Простые, сложные и тотальные районы

Районы выделяются по комплексу признаков и свойств, по которым проводится районирование. В географии различают частное и общее районирование. При частном районировании учитываются лишь отдельные факторы, компоненты (компонентное районирование в физгеографии, в соцэкономгеографии – отраслевое районирование). Общее районирование комплекс явлений и процессов (комплексное в физгеографии, интегральное в соцэкономгеографии). Методическая часть играет в районировании первостепенную роль. В результате сочетания частного и общего районирования выделяют 3 основных типа районов:

1. Простые (по единичным признакам и факторам). В простых районах рассматриваются

индивидуальные явления и процессы. Их очень любят географы – отарслевики.

2. Сложные районы выделяются по нескольким признакам и факторам (но немногим). Это группировка, сочетание различных явлений. Можно начать с простых районов и выстроить сложные или изначально заложить в основу группировку явлений и процессов и выделять сразу сложные районы. Выделяют 3 подтипа сложных районов:

• Районы, в которых объединены внутренне связанные признаки – следствие одних процессов (например, по генезису – климатические, почвенные, сельскохозяйственные).

• Районы, объединяющие внутренне менее связанные признаки, обусловленные

различными процессами – имеющие разную природу (экономические районы по характеру использования ресурсного потенциала).

• Районы, объединяющие слабо связанные признаки (культурные районы).

3. Тотальные районы. Объединяют факторы, отражающие взаимосвязь между природными и общественными процессами. Методологическая проблема. (Сочава в 1960 ввел понятие “геосистема”). Интегральные геосистемы, в рамках которых функционируют природа и общество. Выделяются по принципу «базис-надстройка». Одна из философских проблем географии – существует ли геосистема. Если география – единая наука, то существует единая, интегральная геосистема. Проблема соизмеримости процессов. Н. Н. Колосовский “Научные проблемы географии” - о соизмеримости процессов через энергию. Если же интегральная геосистема не существует, то, значит, нет и тотальных районов.

Тотальные районы существуют, например, во французской школе географии человека как

“пэи” - исторические природно-культурные районы. Есть и американский подход,

выделяются т.н. “компажи” - районы не только интегральные, но и уникальные. Это

хорологические районы. Любимые районы Ричарда Хартшорна. Классификация компажей

по таксономическим уровням:

• Местность (locality) – низшая градация компажей. Одно из наиболее продуктивных

понятий. Территория является ареной повседневной деятельности людей. ТОЛ – территориальная общность людей, одно из основных понятий социальной географии. В границах местности замыкаются те или иные циклы деятельности людей – жизненные,

хозяйственные и проч. Местности выделяются на крупномасштабных картах – до 1:50000.

• Округ (district). Основным критерием выделения является тесная функциональная

зависимость между отдельными компонентами или явлениями. Специализированные сельскохозяйственные районы, связанные с агроклиматическими и почвенными условиями. Масштаб от 1:50000 до 1:250000.

• Провинции (province) – группировки округов. Территориальной цельности нет.

Выделение провинций осуществляется путем выявления признаков, свойственных

каждому из слагающих провинцию округов. Имеется значительная внутренняя разнородность, тем не менее однородны по некоторым признакам. Масштаб до 1:5000000. Примером может служить Парижский Бассейн.

• Области. Масштаб более 1:5000000. Выделяются по общим чертам слагающих провинций. Примерно соответствуют понятию региона. Используются для учебных целей. Например, северо-запад России, Север Европы.

В качестве критериев данной типологии приняты масштаб и степень связи между факторами.

Уицли: «Идея тотального района кажется простой, но появляется очевидность непригодности данного процесса для региональных исследований»

 

 

2 раздел: «Методические вопросы районирования»

8. Районирование «сверху» и «снизу» как отражение двух основных методов познания.