Взаимосвязь и динамичность общих, специальных и вспомогательных функций менеджмента; дублирование функций менеджмента, объективные и субъективные причины дублирования
Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
Функции управления в организации деятельности торговой фирмы классифицируются, во-первых, по уровням управления, во-вторых, с точки зрения носителей функций управления, в-третьих, по содержанию.
В настоящее время в России можно выделить три уровня управления торговлей: первый — федеральный, отраслевой (Министерство экономического развития и торговли РФ), второй — региональный (муниципальные органы управления торговлей), третий — уровень предприятий (торговые предприятия разнообразных организационно-правовых форм и различных форм собственности).
На первом уровне управления торговлей основными функциями являются прогнозирование развития отрасли, координация и финансирование научных отраслевых исследований и подготовки кадров для отрасли, разработка и контроль за соблюдением правил торговли, инспекция качества товаров и др.
На втором уровне управления торговлей основными функциями являются планирование, координация и контроль развития торговли в регионе, разработка и контроль правил торговли с учетом местных условий, координация и контроль рынка товаров народного потребления и услуг для обеспечения местных потребителей и др.
На третьем уровне управления торговлей, который составляют как отдельные предприятия торговли, так и их объединения, функции управления связаны с решением конкретных задач по коммерции, маркетингу, материально-техническому обеспечению деятельности предприятия, трудовым и финансовым ресурсам и др.
В соответствии со вторым признаком классификации носителями функций управления являются конкретные работники аппарата управления. В частности, в крупных предприятиях торговли и объединениях предприятий можно выделить три основные группы работников: руководители, специалисты, вспомогательные работники.
Руководители выполняют общие функции по управлению предприятием, объединением, организацией, к которым можно отнести такие функции, как планирование (в том числе постановка целей предприятия), организация, координация, мотивация и контроль.
Специалисты торговых организаций выполняют специальные и частные функции управления, которые во многом определяются видом деятельности торгового предприятия. Можно выделить ряд частых функций, которые характерны для специалистов почти всех торговых предприятий — коммерция, маркетинг, финансы, учет, кадры, инновационная деятельность и др.
К вспомогательным работникам относятся специалисты технические работники, которые выполняют функции обслуживания предприятия, такие, как материально-техническое снабжение, строительство, ремонт, обеспечение связи, инженерно-техническое обслуживание, в том числе охрана предприятия, хозяйственное обслуживание, организация делопроизводства и т.п.
Как уже отмечалось выше, по содержанию функции управления можно разделить на три основные группы: общие, специальные и частные.
Таблица 32.1