Концепция жизненного цикла организации
Под жизненном циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.
Для социальной организации основными стадиями жизненного цикла являются:
· рождение;
· детство и юность;
· зрелость;
· старение;
· возрождение.
|
рис.13.1. Жизненный цикл организации
На стадии рождения происходит создание организации.
Основателем является предприниматель.
Коммуникации легки и неформальны.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах.
Для организации характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.
Стадия детства и юности.
Для этой стадии характерно:
· увеличение числа сотрудников;
· разделение труда и рост специализации;
· более формальные и обезличенные коммуникации;
· внедрение систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации.
Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.
На стадии зрелости организация достигает лидирующего положения на рынке. Создаются новые подразделения, структура становиться более сложной и иерархической. Формализуется политика и распределение ответственности, усиливается стандартизация .
На стадии старения снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе. Часто организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.
В этих условиях необходимо скорректировать стратегию развития компании. Структуру ее управления и провести другие организационные изменения.
Группа американских ученых[5] считают, что управление организациями должно быть антикризисным на всех этапах их функционирования и развития рис.13.2., а умение предвидеть, распознать приближающийся кризис должно определять эффективность управленческих решений.