного общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, как этого требует принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК.

Применение наказания является способом восстановления спра­ведливости. Эта цель достигается путем адекватного совершенному преступлению ограничения прав и свобод виновного, реализации карательного содержания наказания, своеобразного возмездия преступнику. При этом необходимо иметь в виду, что сама по себе кара не является,целью уголовного наказания. Последнее применяется не для того, чтобы причинить моральные и физические мучения и страдания осужденному. Указанные выше правоограничения и лишения преследуют иные цели, в том числе и цель восстановления социальной справедливости.

о

Реализуя свое право наказать преступника и тем самым восстано­вить нарушенную его деянием социальную справедливость, государ­
ство одновременно поддерживает авторитет уголовного закона и вое* питывает уважение к нему.

Таким обрйзом, восстановление социальной справедливости пу^ тем наказания виновного осуществляется применительно и к обществу в целом и к потерпевшему в частности. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он претерпел вследствие сойершенного преступления.

Следует отметить, что определение судом справедливого наказа­ния — это только начальный этап восстановления социальной спра­ведливости. Цель восстановления социальной справедливости в оп­ределенной степени реализуется и на стадии исполнения наказания. Хотя действующий УИК РФ прямо не предусматривает такой цели, она подразумевается при реализации в уголовно-исполнительном за­конодательстве таких принципов, как гуманизм, равенство осужденных перед законом, рациональное применение средств принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их право- послушного поведения. Последовательное выполнение именно этих принципов в российском уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения обеспечивает фактическую реализацию восстановления социальной справедливости таким опосредованным путем.

Второй целью наказания является исправление осужденного. Эта цель состоит в положительном воздействии на личность преступника, превращении осужденного в законопослушного гражданина, т.е. в та­ком изменении его личности, при котором он перестает быть опасным для общества, не нарушает уголовный закон, соблюдает правила че­ловеческого общежития. Реализация данной цели зависит от особен­ностей конкретных видов наказаний. Для наказаний, не связанных с лишением свободы, цель исправления достигается зачастую самим фактом их применения. При лишении свободы исправление обеспе­чивается установлением определенного режима, привлечением за­ключенного к труду, обучению и т.п.

При этом, если цель исправления ставится перед наказанием в уголовном законе, то у осужденного появляется право на получение помощи, направленной на приспособление его к нормальной жизни, и на нахождение в таких условиях при отбывании наказания, которые бы не усугубляли его отрыв от общества и закрепление отрицательных свойств его личности.

В развитие уголовного законодательства Федеральный Уголовно- исполнительный кодекс определяет, в частности, понятие исправле­ния осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человече­ского общежития и стимулирования правопослушного поведения (ст. 9 УИК РФ). Причем в уголовно-исполнительном законодательстве РФ исправление рассматривается не только как цель, но и как процесс и результат применения наказания и исправительного воздействия. Ос- новйыми средствами исправления признаются: установленный поря­док исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная ра­бота) общественно полезный труд, получение образования, професси­ональная подготовка и общественное воздействие.

В качестве цели наказания предусмотрено также предупреждение преступлений.

Реализация цели предупреждения преступлений предполагает недопущение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и иными лицами. Ее осуществление связано с воздействием нака­зания на само лицо, осужденное за совершение преступления, а также иных граждан, заставляя их соблюдать правопорядок хотя бы под страхом уголовного наказания.

В теории уголовного права различается общее и частное (специ­альное) предупреждение, то есть превенция, или превентивные меры. Специальное предупреждение заключается в предупреждении совершения новых преступлений самим осужденным. Это достигается путем создания при применении наказания таких условий, которые исключали бы возможность в период отбывания наказания продолжение преступной деятельности осужденным. К примеру, такие условия, обеспечиваются при лишении преступника свободы.

При этом следует учитывать, что неизбежность наказания и быст­рота его применения являются более эффективными для цели специ­альной превенции, чем суровость наказания.

Цель общего предупреждения заключается в предупреждении со­вершения преступлений иными лицами. Эта цель реализуется путем психологического воздействия на неустойчивых граждан путем нака­зания виновных, неотвратимости наступления уголовной ответствен­ности за совершенное преступление, угрозы применения наказания.

