Дошкольное образование

1. Детская литература область всеобщей культуры. Специфика детской литературы. Роль детской литературы в формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения.

2. Основные требования к произведениям для дошкольников. Роль иллюстрации в книге для маленьких детей. Основные требования к иллюстрациям для детей.

3. Понятие о фольклоре. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста. Песенки, потешки в различных группах детского сада.

4. Сказка - сокровищница народной мудрости. Русские народные сказки их характерные особенности, воспитательная ценность. Отношение поэтов и писателей к сказкам.

5. Особенности русских народных сказок кумулятивного типа. Анализ сказок "Колобок", "Теремок", "Петушок и бобовое зернышко".

6. Особенности сказок о животных. Анализ сказок "Заюшкина избушка","Кот, петух и лиса", "Волк и козлята".

7. Особенности волшебных сказок "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Сивка-бурка", "Царевна-лягушка", "Снегурочка".

8. Особенности бытовых сказок. Анализ сказок "Как мужик гусей делил", "Каша из топора".

9. Сказки народов нашей страны. Анализ 2-3 башкирских сказок.

10. Анализ сказок "Руковичка" (укр.н.с.), "Айога" (нан.н.с.), "Кукушка" (немец. н. с.), "Храбрый мальчик" (дагист. н. с .). Значение ознакомления со сказками народов разных стран.

11. Сказки Ш.Перро. Их особенности. Анализ сказок "Кот в сапогах", "Красная шапочка".

12. Сказка братьев Гримм. Анализ сказки "Горшок каши".

13. Демократизм и гуманизм сказок Г.Х.Андерсена. Анализ сказок "Гадкий утенок", "Принцесса на горошине".

14. Ознакомление детей со сказками народов разных стран. Анализ сказок "Златовласка" (чешская), "Два жадных медвежонка" (венгерская), "Вежливый кролик" (мексиканская).

15. Взгляды А.С.Пушкина на детскую литературу. Лирика А.С.Пушкина в чтении детям ("Зимний вечер", "За весной, красой природы", "Зима", "Уж небо осенью дышало").

16. Сказки А.С.Пушкина. Анализ одной из них.

17. Анализ "Сказка о царе Салтане". Возможность использования для маленьких детей отрывков из сказки.

18. Творчество П.П.Ершова. Анализ сказки "Конек-Горбунок". Народность идей и образов сказки.

19. Н.А.Некрасов. Произведения о детях и для детей в творчестве Н.А.Некрасова. Анализ произведений Н.А.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы".

20. Деятельность К.Д.Ушинского как детского писателя. Анализ произведений "Васька", "Петушок с семьей", "Лиса Патрикеевна", "Ласточка".

21. Многообразие тематики произведений К.Д.Ушинского. Особенности стиля и манеры описаний. Анализ "Как рубашка в поле выросла", "Дети в роще".

22. Роль Л.Н. Толстого в развитии детской литературы детского чтения "Азбука", "Новая азбука", "Русская книга для чтения".

23. Анализ "Тетя дала Варе меду", "Слушай меня мой пес", "Мышка вышла погулять", Хотела галка пить".

24. Маленькие рассказы Л.Н.Толстого для детей. Единство педагогического и литературного воплощения. Анализ "Мальчик играл", "Мальчик стерег овец", "Отец приказал сыновьям".

25. Картины русской природы в творчестве поэтов половины XIX века. Значение их для эстетического воспитания детей (стихи наизусть).

26. Анализ произведений А.М.Горького для детей "Воробьишко", "Про Иванушку-дурочка", "Самовар". Умение А.М.Горького забавно говорить о серьезных вопросах.

27. В.А.Жуковский. Стихи, сказки, вошедшие в круг детского чтения. Анализ произведений (по выбору), чтение стихов наизусть.

28. В.В.Маяковский. "Эта книжечка моя, про моря и про маяк". Воспитание любви к труду в стихах "Кем быт?".

29. В.В.Маяковский. "Сказка о Пете, толстом ребенке и о Симе, который тонкий". Анализ "Что такое хорошо и что такое плохо?".

