Напряжения

Конструкция, технология изготовления и схемное исполнение регуляторов

напряжения тесно связаны друг с другом. Основные тенденции развития

конструкций и схем обуславливаются стремлением миниатюризировать

регулятор, чтобы при встраивании в генератор Он занимал меньше места,

увеличить число выполняемых им функции (например, наряду со

стабилизацией напряжения сообщать о работоспособности генераторной

установки, предотвращать разряд аккумуляторной батареи при

неработающем двигателе), а также повысить качество выходного

напряжения.

Вибрационные реле-регуляторы и контактно-транзисторные регуляторы и

настоящее время полностью заменены электронными транзисторными

регуляторами напряжения. С развитием электроники наметились

существенные изменения в схемном и конструктивном решениях

электронных регуляторов. Теперь их можно разделить на две группы –

регуляторы традиционного схемного исполнения с частотой переключения,

меняющейся с изменением режима работы генератора, и регуляторы со

стабилизированной частотой переключения, работающие по принципу

широтно-импульсной модуляции (ШИМ). По конструкции регуляторы

традиционного схемного исполнения выполняются либо на навесных

элементах, расположенных на печатной плат, либо в виде гибридных схем,

регуляторы с ШИМ могут быть гибридного исполнения или полностью

выполненными на монокристалле кремния. Число транзисторов в

 
 

традиционных схемах невелико, обычно значительно меньше десятка, в

регуляторах с ШИМ это число составляет несколько десятков. Последнее

стало возможно с развитием электроники, так как в микросхемах,

выполненных на монокристалле кремния, стоимость схемы мало зависит от

числа транзисторов. Применение же ШИМ позволяет повысить качество

стабилизации напряжения и предотвратить влияние на регулятор внешних

воздействий.

 

 

Современные регуляторы выполняются в основном встроенными в

генератор. Тем не менее, отечественная промышленность выпускает целую

серий малогабаритных регуляторов напряжения для размещения вне

генератора. Эти регуляторы выполняются в идентичных корпусах, по

практически одинаковой схеме, на унифицированной крепежной панели с

набором отверстий, позволяющих устанавливать регуляторы на разные

модели автомобилей. Регуляторы предназначены для замены ранее

выпускавшихся реле-регуляторов, контактно-транзисторных регуляторов и

устаревших транзисторных регуляторов, кроме регулятора 13.3702-01

 
 

автомобилей “Волга” ГАЗ-31029 И “Газель” ГАЗ-33021, схема которого

представлена на рис. 3.17. Измерительным элементом этого регулятора

является делитель напряжения на резисторах R1, R3, R4, причем резистор R1

подбирается при настройке. Элементом сравнения представлен стабилитрон

VD1, причем стабилитрон, в отличие от схемы на рис.3.4, включен в

эмиттерную цепь транзистора VT1, что увеличивает величину тока через

стабилитрон и, следовательно, точность поддержания стабильности

напряжения.

Часть схемы на транзисторах VT1, VT4 является регулирующим органом.

Транзисторы VT3, VT4 - включены по схеме составного транзистора (схема

Даолингтона).