Взаимосвязь и динамичность общих, специальных и вспомогательных функций менеджмента; дублирование функций менеджмента, объективные и субъективные причины дублирования

Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы

Функции управления в организации деятельности торговой фир­мы классифицируются, во-первых, по уровням управления, во-вторых, с точки зрения носителей функций управления, в-третьих, по содержанию.

В настоящее время в России можно выделить три уровня управ­ления торговлей: первый — федеральный, отраслевой (Министерство экономического развития и торговли РФ), второй — региональный (муниципальные органы управления торговлей), третий — уровень предприятий (торговые предприятия разнообразных организацион­но-правовых форм и различных форм собственности).

На первом уровне управления торговлей основными функциями являются прогнозирование развития отрасли, координация и финан­сирование научных отраслевых исследований и подготовки кадров для отрасли, разработка и контроль за соблюдением правил торговли, инспекция качества товаров и др.

На втором уровне управления торговлей основными функциями являются планирование, координация и контроль развития торговли в регионе, разработка и контроль правил торговли с учетом местных условий, координация и контроль рынка товаров народного потреб­ления и услуг для обеспечения местных потребителей и др.

На третьем уровне управления торговлей, который составляют как отдельные предприятия торговли, так и их объединения, функ­ции управления связаны с решением конкретных задач по коммер­ции, маркетингу, материально-техническому обеспечению деятель­ности предприятия, трудовым и финансовым ресурсам и др.

В соответствии со вторым признаком классификации носителя­ми функций управления являются конкретные работники аппарата управления. В частности, в крупных предприятиях торговли и объе­динениях предприятий можно выделить три основные группы работ­ников: руководители, специалисты, вспомогательные работники.

Руководители выполняют общие функции по управлению предприятием, объединением, организацией, к которым можно отнести такие функции, как планирование (в том числе постановка целей предприятия), организация, координация, мотивация и контроль.

Специалисты торговых организаций выполняют специальные и частные функции управления, которые во многом определяются ви­дом деятельности торгового предприятия. Можно выделить ряд час­тых функций, которые характерны для специалистов почти всех тор­говых предприятий — коммерция, маркетинг, финансы, учет, кадры, инновационная деятельность и др.

К вспомогательным работникам относятся специалисты техниче­ские работники, которые выполняют функции обслуживания пред­приятия, такие, как материально-техническое снабжение, строитель­ство, ремонт, обеспечение связи, инженерно-техническое обслужива­ние, в том числе охрана предприятия, хозяйственное обслуживание, организация делопроизводства и т.п.

Как уже отмечалось выше, по содержанию функции управления мож­но разделить на три основные группы: общие, специальные и частные.

Таблица 32.1