Понятие информационного противоборства в конфликтологии

В обычной жизни каждого гражданина информационное про­тивоборство встречается в форме дискуссий, дебатов, споров. Мы наблюдаем их по телевизору и в других средствах массовой ин­формации. Очень часто она присутствует, когда речь идет о конф­ликте ценностей, когда нужно отстоять свою точку зрения. Но и в конф­ликте интересов ей отводится немаловажная роль. Здесь важно не вылить на собеседника как можно больше информации, а донести ее более доступно и обеспечить правильное понимание партнером того, что мы хотели ему сказать. Люди воспринимают информа­цию очень индивидуально, и одну и ту же фразу, сказанную одним человеком, разные люди поймут неодинаково. То же можно ска­зать и о передаче информации. Необязательно мы будем излагать ее последовательно, логично и кратко, это может быть слишком эмоционально, либо, наоборот, человек постарается скрыть свои эмоции. Различаются высота тона, умалчивания, искажения, туман­ные формулировки, часто используется скорость речи и интона­ция, чтобы скрыть неприятные моменты либо сознательно запутать слушателя. Как правило, это ведет к искажению и невозможности наладить полноценное общение. Если мы столкнулись с подобной проблемой, то очень важно объяснить оппоненту важность реалистич­ного и объективного понимания ситуации как для нас, так и для него. Искажение информации может происходить по таким причинам, как неверное восприятие действительности и неспособность пере­вести информацию на вербальный уровень, нечеткая или тихая речь, невнимательность собеседника, его забывчивость, специфичность восприятия информации в силу сложившихся систем ценностей, взглядов, нажитого опыта и др.

Существует несколько приемов слушания, позволяющего воспринимать информацию без искажений, объективно и точно.

Так называемое нерефлексивное слушание, характеризующее­ся внимательным, сосредоточенным слушанием, при практическом отсутствии собственных речевых реакций. Вставки, подобные «да», «это интересно», кивок головы, улыбка позволят человеку наибо­лее полно раскрыть суть проблемы, высказать свою точку зрения на вопрос и позволят ему почувствовать вашу заинтересованность и интерес к его мнению. Если человек испытывает эмоциональное напряжение, обеспокоенность, то вопрос типа «Вас что-то беспо­коит?», «Что случилось?» позволит ему рассказать о наболевшем невозможно, снизит напряжение.

Если вы хотите продемонстрировать собеседнику вашу обес­покоенность, сопереживание, то это уже эмпатическое слушание, способное создать доверительную атмосферу в процессе общения. Если в наши задачи входит высказать свою точку зрения, про­демонстрировать неодобрение либо от нас ожидают совета либо руководства к действию, то в данном случае используется техника активного слушания.

Она включает несколько приемов. В учебнике «Конфликтология» под редакцией Кармина приводятся следующие приемы: 1) перефразирование. Оно используется для уточнения информации или дает нам возможность вернуться к заинтересовавшему нас вопросу. Здесь используются такие фразы, как: «Если я вас пра­вильно понял», «Так вы сказали, что...», при этом нельзя копиро­вать собеседника, по возможности интерпретировать сказанное; 2) развитие идеи. Смысл этого приема в выдвижении предположе­ния относительно причин или следствий сказанного. Этот прием позволяет быстрее продвинуться в беседе, сделать ее более конструктивной. Главная опасность здесь — это поспешность в суждениях. Выводы должны иметь форму предположения, нуж­но избегать категоричности, особенно в негативных оценках; 3) резюме. Данный прием заключается в обобщении сказанного и позволяет эффективно обсуждать какую-либо проблему, из­бегая «лирических» отступлений;

4) сообщение о восприятии другого. Мы показываем партнеру, как
мы воспринимаем его состояние и как мы относимся к обсуждаемой проблеме. Если мы будем максимально тактичны и веж­ливы, то данный прием позволяет наладить тесный контакт
с собеседником и создает ощущение безопасности и психологического комфорта;

5) сообщение о собственном самочувствии. Говоря о своих эмоциях, мы демонстрируем свою честность, открытость, и это позволяет преодолеть формальность и сухость в общении;

6) расспрашивание. В данном случае идет прямой запрос необходимой нам информации, но здесь очень важно объяснить при­
чину, по которой мы задаем вопросы, иначе это может насторожить собеседника.

При общении следует избегать забегания вперед, перебивания, невнимательности. Наоборот, необходима демонстрация уважения к партнеру, организация диалога и использование таких приемов, как использование ключевых вопросов, поиск причинности сказан­ного, задавание предполагающих вопросов и вопросов с элемента­ми договоренности.

В последнее время информационное противоборство вышло на газетные страницы и экраны телевизоров. Так называемая «война ком­проматов» стала излюбленным способом политической конкуренции. Движение к цивилизованному ведению борьбы позволит изменить эту тенденцию и заставит людей побеждать в открытой дискуссии без использования заведомо ложной информации для своей выгоды.