КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Кредитно-денежная (монетарная) политика — это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно-денежных инструментов.
Кредитно-денежная политика может быть двух типов: дискреционная и недискреционная (автоматическая).
Дискреционная кредитно-денежная политика бывает стимулирующая и сдерживающая.
Дискреционная кредитно-денежная политика — это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла
Стимулирующая дискреционная политика (политика «дешевых» денег) проводится при спаде производства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет следующая: рост денежной массы, снижение процента, рост инвестиций, рост реального объема производства.
В формальном виде: МS (увеличение) = r(снижение) => I (увеличение) => Y (увеличение).
Графически стимулирующая кредитно-денежная политика может быть представлена следующим образом:
Сдерживающая дискреционная политика (политика «дорогих» денег) проводится при инфляции, опасности кризиса перепроизводства. Последовательность кредитно-денежных мероприятий при этом будет обратная: снижение денежной массы, рост процента, снижение инвестиций, снижение реального объема производства. В формальном виде: МS (снижение) => r(увеличение) => I (снижение) => Y (снижение).
Графически сдерживающая кредитно-денежная политика может быть представлена следующим образом:
В любом случае первоначальный шаг — воздействие на денежную массу. Каким образом можно увеличивать или уменьшать денежную массу? Для этого используются три основных инструмента кредитно-денежной политики центрального банка:
• изменение минимальной нормы обязательных резервов;
• учетно-процентная (дисконтная) политика;
• операции на открытом рынке.
Изменение минимальной нормы обязательных резервов — это один из самых традиционных инструментов регулирования, используемый Центральным банком.
Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков, содержащаяся на открытом в центральном банке беспроцентном счете.
Обязательные резервы выполняют две задачи: страховую, так как не позволяют коммерческому банку полностью использовать все средства и тем самым создают резерв ликвидности, и регулирующую. Регулирование с помощью нормы обязательных резервов заключается в том, что повышая или снижая коммерческим банкам норму обязательных резервов, ЦБ ограничивает или, наоборот, расширяет их возможности осуществлять кредитование.
Учетно-процентная (дисконтная) политика — это изменение ставки дисконта, или учетной ставки.
Официальная учетная ставка – это ставка центрального банка, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам и кредитным учреждениям. В России эта ставка носит название ставки рефинансирования. Повышая или понижая официальную учетную ставку, ЦБ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.
Повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. Происходит активизация платежного баланса, увеличивается предложение иностранной валюты, что ведет к снижению курса иностранной валюты и повышению курса национальной валюты. Снижение учетной ставки приводит к противоположным результатам.
Операции с ценными бумагами на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и прочих ценных бумаг. Такие действия ЦБ влияют на объем ресурсов коммерческих банков.
Центральный банк, продавая ценные бумаги на открытом рынке, уменьшает ресурсы коммерческих банков и их возможности предоставлять ссуды клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, ЦБ предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд.
В мировой банковской практике широко используются и другие инструменты денежно-кредитной политики ЦБ. К ним относятся:
· контроль над рынком капиталов;
· допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных;
· валютные интервенции – купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения (т.е. на курс) национальной денежной единицы;
· таргетирование – установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы и др.
Использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной и налоговой политикой, законодательной деятельностью.
Недискреционная (автоматическая) кредитно-денежная политика — это следование монетарному правилу, которое гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. А значит автоматическая денежно-кредитная политика состоит в последовательном изменении денежной массы.
По мнению монетаристов, главную ответственность за стабильность покупательной способности денег несет правительство, в чьих руках находится денежное предложение. Колебания денежного предложения в целях стабилизации процента, т.е. дискреционные мероприятия, лишь усиливают циклические колебания. Постоянство темпов роста денежной массы дает возможность избегать этих колебаний.
Более того, основоположник монетаризма М. Фридмен выдвигал идею принятия монетарной конституции, т.е. законодательного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3 — 5% в год. Монетарное правило не было принято, но в некоторых западных странах в 1970-е годы стали применять практику денежного таргетирования — установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определенный период.
В 1970 — 1980 гг. в западных странах под влиянием монетаризма произошло переосмысление кредитно-денежной политики, осуществляемой центральными банками. На практике это привело к переносу центра тяжести с традиционного ориентира — динамики процентной ставки на изменение величины и темпов роста денежной массы.
В кредитно-денежной политике существует так называемая дилемма целей, которая означает невозможность одновременного регулирования денежной массы и процентной ставки.
Например, если в качестве цели стабилизации мы выбираем денежную массу, то в случае роста спроса на деньги мы допускаем колебания процентной ставки.
Если в качестве цели стабилизации мы выбираем процентную ставку, то в случае роста спроса на деньги мы допускаем колебания денежной массы.
Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы — процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в нестабильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиций, основную причину циклических колебаний и предлагают с этим бороться.
На практике кредитно-денежная политика не бывает стопроцентно кеинсианскои или монетаристскои, но представляет собой различные сочетания взглядов представителей обеих школ.