П. 3.1. Синкретизм.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. – соединение – сочетание разнообразных воззрений).

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека ра­зумного). На данной стадии возможности всех психических процессов и пе­реживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, гли­ны, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и не­олитического времени были звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относят­ся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схемати­зированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы.

 

 

Венера из Виллендорфа. Венера Лауссельская.

Палеолит. Копия находится

Естественно - исторический в национальном музее

музей. античности.

Вена. Австрия. Сен-Жермен-ан-Ле. Франция.

 

Весьма интересно, что в одном и том же памятнике позднего палеолита обычно представлены женские статуэтки, не однотипные, а разные по стилю. Сопоставление стилей произведений палео­литического искусства наряду с техническими традициями позволило обна­ружить поразительные и притом специфические черты сходства находок ме­жду отдаленными областями. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображе­ния животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении.

Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь перво­бытного человека. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи

Франции и столь безлики в полном смысле

Лошадь и олени. Пещерная живопись. слова палеолитические скульптуры.

Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

 

Главной художественной особенностью первобытного искусства была

символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения пер-вобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей





Контурная живопись

ледникового периода.

Пещера Ла Монеда. Испания.

Пещерная живопись в гроте

Ласко.

Ледниковый период. Франция.


структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью

которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.