Рынок кофе.

В настоящее время кофе выращивают в более чем 70 странах Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Крупнейшей кофепроизводящей страной мира является Бразилия.

На мировой рынке растет удельный вес поставок кофе из африканских стран, что связано с увеличением спроса на самый дешевый вид кофе – робуста, используемый для производства растворимого кофе.

Данные о мировом экспорте кофе приведены в таб. 1

2010/2011 (тыс.руб) 2011/2012 (тыс. руб)
Северная Америка 841,3 908,0
Коста-Рика 135,1 135,9
Сальвадор 124,7 131,0
Гватемала 193,2 199,3
Мексика 181,8 214,8
Куба 9,0 6,0
Доминикана 20,3 20,8
Панама 7,8 7,8
Другие страны 169,4 192,4
Южная Америка 1867,4 1274,0
Бразилия
Колумбия 723,5
Эквадор
перу 65,1 74,1
Венесуэла 14,6 14,4
Боливия 2,7 3,0
Африка 923,2 894,8
Эфиопия 102,0 114,4
Конт-де вуар 321,6 177,7
Кения 94,7
Малави 4,,2 4,2
Руанда 1,7 17,9
Танзания 44,6 53,6
Уганда 176,4 176,4
Заир
Зимбабве 7,9 3,9
Другие страны 96,8
Азия, Австралия, Океания 699,9 704,8
Индия 119,1 148,8
Индонезия 242,4 225,0
Лаос 5,9 8,5
Таиланд 65,4
Вьетнам 197,4
Другие страны 71,5 59,7

 

 

Главным поставщиком кофе в РФ является Бразилии. Наиболее высокачественная продукции поступает из Индии и Йемена.

В последнее время при помощи рекламы на российском рынке закрепился один из крупнейших производителей растворимого кофе – швейцарский холдинг Nestle, марка Nestle Classic – один из самых продаваемых в Москве. Среднее потребление кофе на человека в год составляет в РФ около 1,3 кг. при общей численности населения в 2012 – 143 369 806 человек

По данным маркетинговых исследований, в России отмечается увеличение общего числа потребителей кофе, особенно среди потребителей со средним достатком. В тоже время отмечается сокращение покупок кофе у населения с низкими доходами, так как кофе не относится к числу продовольственных товаров первой необходимости, и при сокращении доходов в условиях кризиса потребители отказываются от включения кофе в структуру первоочередных трат.

Из всех видов кофе, поставляемых на российский рынок, 41% потребителей предпочитают растворимый кофе, 31% - молотый, 26% - в зернах, 20% потребителей безразличен вида кофе. 27% населения не употребляют кофе вообще.

Данные маркетинговых исследований, проведенных в 2010 в г. Москва, показывают, что потребление кофе коррелирует с целым рядом факторов (таблицы № 2,3,4,5 )

Таблица 2.

Потребление кофе в зависимости от возраста (%)

возраст постоянно иногда Не пьют совсем
До 22 лет
22-28
29-35
36-45
46-55
Старше 55 лет

Таблица 3.

Потребление кофе в зависимости от семейного положения (%)

Семейное положение постоянно иногда Не пьют совсем
Состоящие в браке
разведенные
Не состоящие в браке

Таблица № 4

Потребление кофе среди курящих и некурящих (%)

курение постоянно иногда Не пьют совсем
Те, кто курит
Кто не курит

Таблица № 5

Потребление кофе в зависимости от размера дохода на 1 члена семьи (%)

Доход на 1 члена семьи постоянно иногда Не пьют совсем
До 15 тыс. рублей
15 -24 тыс.
25-34 тыс.
35-44 тыс.
45- 54 тыс.
Свыше 54 тыс.

 

Кроме того, как было установлено в ходе опроса покупателей, лишь небольшое количество (19%) являются приверженцами одной марки и 48,8% - одного вида кофе. Достаточно велико число покупателей, кто вообще не делает выбора: 22% покупают то, что попадается.

Сведение о потреблении разных видов кофе приведены в таблицах № 6,7,8,9

 

Таблица № 6.

Потребление кофе в зернах и молотого по России (%)

Вид кофе Потребление
Jacobs 14,54
Арабика в зернах 9,97
Manhattan молотый 4,01
Tchibo 3,93
Колумбийский в зернах 3,33
Colombia 1,97
Робуста в зернах 1,65

 

Таблица № 7.

Потребление кофе в зернах и молотого по Москве (%)

Вид кофе Потребление
Арабика в зернах 23,51
Jacobs 14,11
Робуста в зернах 3,64
Tchibo 3,37
Колумбийский в зернах 3,0
Manhattan молотый 2,55
Colombia 2,05

 

Таблица № 8.

Потребление растворимого кофе в % по брендам по России

 

Бренд Потребление
Nescafe classic 35,25
pele 26, 27
Nescafe select 15,8
Jacobs 11,9
Motterey 6,73
Tchibo 4,0

 

Таблица № 9.

 

Потребление растворимого кофе в % по брендам по Москве

 

Бренд Потребление
Nescafe classic 37,26
pele 12, 41
Elite classic 10,27
Folgers 8,74
Motterey 7,38
Nescafe select 7,02
Jacobs 6,36
Кофейня на пайях 6,02
Tchibo 4,5

 

Задание:

1. Рассчитайте емкость российского рынка кофе.

2. Какова структура мирового рынка кофе (кто является лидером, какие страны –крупнейшие экспортеры кофе, какова динамика рынка).

3. Какие факторы макросреды влияют на рынок кофе.

4. Проанализируйте данные, полученные в ходе исследований рынка кофе. Какие выводы относительно текущего состояния рынка Вы можете сделать. Объясните, причины различного потребление кофе по брендам в России и в Москве.