Менеджмент в Японии

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отра­жает ее исторические особенности, культуру и общественную пси­хологию. Он непосредственно связан с общественно-экономичес­ким укладом страны. Японские методы управления в значительной степени отличаются от американских и российских, поскольку:

• японский менеджмент основан на коллективизме, исполь­зовании всех морально-психологических рычагов воздей­ствия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождест­венно чувству стыда;

• основным предметом управления в Японии являются тру­довые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой япон­ский управляющий, — повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения произ­водительности труда работников.

По мнению японского специалиста по менеджменту X. Иоси-
хара, можно выделить следующие основные принципы японского
управления[3]:

1) гарантия занятости и создание обстановки доверительности;

2) гласность и ценности корпорации;

3) управление, основанное на информации;

4) управление, ориентированное на качество;

5) поддержание чистоты и порядка.

В целом японское управление отличает упор на улучшение че­ловеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармо­низацию отношения между рабочими и управляющими.