ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА

 

Целью динамического расчета является определение сил и моментов, действующих на детали кривошипно-шатунного механизма при работе дизеля. Знание сил и моментов необходимо для расчета деталей проектируемого двигателя на прочность, анализа надежности и долговечности узлов и деталей в эксплуатации, оценки уравновешенности двигателя и сравнения его нагруженности с аналогичными эксплуатируемыми дизелями.

3.1. Расчет сил, действующих на детали кривошипно-шатунного механизма

Рассмотрим изменение сил, действующих на кривошипно-шатунный механизм в зависимости от угла поворота коленчатого вала.

Во время работы дизеля на его кривошипно-шатунный механизм действует три силы (в МН):

- сила от давления газов на поршень, приложенная к верхней головке шатуна,

;

- сила инерции от возвратно-поступательно движущихсямасс, приложенная к верхней головке шатуна,

;

-сила инерции от вращавшихся масс, приложенная к нижней головке шатуна,

,

 

где - масса возвратно-поступательно движущихся деталей, кг;

- масса вращающихся деталей, кг;

j- ускорение поршня, м/с2;

рГ=р-р0 , - давление газов на поршень, МПа;

р=f(j) – давление газов на поршень со стороны камеры сгорания;

р0 давление газов со стороны кривошипной камеры (картера).

Силы РГ и Рj всегда имеют направление действия вдоль оси цилиндра, поэтому их можно складывать алгебраически

Рå= Рj+ РГ,

а сила РC. направлена от оси вращения вдоль радиуса кривошипа. Силы РГ и Рj считаются положительными, если они направлены к днищу поршня, а сила РС - если направлена от оси вращения коленчатого вала.

Расчетная схема аксиально-кривошипного механизма и действующих на его элементы сил приведена на рис. 5.

 

 
 

 

Рис.4 Расчетная схема аксиального кривошипно-шатунного механизма и силы действующие на его элементы.

 

Суммарная сила Рå приложена к поршню и ее можно разложить на силу РК, действующую вдоль оси шатуна, и силу РN, направленную перпендикулярно к боковой стенке цилиндра. Сила РN, определяет величину силы трения поршня о поверхность цилиндровой втулки. В проектном динамическом расчете величину силы трения не учитываем. Силу РК можно перенести вдоль линии ее действия и принять за точку приложения центр шатунной шейки коленчатого вала. Эту силу можнотакже разложить на две составлявшие: силу РТ, направленную тангенциально, и силу РR , направленную вдоль радиуса кривошипа коленчатого вала.

Сила РК считается положительной, если она сжинает стержень шатуна, сила РТ - если действует по направлению вращения коленчатого вала, а сила РR - если она сжимает щеку кривошипа коленчатого вала.

При выполнении динамического расчета кривошипно-шатунного механизма дизеля обычно находят не абсолютные значения этих сил, а их удельные значения, т.е. относят силы к единице площади поперечного сечения поршня и обозначают строчными буквами. В этом случае для определения абсолютного значения сил по результатам расчета необходимо удельную силу умножить на площадь поршня. Удельная сила давления газов рГ алгебраически складывается из давления газов на поршень со стороны камеры сгорания р и со стороны кривошипной камеры (картера) р0 , т.е.

рГ=р-р0

В проектном расчете можно принять давление в кривошипной камере равным атмосферному, т.е. ро = 0,1013 МПа.

Удельная сила инерции в МПа от возвратно-поступательно движущихся масс определяется по формуле:

,

где - площадь поперечного сечения, м2;

j-ускорение поршня в зависимости от угла поворота коленчатого вала, м/с2.

 

Масса включает массу комплекта поршня МП (поршень, вставка, палец, поршневые кольца и др.) и часть массы шатуна МШП, участвующую в поступательном движении, т.е.

= МП+ МШП

Массу шатуна делят условно на две части. Одну из них МШП условно считают сосредоточенной на оси поршневого пальца и относят к поступательно движущимся частям, а другую МШВ - на оси кривошипа и относят к вращающимся частям. Распределение масс производят по правилам разложения равнодействующей на две параллельные силы:

МШП = МШ LC/L;

МШВ= МШ (1- LC/L),

где L – длина шатуна между центрами верхней и нижней головок;

LCрасстояние от центра масс шатуна до центра нижней головки шатуна

При проектных расчетах расстояние от оси кривошипной головки до центра масс шатуна можно принять равным LC=(0,3-0,4)L

 

МШП = 54,3*0,213/L=19,005кг

МШВ=54,3*(1-0,213/L)=35,295кг

=19,005+46,2=65,205кг

Сложив алгебраически соответствующие ординаты зависимостей удельных сил рГ и рj, получим зависимость удельной суммарной силы рå от угла j.

