Концепция жизненного цикла организации

Под жизненном циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Для социальной организации основными стадиями жизненного цикла являются:

· рождение;

· детство и юность;

· зрелость;

· старение;

· возрождение.

           
   
 
 
 
   
Время

 


рис.13.1. Жизненный цикл организации

На стадии рождения происходит создание организации.

Основателем является предприниматель.

Коммуникации легки и неформальны.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах.

Для организации характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.

Стадия детства и юности.

Для этой стадии характерно:

· увеличение числа сотрудников;

· разделение труда и рост специализации;

· более формальные и обезличенные коммуникации;

· внедрение систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации.

Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

На стадии зрелости организация достигает лидирующего положения на рынке. Создаются новые подразделения, структура становиться более сложной и иерархической. Формализуется политика и распределение ответственности, усиливается стандартизация .

На стадии старения снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе. Часто организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.

В этих условиях необходимо скорректировать стратегию развития компании. Структуру ее управления и провести другие организационные изменения.

Группа американских ученых[5] считают, что управление организациями должно быть антикризисным на всех этапах их функционирования и развития рис.13.2., а умение предвидеть, распознать приближающийся кризис должно определять эффективность управленческих решений.