Общепредупредительное воздействие проявляется как в самом факте существования системы уголовных наказаний, предусмотренных в уголовном законе, так и в назначении наказания конкретному лицу за совершение конкретного преступления. В первом случае за­конодатель информирует всех граждан о запрете совершения проти­воправных действий и угрозе наказания в случае нарушения этого правового запрета. Тем самым происходит устрашающее воздействие на неустойчивых граждан, и укрепляется мотивация к отказу от про­тивоправного поведения остальных членов общества. В последнем случае наказание, примененное к конкретному гражданину, оказывает информационное и психологическое воздействие и на иных лиц, подчеркивая неотвратимость ответственности и неизбежность вос­становления социальной справедливости.

Необходимо иметь в виду, что наказание не является главным средством в борьбе с преступностью, будучи вторичным по отношению к


преступлению, преступности и их причинам. Основную роль игр?иё¥ экономические, политические, организационные, управленческ^е-и | иные меры борьбы с преступностью, осуществляемые государство^. lH |

Наказание применяется соразмерно преступному деянию тогда; когда иные средства воздействия оказались, либо заведомо могут 1 показаться неэффективными. Вместе с тем, уголовное наказание является важным и необходимым средством влияния на преступность, позволяющим воздействовать не только на самого преступника, но и на определенную неустойчивую в нравственном отношении часть ; граждан, заставляя их под страхом наказания отказаться от совершения общественно опасных деяний.

Справедливый обвинительный приговор, определяющий наказа­ние преступнику, вызывает у граждан сознание, что преступление не осталось безнаказанным, преступник понес заслуженное наказание, i право и справедливость восторжествовали.

1.4.Виды наказаний

Действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью; лишение специального, воинского или почетного звания, • классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Суд может и должен избрать индивидуализированную меру наказания, наиболее полно учитывающую как характер содеянного, так и степень общественной опасности самого деятеля.

Перечень видов наказаний, определенных законом, является исчерпывающим. Суд может применить к осужденному только ту меру, j которая предусмотрена уголовным законом. Конкретные виды наказаний образуют в совокупности их систему. Система наказаний — это установленный законом, обязательный и исчерпывающий ■; перечень уголовно-правовых мер принуждения, расположенный по j степени их сравнительной тяжести.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и I специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям. Вопрос о классификации — один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок, но и предопределяет полноту и j правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем уголовно-исполнительного права и применения ; положений педагогики, психологии и экономической науки в процессе <


и§Нолнения наказания и эффективного достижения целей. К сожалению, действующее уголовное законодательство, как и прежнее, не дает единой классификации существующих наказаний, а в юридической литературе этот вопрос дискутируется уже многие годы. Ряд авторов классифицирует наказания: а) по способу сочетания наказаний — на основные и дополнительные; б) по особенности субъектов— на общие, назначаемые любым лицам, и специальные, назначаемые определенному кругу лиц; в) по близости содержания — на связанные с исправительно-трудовым воздействием и не связанные с ним.

Согласно другому направлению, уголовные наказания следует различать в соответствии с правовыми, психологическими и педагогическими критериями. В соответствии с правовыми критериями наказание следует различать в зависимости от степени важности и порядка их назначения; степени суровости режимных ограничений, которые наступают для осужденных при исполнении наказаний; особен­ностей субъектов, которым они назначаются; возможности их замены иными наказаниями или другими мерами правового воздействия; возможности условных наказаний; возможности назначения их на определенный срок. С точки зрения психологических критериев: ограничивающие либо полностью лишающие осужденного возможности осуществлять свои политические права и свободы, гражданские, трудовые и иные права и привилегии; направленные на жизнь осужденного или на физическую свободу его передвижения. И, наконец, с точки зрения педагогических критериев: наказания, которым сопутствует государственное воздействие; наказания, которые исполняются одновременно и с государственным воспитательным воздействием, и с общественным; наказания, за назначением которых должно следовать общественное воздействие.

