Наблюдение за сосульками, льдом

Цель:

  1. Знакомить со свойствами льда: твердый, прозрачный, бесцвет­ный, в тепле тает, в воде не тонет, легко окрашивается в любой цвет.
  2. Формировать понятие о том, что лед - это вода, выявить при­чину - откуда появляются сосульки.
  3. Вызвать желание познавать явления природы через наблюдения, опыты.

Словарная работа: хрупкий, хрустит.

Материал: ведро, банки.

Приемы: художественное слово Е.Трутнева

Летят последние снежинки,

Повисли с крыш сосульки-льдинки.

Все чаще в вышине видна

Весенняя голубизна.

- Почему так говорится в стихотворении?

- Догадайтесь по загадке, какое будет у нас наблюдение?

Загадка: Что растет вниз головой?

- Где появились сосульки раньше всех? Почему?

- Почему на крыше много сосулек?

- Почему они плачут?

- Что услышим, если поставим ведро маленькое и большое, банки?

- Где будет больше воды: с солнечной или теневой стороны здания?

- Почему через сосульки видно солнце?

- Какая сосулька - твердая или мягкая?

- Почему легко ломается? (Хрупкая).

- Что слышим, когда ломаем сосульку?

На горе, на розовой, лужу подморозило,

Ах, как вкусно под ногами хрустнуло.

- Почему под ногами хрустит лед?

Примета: Длинные сосульки - к долгой весне.

Опыт: что будет, если сосульку бросить в воду? Почему не тонет? Что быстрее тает - лед кусками или большим пластом?