Наблюдение за сосульками, льдом
Цель:
- Знакомить со свойствами льда: твердый, прозрачный, бесцветный, в тепле тает, в воде не тонет, легко окрашивается в любой цвет.
- Формировать понятие о том, что лед - это вода, выявить причину - откуда появляются сосульки.
- Вызвать желание познавать явления природы через наблюдения, опыты.
Словарная работа: хрупкий, хрустит.
Материал: ведро, банки.
Приемы: художественное слово Е.Трутнева
Летят последние снежинки,
Повисли с крыш сосульки-льдинки.
Все чаще в вышине видна
Весенняя голубизна.
- Почему так говорится в стихотворении?
- Догадайтесь по загадке, какое будет у нас наблюдение?
Загадка: Что растет вниз головой?
- Где появились сосульки раньше всех? Почему?
- Почему на крыше много сосулек?
- Почему они плачут?
- Что услышим, если поставим ведро маленькое и большое, банки?
- Где будет больше воды: с солнечной или теневой стороны здания?
- Почему через сосульки видно солнце?
- Какая сосулька - твердая или мягкая?
- Почему легко ломается? (Хрупкая).
- Что слышим, когда ломаем сосульку?
На горе, на розовой, лужу подморозило,
Ах, как вкусно под ногами хрустнуло.
- Почему под ногами хрустит лед?
Примета: Длинные сосульки - к долгой весне.
Опыт: что будет, если сосульку бросить в воду? Почему не тонет? Что быстрее тает - лед кусками или большим пластом?