Существуют и другие предложения классификации, но большинство из них либо несколько ограничены, как первое, либо хороши лишь в теоретическом плане, как второе. С точки же зрения практической значимости вторая градация слишком громоздка и неудобна, поскольку не дает ни юристам, ни просто гражданам четкого понятия сути того или иного вида наказания. Добавим, что подобную классификацию нельзя, или по крайней мере затруднительно, провести в действующем законодательстве, что также снижает ее практическую ценность.

Наиболее оптимальна как в теоретическом, так и практическом смысле градация по: 1) правовому аспекту и объему карательного воздействия — на наказания, связанные и не связанные с лишением свободы; 2) юридическому содержанию — на наказания, связанные и не связанные с исправительно-трудовым воздействием; 3) по порядку назначения и их юридической значимости — на основные, до­полнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Подобная классификация существует в уголовном 'законодательстве некоторых западных стран и, Думается, вполне обоснованно было бы ввести ее в уголовную систему наказаний нашей© законодательства. / \

Первое основание классификации — по правовому аспекту -и объему карательного воздействия имеет богатую историю. £ще уголовное законодательство XVIII в. подразделяло все меры уголовной репрессии на две группы: 1) наказания, не состоящие в лишении свободы — смертная казнь, телесные наказания, поражения чести и прав; 2) наказания, состоящие в лишении свободы — изгнание, ссылка, тюремное заключение.

Применительно к действующему уголовному законодательству к наказаниям, связанным с лишением свободы, относятся арест, лишение свободы на определенный срок и пожизненно. Среди остальных мер наказания есть те, которые свободу лишь ограничивают. Объем карательного воздействия, присущий этим наказаниям, резко отделяет их от всех иных. В ряду обширного числа мер, не связанных с лишением свободы, особое место занимают в настоящее время имущественные санкции и наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием. Данные наказания в силу экономичности их реализации, достижения целей исправления без изоляции от общества, а значит, и без разрыва социально-полезных связей осужденного с обществом, семьей могут оказать в некоторых случаях более эффективное воз­действие, чем наказания, сопряженные с лишением свободы.

Важное значение имеет градация наказаний по юридическому содержанию. К наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием (в рамках приведенного определения), по действующему уголовному законодательству относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы. Именно эти меры уголовного наказания связаны с особым воспитательно-трудовым воздействием длительного, непрерывного характера. Остальные меры наказания не сопряжены с таким процессом, поскольку они либо являются одноактными, либо хотя и рассчитаны на длительное время, но не связаны с применением к осужденному особых методов убеждения и принуждения, обязательно включающих труд.

По порядку назначения и их юридической значимости наказания делятся на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. Указанное деление является сегодня единственным прямо предусмотренным в уголовном законе.

Согласно ст. 45 УК к основным видам наказаний относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. К дополнительным — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Штраф и лишение права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных наказаний.

Деление по данному классификационному признаку было присуще многим карательным системам российского уголовного законода­тельства. Градация наказаний на основные и дополнительные имеет ценность для правильного сочетания разнообразных по карательной и воспитательной направленности мер. Используя философские категории, можно сказать, что, применяя основную меру, суд считает ее необходимой для исправления осужденного, прибавляя же допол­нительную, приходит к выводу о ее достаточности.

Основные наказания назначаются самостоятельно и не могут ни присоединяться к другому наказанию, ни сочетаться друг с другом. Дополнительное же наказание, исходя из вспомогательного характера не может быть строже основного, а по характеру правоограничений должно отличаться от него. Кроме того, выделяют универсальные наказания, которые могут выступать и в качестве основных и в качестве дополнительных.

1.5.Содержание наказаний 1.5.1. Штраф

В соответствии со ст. 46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, установленное в определенном размере'за определенный период времени, предусмотренные законом.