Для построения зависимостей удельных сил рN, рK, рT, рR от угла j поворота кривошипа коленчатого валаиспользуются следующие соотношения

рN = рå ;

рK= рå ;

рT= рå ;

рR= рå .

рГ=р-р0, где р0 =0,1013 МПа

 

 

 

Составим таблицу «Расчет удельных сил, действующих на элементы кривошипно-шатунного механизма»

 

 

Таблица 3

Расчет удельных сил, действующих на элементы кривошипно-шатунного механизма

j0 р, МПа рГ, МПа J, м/с2 pj, МПа рå, МПа tqb pN,, МПа cosb pK,, МПа (sin(b+j))/cosb pT, МПа (cos(b+j))/cosb PR, МПа
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
10,8 10,698 1090,71 -1,713 9,086 9,0,86 9,086
8,13 8,028 1090,71 -1,713 6,416 6,416 6,416
8,13 8,028 1036,93 -1,629 6,501 0,059 0,387 0,998 6,512 0,316 2,056 0,950 6,178
6,493 6,391 883,69 -1,388 5,104 0,115 0,590 0,993 5,138 0,601 3,064 0,808 4,125
3,518 3,416 653,6 -1,027 2,491 0,164 0,410 0,986 2,524 0,823 2,051 0,590 1,417
2,13 2,028 378,97 -,0595 1,534 0,203 0,311 0,979 1,565 0,967 1,484 0,323 0,497
1,433 1,331 95,14 -0,149 1,283 0,227 0,292 0,975 1,316 1,024 1,315 0,038 0,049
1,052 0,95 -166,38 0,261 1,313 0,236 0,310 0,973 1,349 1,313 -0,236 -0,310
0,829 0,727 -383,32 0,602 1,431 0,227 0,326 0,975 1,467 0,906 1,298 -0,478 -0,685
0,692 0,590 -545,36 0,856 1,548 0,203 0,314 0,979 1,580 0,764 1,183 -0,676 -1,047
0,23 0,128 -653,6 1,026 1,256 0,164 0,207 0,986 1,273 0,590 0,742 -0,823 -1,035
0,23 0,128 -717,31 1,127 1,357 0,115 0,157 0,993 1,366 0,399 0,542 -0,923 -1,253
0,23 0,128 -748,75 1,176 1,406 0,059 0,083 0,998 1,409 0,201 0,283 -0,981 -1,380
0,23 0,128 -757,9 1,190 1,421 1,420 -1 -1,420
0,23 0,128 -748,75 1,176 1,406 -0,059 -0,083 0,998 1,408 -0,201 -0,283 -0,981 -1,380
0,23 0,128 -717,31 1,127 1,357 -0,115 -0,157 0,993 1,366 -0,399 -0,542 -0,923 -1,253
0,23 0,128 -653,6 1,026 1,256 -0,164 -0,207 0,986 1,273 -0,590 -0,742 -0,823 -1,035
0,253 0,151 -545,36 0,856 1,548 -0,203 -0,226 0,979 1,132 -0,764 -0,848 -0,676 -0,75
0,308 0,206 -383,32 0,602 1,431 -0,227 -0,207 0,975 0,933 -0,906 -0,825 -0,478 -0,435
0,398 0,296 -166,38 0,261 1,313 -0,236 -0,155 0,973 0,677 -1 -0,659 -0,236 0,155
0,556 0,454 95,14 -0,149 1,283 -0,227 -0,092 0,975 0,416 -1,024 -0,416 0,038 0,015
0,852 0,750 378,97 -0,595 1,543 -0,203 -0,052 0,979 0,261 -0,967 -0,248 0,323 0,083
1,465 1,363 653,6 -1,027 2,491 -0,164 -0,072 0,986 0,443 -0,823 -0,360 0,590 0,258
2,838 2,736 883,69 -1,388 5,104 -0,115 -0,168 0,993 1,459 -0,601 -0,870 0,808 1,171
5,685 5,583 1036,93 -1,629 6,501 -0,059 -0,241 0,998 4,062 -0,316 -1,283 0,950 3,856
8,13 8,028 1090,71 -1,713 6,416 6,416 6,416
10,8 10,698 1090,71 -1,713 9,086 9,086 9,086

При заполнений этой таблицы в первый столбец заносят текущие значения угла j поворота кривошипа коленчатого вала, начиная с "0" через 10-15°

до 360° для двухтактного двигателя

Для двухтактного двигателя j=0° соответствует началу такта горения-расширения.

Во второй столбец заносят значения абсолютного давления в камере сгорания проектируемого двигателя, полученные непосредственным расчетом в зависимости от угла j поворота кривошипа коленчатого вала

При j = 0° во второй столбец табл. 3 записывают два значения давления р=рС и р=рZ . в диапазоне углов j=0-180° р=рZ/(V/VZ) но не более рZмах, при условии, что p³pВ. При условии, что текущее значение p<pВ во второй столбец записывают p=pа .

