Особенности работы логопеда в условиях ППМС центра
Как было сказано выше, категория детей с нарушениями письменной речи составляет большой процент неуспевающих школьников. Особого внимания требуют дети, у которых такие нарушения обусловлены проблемами в психофизиологическом развитии. Оказание необходимой помощи в условиях общеобразовательной школы не всегда возможно, так как требуется вмешательство нескольких специалистов (логопеда, психолога, невропатолога, дефектолога). Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях психолого-педагогического медико-социального центра. Оценка речевого развития детей младшего школьного возраста является одним из ведущих факторов в системе комплексного обследования, так как почти всегда является показателем того или иного отклонения в развитии ребенка. Поскольку одной из задач ППМС центров является диагностика сложных пограничных нарушений (задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, сенсорная недостаточность), задача логопеда усложняется и требует определения степени речевого нарушения, характера ее развития в каждом из этих отклонений. Особенности сформированно-сти речевой системы сравниваются с показателями обследования других специалистов ППМС центра. Определяется заключительный диагноз (интеллектуальное развитие, нервно-психические отклонения, если таковые имеются, развернутое логопедическое заключение), после чего учитель-логопед формирует группы, выделяет детей для индивидуальных занятий и составляет план коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся в строго отведенные часы, согласованные с администрацией и родителями детей. Родителям рекомендуется присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли оказать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению.
Организация коррекционо-логопедических занятий:
• фронтальных (4-6 человек) - два раза в неделю, продолжительность 40 минут;
• групповых (2-3 человека) - два-три раза в неделю, продолжительность 20—30 минут;
• индивидуальных - два-три раза в неделю, продолжительность 20—25 минут. Логопед также оформляет документацию установленного
образца: карта обследования, список обследованных детей, журнал посещаемости учащихся, журнал консультаций, перспективное и календарно-тематическое планирование, отчет о динамике коррекции речевых нарушений за год.