Содержание штрафа как вида наказания. Штраф поставлен на первое место в перечне видов наказаний. Уже поэтому законодатель, по- видимому, принимая во внимание потребности и тенденции практики, считает его эффективным видом наказания, который может с учетом обстоятельств дела и личности виновного найти широкое применение в судебной практике. Суд должен обязательно рассмотреть возможность назначения штрафа в случаях, когда этот вид наказания предусмотрен соответствующей статьей Особенной части действующего Кодекса. Действие штрафа проявляется в том, что он:

а) оказывает психологическое воздействие на осужденного, подтверждая упрек государства в совершении преступления;

б) влечет для него существенные материальные последствия, которые могут сделать невыгодными и опасными многие виды имущественных и иных преступлений.

Основания назначения штрафа. Как и иные виды наказания, штраф назначается в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части Кодекса. Он также может быть назначен как более мягкий вид наказания, чем предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В соответствии со ст. 64 УК РФ суд вправе не назначать штраф в качестве дополнительного наказания, даже если он

3-779

предусмотрен в качестве обязательного в санкции статьи Особенной части УК РФ.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

При этом под иным доходом осужденного понимается такой вид доходов, который не является заработной платой. Ст. 46 УК РФ говорит не об "иных доходах", но об "ином доходе". Это позволяет суДу назначить штраф в пределах одного из видов дохода, не обращаясь к остальным.

Исчисление иного дохода осужденного за определенный период может вызвать известные трудности. Он устанавливается по источникам, видам и размерам поступлений, подлежащих налогообложению в течение того периода, который обозначен в решении суда. Поскольку доходы осужденного могут колебаться, судебная практика должна решить вопрос о возможности назначить штраф в размере иного дохода за период, определенный в конкретных временных границах (доходы, полученные в течение мая—июня такого-то года), о возможности назначения штрафа в размере дохода за прошлый период по усмотрению суда, о порядке исчисления дохода, если он определен на будущий период, а осужденный резко уменьшил размеры получаемого дохода. Исходя из начала равенства граждан перед законом, представляется целесообразным назначать штраф в размере иного дохода за определенный период, не ограничивая его тем или иным промежутком времени, а указывая лишь продолжительность. В этом случае доходы должны исчисляться, исходя из среднего их размера.

Законодатель предусмотрел возможность назначения штрафа в размере от 2.500 до 1.000.000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2-х недель до 5 лет. Законодатель тем самым предусмотрел достаточно широкие пределы для усмотрения суда при назначении штрафа и создал возможность весьма жесткого воздействия на осужденного. Штраф в размере от 500.000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3-х лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями УК.

В этих пределах определение размера штрафа судом происходит с учетом тяжести совершенного преступления, наличия отягчающих и смягчающих обстоятельств и в особенности имущественного положения осужденного. Штраф не должен превратиться ни в средство откупа от наказания, ни в средство разорения осужденного.


1*6.2.Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

' В соответствие со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Значение данного вида наказания состоит в следующем:

а) он оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного;

б) значительно ограничивает его права и возможности;

в) порождает для осужденного определенные невыгоды и трудно­сти, включая имущественные.

Этот вид наказания может серьезным образом способствовать очищению государственной службы и иных видов службы от лиц, которые способны наносить и нанесли серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам.

Основание назначения данного вида наказания. Данный вид наказания должен быть предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК РФ, либо он может быть назначен в качестве дополнительного наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного. Данный вид наказания, следовательно, может быть назначен и в том случае, когда он не предусмотрен санкцией статьи Особенной части.

При этом под определенными должностями по уголовному закону понимается круг должностей, обозначенных нормативно или обладающих идентификационными признаками, которые позволяют точно выявить содержание судебного запрета. Суд не вправе обозначать запрет занимать должности таким образом, чтобы он допускал расширительное толкование и позволял тем или иным должностным лицам произвольно ограничивать право гражданина на выбор рода деятельности и профессии в соответствии со ст. 37 Конституции РФ.

Запрещение заниматься определенной профессиональной дея­тельностью, в свою очередь, распространяется на вид деятельности, для осуществления которого необходима определенная профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя определенные виды работ, требующие профессиональной подготовки или позволяющие проводить определенные действия или принимать определенные решения, характер которых устанавливается нормативно-правовыми актами. Противоречит данной статье запрещение работать в торговых организациях или вообще в торговле, поскольку работой в торговле является выполнение функций грузчика, охранника, бухгалтера, управленца, и столь широкий запрет не соответствовал бы целям наказания.