В диапазоне углов j=180-360° во второй столбец записывают р=ра/(V/Vа) при условии, что p³pа , и р=ра при условии, что р< ра. При значении j= 360° записывают два значения давления р=рС и р=рZмах.

По результатам расчета удельных сил строят совмещенные графики для зависимостей

рГ=f(j), рj=f(j), рå=f(j); (см. рис.6)

рN=f(j), рK=f(j); (см. рис.7)

рT=f(j), рR=f(j); (см. рис.8)

Кроме рассмотренных сил на шатунную шейку вала и ее подшипники центробежная сила РС, возникающей при движении только той части массы шатуна, которая отнесена к центру его нижней головки. Величина удельной центробежной силы РС, воздействующей на шатунную шейку, найдем по формуле:

, МПа;

где МШВ = МШ(1 – Lc/L);

 

 

3.2 Расчет суммарного крутящего момента двигателя

Тангенциальная сила РТ создает крутящий момент на кривошипе вала двигателя и его величина может определена по формуле:

Ttgi = 103 · R · Fn · PT, кН · м

где R - радиус кривошипа, м;

FП-площадь поршня, м2;

рТ - удельная тангенциальная сила; значения её выбираются в зависимости от угла j из графика, приведенного в табл. 3

В многоцилиндровом двигателе суммарный крутящий моментTtq,снимаемый с фланца отбора мощности, представляет собой сумму крутящих моментов отдельных цилиндров Ttqi .

Для рядных двигателей суммирование Ttqi производится с учетом следующих соображении. Для обеспечения равномерности крутящего момента угол Djвсп между очередными вспышками в цилиндрах двигателя выбирается из условия:

,

где t - тактность двигателя;

iP - число цилиндров двигателя в ряду;

DjКР – угол заклинки кривошипа коленчатого вала.

Исходя из этих же требования, таким же назначается угол заклинки кривошипов коленчатого вала DjКР. Очередность повторения одинаковых процессов в различных цилиндрах определяется порядком работы цилиндров двигателя. Зависимость крутящего момента, создаваемого на валу от работы каждого отдельного цилиндра, в пределах рабочего цикла одинаков для всех цилиндров. Поэтому график суммарного крутящего момента, может быть получен алгебраическим суммированием зависимостей Ttqi=f(j) соответственно числу цилиндров, каждый из которых сдвинут по отношению к предыдущему на угол Djвсп=Djкр. Суммарный крутящий момент двигателя Тtq является периодической функцией с периодом Djвсп, поэтому нет необходимости производить суммирование на угловом интервале, соответствующем всему рабочему циклу, а достаточно произвести суммирование в интервале 0°…Djвсп

Составим таблицу зависимости Ttqi от угла поворота коленчатого вала (см. табл.4)

 

Таблица зависимости Ttqi от угла поворота коленчатого вала

Табл.4

Ttqi 4,66 9,33 12,798 16,185 18,05 19,073 17,11 12,45 12,76
j

 

3.3 Расчет нагрузок, действующих на шатунную шейку

коленчатого вала

На шатунную шейку коленчатого вала однорядного двигателя действуют три силы: тангенциальная рТ радиальная рR и центробежная рC от вращающейся части массы шатуна. Определяют алгебраическую сумму сил рR и рC . Поскольку они действуют в одном направлении, то . Так как сила рC постоянна по величине, то для определения сил достаточно из ординат сил рR вычесть величину рC т.е. величина силы определяется по зависимости рR=f(j), но линия отсчета ординат смещается вверх на величину рC.

Для построения векторной диаграммы выбирается прямоугольная система координат рТ - , связанная с кривошипом, и с центром в точке 0 (полюс диаграммы). За положительное направление оси принимается направление вниз, за положительное направление оси рТ - направление вправо

В этой координатной системе для каждого угла поворота кривошипа производится попарное геометрическое сложение сил рТ и . (см. рис. 9)

Данные занесем в таблицу 5

Таблица 5

5,630 5,392 3,339 0,685 -0,288 -0,736 -1,096 -1,471 -1,833 -1,821 -2,039 -2,166 -2,206
PТ 2,056 3,064 2,051 1,489 1,315 1,313 1,298 1,183 0,742 0,542 0,283
j
-2,166 -2,039 -1,821 -1,536 -1,221 -0,941 -0,770 -0,702 -0,527 0,385 3,068 5,630  
PТ -0,283 -0,542 -0,742 -0,848 -0,825 -0,659 -0,416 -0,248 -0,360 -0,870 -1,283  
j