Редукция как прием объяснения

Видимую сложность мира упрощает редукция. Редукционисты считают, что рассматриваемый предмет, слабо проясненный одной теорией, может быть объяснен другой, более основательно разработанной теорией. Редуцируемость - одно из самых глубоких отношений, которое одно объяснение может иметь по отношению к другому.

Фрейдисты редуцируют все человеческое поведение к работе неосознанной сексуальности. Это простой пример редукции. Подобная редукция происходит и тогда, когда всё человеческое поведение объясняется влиянием географических условий проживания. Марксисты источник социальных явлений находят предпочтительно в экономике. Биологизаторы рассматривают социальные феномены в качестве проявления различных биологических императивов. Тяга к редукционизму сильна. Он создаёт видимость глубоких объяснений. Весьма привлекательны редукции физического, химического, биологического, экономического и сексуального плана.

Весьма распространена в науке микроредукция, т. е. использование для прояснения основного предмета исследования теорий, объясняющих его составные части. Этот прием в социологии называется индивидуализмом. В таком случае характеристики общества объясняются в качестве производных из свойств индивидов. То же самое происходит, когда свойства газа объясняются в качестве следствия свойств составляющих его молекул. Индивидуализм проявляет себя по-разному. Это может быть психоаналитическая теория индивидуальной психологии по З. Фрейду. Это может быть биологическая теория формирования индивидуальных черт в современной социобиологии. Это также может быть объяснение индивидуальных предпочтений, предоставляемое теорией рационального выбора в экономике.

Методологический индивидуализм объясняет социальные явления исходя из индивидуальных феноменов. Однозначное одобрение методологического индивидуализма можно найти у классиков Гоббса, Локка, Ад. Смита, Милля, Вебера и у современных социальных теоретиков - Дж. Хоманса, К. Поппера. Карл Поппер в своём двухтомнике "Открытое общество и его враги" пытается напрочь взорвать неиндивидуалистическую социальную теорию. Он убежден в том, что отказ в признании приоритета методологического индивидуализма ведёт не только к научному заблуждению, но и моральному и политическому злу. По его мнению, Платон, Гегель, Маркс по большей части есть примеры неиндивидуалистичности в методологии социологического познания. В результате этого - тоталитаризм активно использует идеи данных мыслителей для своей легитимации. Неиндивидуалисты якобы легитимируют подавление индивидуальной мысли, действия, свободы. Оппоненты Поппера указывают на то, что индивидуализм сам по себе тоже не свободен от идеологического влияния и предубеждений. Холистический двойник индивидуализма по-своему редуцирует и объясняет те же вещи, сводя индивидуальные свойства человека к проекции от свойств социума.

Выбор методологии объяснения должен зависеть от ожидаемой от нее эвристической полезности.