з*

Срок данного вида наказания. При его назначении в качестве дополнительного к наказанию, не связанному с лишением свободы либо с ограничением свободы, — к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, ибо именно с этого момента начинает осуществляться потенциал дополнительного наказания. В случае же его назначения в качестве дополнительного к видам наказания, связанным с ограничением либо лишением свободы, ерш начинается с момента отбытия основного наказания, хотя распространяется на все время отбывания наказания. Следовательно, воздействие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сохраняется для периода нахождения на свободе.

1.5.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

В соответствие со ст. 48 УК РФ: "При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград".

Данный вид наказания:

а) оказывает психологическое воздействие на осужденного, который лишается знаков отличия, полученных им за прошлую деятельность и, как правило, значимых для него;

б) возможно, ограничивает дальнейшую профессиональную деятельность осужденного, поскольку она может быть связана с наличием определенного специального или воинского звания, и, поскольку лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, продолжает свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости;

в) оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, ибо лишение отличий и наград может привести к потерям различных льгот имущественного характера, что также будет иметь более длительный характер, чем собственно судимость.

Приведенная характеристика-содержания данного вида наказания конкретизируется описанием правовых благ, которых оно лишает осужденного.

Специальные звания и классные чины присваиваются в настоящее время работникам многих ведомств, в частности, органов внутренних дел, прокуратуры, суда, Федеральной службы безопасности, таможенной службы, дипломатической службы и др.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, таможенной и налоговой служб, дипломатической

службы и некоторых других.

ь Почетными званиями являются: заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации и другие в соответствии с Положением о почетных званиях, утвержденным Указом Президента РФ "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положения о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" от 30 декабря 1995 г.

Классные чины присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности, например чин действие тельного государственного советника.

Предписания данной статьи не распространяются на все виды званий, имеющих квалификационный характер, т.е. подтверждающих признанный государством уровень профессионального мастерства. К такого рода званиям относятся ученые степени и звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды.

Государственными наградами в соответствии с п. 1 Положения о государственных наградах являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, а также почетные звания. В соответствии с п. 17 Положения лишение государственных наград может быть произведено только Президентом Российской Федерации по представлению суда в случае, если награжденный осужден за тяжкое преступление.

1.5.4. Обязательные работы

Обязательные работы являются новым видом наказания. Ст. 49 УК РФ характеризует его следующим образом: "Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты , на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.(ч.1 ст.49УК в ред. Федераль­ного закона от 08.12.2003 года)."

Содержание наказания. В истории уголовного законодательства подобное или чрезвычайно близкое к обязательным работам наказание встречалось неоднократно. По замыслу законодателя, обязательные работы, открывая перечень видов наказания, так или иначе ограничивающих свободу, должны выступать как наиболее щадящий способ непосредственного воздействия на личность, связанный с ограничением свободы. Реализуется этот вид наказания путем выполнения в свободное время и притом бесплатно общественно полезных работ, назначаемых органами местного самоуправления, т.е. бесплатного труда, от количества, характера и условий которого осужденный уклониться не вправе.


1.5.5.Исправительные работы ' 9(

"Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч.1 ст.50 УК)."

По ст. 50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Основания применения исправительных работ. Этот вид наказания применяется только как основное наказание в тех случаях, когда оно предусмотрено санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса. Исправительные работы могут быть также назначены по основаниям, предусмотренным ст. 64 и 80 УК РФ.

Содержание исправительных работ. Этот вид наказания:

а) оказывает психологическое воздействие на осужденного, вопло­щая в себе упрек государства;

б) ограничивает права осужденного на перемену места работы — косвенно — возможности профессиональной карьеры во многих сферах (государственная служба, банковская деятельность, система Образования и многие другие);

в) порождает имущественные последствия, уменьшая реальный за­работок осужденного. В то же время исправительные работы как вид наказания в целом экономичны, не связаны с разрывом позитивных социальных связей осужденного.

