Возможности и ограничения поведенческого подхода в психологическом консультировании

 

Поведенческое (бихевиоральное) направление в психологическом консультировании связано с именами Д. Вольпе, А. Лазаруса, Б. Скиннера и А. Бандуры, но его корни уходят в классические теории бихевиоризма Д. Уотсона и Э. Торндайка.

В основе поведенческой психотерапии и поведенческого консультирования лежат следующие фундаментальные теоретические положения:

1. Любому образцу поведения, в том числе новому для данного субъекта, можно научиться.

2. Наблюдая свои собственные мысли и действия, клиенты в состоянии идентифицировать нелогичные, иррациональные мыслительные и поведенческие образцы.

3. Нежелательное поведение клиента может быть преодолено, либо, по крайней мере, может быть значительно уменьшена интенсивность нежелательных проявлений.

Психические нарушения, с точки зрения бихевиоральной теории, приобретается в результате ошибочного прошлого научения. Симптом – это результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его.

Поведенческие психотерапевты и поведенчески-ориентированные консультанты работают с актуальным поведением клиента, а не с его внутренними состояниями, рассматривая любой симптом как болезнь, в том смысле этого слова, что он должен быть модифицирован, либо удален.

Целью поведенческого консультирования является обеспечение клиенту новых условий для научения, то есть выработка у него нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным.

Круг проблем, рассматриваемых в области поведенческого консультирования: нарушение социально-психологической адаптации личности; фобические и панические расстройства, повышенная личностная тревожность; неуверенность в себе, низкая самооценка; проблемы в построении адекватных отношений с другими людьми; переживание потери; различные проблемы депрессивного спектра.

Особенности взаимодействия консультант-клиент. Консультанту в бихевиоральном консультировании отводится роль учителя, наставника, который может стать для клиента образцом для подражания, так как демонстрирует своими словами и действиями зрелое, социально компетентное поведение. По отношению к клиенту консультант находится в позиции «сверху», по мере необходимости дает клиенту директивные предписания, домашние задания, советы, рекомендации, формирует у него в процессе обучения конкретные навыки саморегуляции и самоконтроля. Консультант поощряет активность клиента, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать с психологом и импровизировать с новыми формами поведения.

Основные методы воздействия:

1. Метод систематической десенсибилизации – метод постепенного уменьшения чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, уменьшения и уровня тревожности по отношению к этим объектам, повышения уверенности в себе. Впервые предложен австрийским психотерапевтом Д. Вольпе в 1958 г.

Данный метод может быть полезен при монофобиях (страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь пауков и т.д.), а также при общей склонности клиента к реакциям чрезмерно повышенной тревожности, следствием которой являются психосоматические расстройства (мигрень, бессонница, желудочно-кишечные расстройства и т.п.).

Процедура методики достаточно проста: у клиента, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации по следующему алгоритму: от самой простой и наименее опасной – к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у клиента страх.

2. Иммерсионные методы – группа методов, направленных на коррекцию страхов и основанных на использовании открытого И. П. Павловым механизма угасания, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции.

Например, при консультировании клиентов с паническими расстройствами, кардиофобиями, используется методика «Репликация симптома в лабораторных условиях». С помощью различных приемов (гипервентиляция легких, быстрый подъем по лестнице и т.п.) у клиента воспроизводят некоторые компоненты панического приступа – повышенное потоотделение, учащенное дыхание и сердцебиение. Вслед за этим выясняется субъективная интерпретация этих физиологических ощущений, а также возникшие в их результате эмоциональные реакции. Если клиент правильно интерпретирует возникшие ощущения (например, как результат быстрого подъема по лестнице), задача консультанта – обратить внимание клиента на связь между интерпретацией и эмоциональным состоянием («Вы сейчас приписываете свое частое сердцебиение не сердечному приступу, а подъему по лестнице – и Вы абсолютно спокойны»). Далее клиенту предлагается, опираясь на лабораторный опыт, поискать альтернативное объяснение сердцебиению в обыденной жизни, вместо того, чтобы и дальше использовать дезадаптивное убеждение: «Сердцебиение – однозначный признак сердечного приступа».

3. Техники «активирующей терапии». Данная группа методик используется при работе с депрессивными клиентами, состояние которых осложнено апатией. Совместно с клиентом составляется график его жизнедеятельности на неделю вперед, причем таким образом, чтобы выполнение необходимых обязанностей гармонично сочеталось с мероприятиями, способными принести удовлетворение, а еще лучше – удовольствие. Намеренно в график включаются мероприятия, при осуществлении которых клиент сможет проявить свою компетентность и показать свое мастерство (данный вариант методики носит название «терапия мастерством и удовольствием»). Клиента просят помечать отметкой «М» каждое хорошо выполненное, даже самое незначительное действие, пометкой «У» - каждое приятное событие. Проведение подобных мероприятий позволяет постепенно вывести клиента из состояния апатия и повысить его самоуважение.

4. Техники обучения навыкам общения, состоящие в освоении клиентом навыков межличностного общения при помощи структурированных ролевых игр, проводимых в определенной последовательности:

- клиенту даются точные инструкции о роли, которую он должен представить;

- консультант демонстрирует клиенту желаемое исполнение, клиент отмечает основные аспекты поведения в тренируемой ситуации;

- клиент исполняет роль, которую он только что наблюдал. Это может происходить как прямо (в действии), так и косвенно (мысленное повторение необходимых действий);

- консультант обеспечивает клиенту положительную обратную связь, комментируя различные аспекты исполнения роли и отмечая, в первую очередь, его достижения, а затем - навыки, которые необходимо улучшить.