Что такое «полиелей»?

— Полиелеем называется самая торжественная часть утрени — богослу­жения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Нака­нуне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 — «Хвалите имя Господне» и 135 — «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древно­сти, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелей­ной» или, по-гречески, — полиелеем («поли» — много, «елей» — масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держа­щего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, моля­щихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Еван­гелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник на-чертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением уча­стия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благо­словения Божия.