Место работы осужденного. Это могут быть предприятия, учреждения и организации любой формы собственности, поскольку на каждое из них распространяются конституционные гарантии и предписания трудового законодательства, а работой может быть деятельность, для осуществления которой заключен трудовой договор. Местом работы осужденного могут быть и другие организации, труд в которых регулируется не Трудовым кодексом, а иными нормативными актами.

Срок, на который могут быть назначены исправительные работы. Он составляет от двух месяцев до двух лет и исчисляется, как и иные срочные наказания, по месяцам и годам в общем порядке. Срок отбывания исправительных работ рассматривается как срок, в течение которого осужденный работал и из его заработка производились удержания, а также как срок, в течение которого во временных пределах назначенного наказания он не работал по причинам, признанным уважительными по основаниям, установленным в нормативно-правовых актах. Срок наказания продолжается, таким образом, до полной от­работки осужденным положенного количества рабочих дней, включая время, когда он не работал по уважительным причинам с выплатой заработной платы, время болезни, отпуск по беременности и родам.

'н Размеры удержания в доход государства. Они составляют от 5 до 20% заработка, которые остались неизменными в новом уголовном законодательстве, индивидуализируются приговором суда. Удержания производятся со всей суммы заработка, без исключения из этой суммы налогов и других платежей, независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам (ст. 95 УИК). Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, из выплат единовременного характера и не предусмотренных системой заработной платы.

1.5.6.Ограничение по военной службе

По ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Основания наказания. Ограничение по военной службе может быть назначено, если военнослужащий, проходящий службу по контракту, совершает то преступление против военной службы, за которое в качестве санкции такое наказание предусмотрено (например, в ст. 348 УК РФ "Утрата военного имущества", по которой возможны назначение штрафа, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы).

Ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ при совпадении особого статуса подсудимого, наличии санкции в статье Особенной части настоящего Кодекса в виде исправительных работ за совершенное преступление и желания суда назначить исправительные работы, которые он в таком случае заменяет на данный вид наказания, т.е. ограничение по военной службе.

Лицами, проходящими военную службу по контракту, являются граждане, заключившие в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации (государственным комитетом или ведомством, в котором предусмотрела военная служба) в порядке, определяемом соответствующими нормативно-правовыми актами.

Содержание ограничения по военной службе:

а) оказывает на осужденного психологическое воздействие фактом судимости, содержанием уголовно-правового упрека государства;

б) ограничивает возможность продвижения по службе или замедляет продвижение по службе;

в) влечет экономические утраты, связанные с удержанием из денежного содержания в доход государства.

Срок ограничения по военной службе составляет от 3 месяцев до 2 лет, исчисляется в общем порядке по количеству месяцев и лет и отбывается во время прохождения военной службы по контракту.

Размеры удержаний из денежного содержания. Они определяются в пределах 20% денежного содержания, состав которого устанавливается специальными нормативными актами, т. е. лишь по верхней границе.

Повышение в должности, воинском звании не может иметь место на протяжении всего времени отбывания наказания осужденным, даже если для этого имеются фактические и юридические основания. Законодатель не распространяет этот запрет на государственные награды и квалификационные категории, если последние пре­дусмотрены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Время отбывания наказания не засчитывается в срок выслуги лет, необходимый для присвоения очередного звания.

1.5.7. Ограничение свободы

В соответствии со ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Значение данного вида наказания. Его применение предполагает:

а) психологическое воздействие на осужденного;

б) создание возможностей для надзора за его поведением и, следовательно, возможность ограничения его поведения, т.е. ограничение личных свобод осужденного;

в) возложение на осужденного тягот, связанных с вынужденной необходимостью соблюдения режима, который так или иначе должен существовать в любом специальном учреждении, и подчинения ограничивающим потребности личности условиям данного учреждения.

Совершенно несомненно, что здесь возможен высокий уровень собственно карательного воздействия на личность, ее физическую и психическую структуру. Этот уровень будет в самой сильной степени зависеть не только, а иногда и не столько от суда, сколько от состояния

дел в учреждении, исполняющем ограничение свободы.