30. Деятельность К.И.Чуковского в области теории и практики детской литературы. Обобщение в книге "От двух до пяти". Анализ "Цыпленок", "Айболит".

31. Веселые сказки в стихах как основной жанр творчества К.И.Чуковского для детей (Мойдадыр", "Муха-Цекотуха", "Путаница", "Теремок").

32. С.Я.Маршак. Тематическое жанровое многообразие поэзии С.Я.Маршака. Произведения о героях труда "Пожар", "Почта".

33. Тема самоотверженности человека "Рассказ о неизвестном герое", тема детства в творчестве С.Я.Маршака "Первое сентября", "Дети нашего двора", "Великан".

34. Сочетание познавательного материала с поэтическим видением мира в стихотворении С.Я.Маршака "Круглый год" (стихотворение наизусть).

35. Юмор и сатира в произведениях С.Я.Маршака "Усатый-полосатый", Вот какой рассеянный, с улице Бассейной", "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке".

36. С.В.Михалков. Анализ тетралогии о дяде Степе.

37. Отражение внутреннего мира ребенка в лирических стихотворениях С.В.Михалкова "А что у вас?", "Мы с приятелем в двоем", "Песенки друзей".

38. А.Л.Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких "Игрушки", "Машенька" (стихи наизусть).

39. Сатира и юмор в стихах "Девочка-ревушка", "Девочка-чумазая", "Снегирь", "Огни". Отсутствие нравоучения и ясность морали.

40. Образы детей в стихах А.Л.Барто "Вовка - добрая душа".

41. Жизнь и творчество А.Гайдара. Его произведения для детей. Анализ по выбору.

42. В.Ф.Одоевский. Опыт создания научно-популярной сказки "Городок табакерке". Анализ сказки "Мороз Иванович".

43. В.С.Житков. Своеобразие рассказов о героизме, труде "На льдине", "Красный командир", "Обвал".

44. Опыт создания энциклопедии для детей "Что я видел" (анализ глав по выбору).

45. М.М.Пришвин - тонкий знаток русской природы, большой художник слова. Анализ рассказов "Золотой луг", "Ребята и утята", "Еж", "Лисичкин хлеб".

46. Многообразие жанров в творчестве В.В.Бианки. Анализ рассказов "Молодая ворона", "Синичкин календарь" (главы).

47. Пересказ рассказа "Купание медвежат". Своеобразие писательской манеры в рассказе "Приключение муравьишки". Анализ "Первая охота".

48. Е.И. Чарушин - писатель и художник. Основные темы творчества. Анализ рассказов "Что за зверь?", "Про зайчат", "Утка с утятами","Еж" (из книги в "В лесу").

49. Анализ рассказов Е.И.Чарушина "Волчишко", "Воробей". Анализ рассказа из книги "Никита и его друзья".

50. Н.Н.Носов. Единство веселого и серьезного в произведениях писателя "Фантазеры", "Живая шляпа", "Карасик".

51. Художники - иллюстраторы детских книг.

52. Использование произведений башкирских писателей в работе с детьми. Анализ произведений.

53. Своеобразие детской литературы 20-30-х годов. творчество Саши Черного.

54. Поэты -обэриуты для детей. Творчество Д.Хармса, А.Введенского.

55. Гуманистическая направленность литературы конец XIX - начало XX века о детях и для детей. Творчество А.П.Чехова, А Блока, С.Есенин и др.

56. Возвращенные имена. Творчество А.Вербицкий, Л.Чарской для детей.

57. С.П.Аксаков - мастер реалистической прозы "Детские годы Багрова внука". Анализ сказки "Аленький цветочек".

58. В.М.Гаршин. Особенности творческой манеры писателя. Анализ сказки "Лягушка-путешественница".

59. Д.Н.Мамин-Сибиряк жизнь и творчество. Анализ сказок из сборника "Аленушкины сказки".

60. А.Погорельский. Сказочная повесть "Черная курица" или "Подземные жители".