Коммуникация как процесс с обратной связью
Обратная связь — это информация, содержащая реакцию слушателя на поведение коммуникатора. Ее целью является помощь партнеру в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у разных людей.
Обратная связь проявляется при рефлексивном слушании собеседника, т.е. слушающие задают вопросы в открытой и закрытой форме, излагают мысли другими словами, подводят итоги и делают выводы. Процесс коммуникации легче, если существует обратная связь, которая является важным фактором общения. Обратная связь выполняет несколько функций.
1.Коммуникатор выясняет, как его воспринимает в процессе
общения другой, обратная связь способствует обретению собственного «я».
2.В процессе обратной связи коммуникатор получает сведения
о своем собеседнике, что формирует его представление о нем.
3.По реакции собеседника коммуникатор корректирует свое
дальнейшее поведение, заменяет его более эффективным.
Общение специалиста с клиентом, коллегой, общение друзей, приятелей подразумевает обратную связь, это важное условие установления доверительных отношений. Когда ваш партнер уверен, что общающийся с ним человек разделяет его проблемы, переживания, способен помочь ему, цель обратной связи достигнута.
В процессе обратной связи используется техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые обеими сторонами для корректировки собственного поведения в процессе общения. При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером, оценка его реакции, изменение своего поведения в соответствии с вышеперечисленным. Обратная связь предполагает видение себя со стороны, правильное суждение и восприятие партнером своих действий. Необходимо не забывать об обратной связи, использовать ее в общении.
Механизм обратной связи заключается в умении партнера сопоставлять свою реакцию с оценкой своих действий и делать выводы по поводу того, в чем причина той или иной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь включены коррекция, т.е. изменения в поведении в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает партнера.
Умение использовать обратную связь в общении является залогом его эффективности, а значит, разрешения всех возникающих проблем.