Г-ЖЕ ЭЛЕН КАН-КАЗЕЛЛА

21 августа 1914 г.

Сен-Жан-де-Люз

Увы, дорогой друг, Ваше письмо застало меня в Сен-Жане. Анализ моего Трио, указания для правки корректуры и испол­нения в случае моего отсутствия,— все это напрасно: мне не хва­тает 2 килограммов веса, чтобы иметь право присоединиться к этой величественной борьбе. У меня осталась одна надежда, что при новом освидетельствовании, которому я хочу подвергнуться, они наконец пленятся моим телосложением. Брату больше по­везло: он автомобилист 19-го обозно-транспортного эскадрона. У него красивая форма и новенький «паккард». Я знаю, что Шмитт томится в Туле, зевая на аэропланы, которые пролетают слишком высоко; Деляж неистовствует оттого, что находится в Бордо, в обществе мадам де Ноай, Ле Баржи, Мориса Ростана и прочих представителей «всего Парижа». Никаких вестей от Стравинского. Швейцария в настоящее время — очень далекая страна.

Не хватает мужества вновь приняться за работу, тем более что 2 начатых произведения, за которые я должен был засесть после окончания Трио, теперь оказываются не ко времени: 1-е — «Потонувший колокол» в сотрудничестве с Гергартом Га­уптманом; 2-е — симфоническая поэма, которая очень хорошо по­двигалась: «Вена»!!! И ее никак не назовешь «Петроград».

Если Равель окончательно отказался от «Потонувшего колокола», то этого не произошло с «Веной»; он только изменил название, озаглавив ее — «Вальс».