Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

Важнейшей обязанностью участников бюджетных правоотношений является точное и неуклонное соблюдение ими норм бюджетного законодательства. За нарушение установленных правил поведения в сфере бюджетных правоотношений государство установило систему мер государственного принуждения, в том числе в виде экономических и административных санкций.

Осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств бюджетов, целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, а также применение мер государственного принуждения к нарушителям бюджетного законодательства возложены на финансовые органы Республики Беларусь.

Министерство финансов, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право применять следующие меры принуждения, направленные на предупреждение и пресечение бюджетных правонарушений. Это:

1) приостанавливать и ограничивать (за исключением | защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет бюджетных средств.

Данная мера применяется в случаях несоблюдения получателями бюджетных ассигнований законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам;

2) приостанавливать расходные операции по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

3) взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным ссудам, бюджетным займам и проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае выполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства.

Согласно бюджетному законодательству Республики Беларусь юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны расходовать полученные из бюджета средства по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Получение средств из бюджета возможно на безвозвратной основе (финансирова­ние) либо на возвратной основе (бюджетная ссуда, бюджета ный заем).

В ст. 22 Закона «О бюджетной системе Республики Бе­ларусь и государственных внебюджетных фондах»'опреет лены виды бюджетных правонарушений и установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших эти правонарушения.

К нарушениям бюджетного законодательства относятся:

- необоснованное получение бюджетных средств;

- использование бюджетных средств не по целевому назначению;

- использование бюджетных средств с нарушением законодательства.

Содержание каждого из названных правонарушений определяется в Положении о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений, утвержденном постановлением Министерства финансов от 16 июня 2000 г. № 631.

Согласно названному Положению под необоснованным получением бюджетных средствследует понимать излишнее получение бюджетных средств независимо от источника финансирования (получения) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями вследствие: 1) завышения в расчетах, сметах, счетах и в других документах сумм, подлежащих получению; 2) представления недостоверных сведений о финансовом состоянии юридических лиц, (индивидуальных предпринимателей .при получении бюджетных займов, бюджетных ссуд, субсидий и дотаций, финансовой помощи на возвратной основе; 3) представления других недостоверных данных, явившихся основанием для получения из вышеназванных источников средств в размерах, превышающих установленные законодательством.

Использованием бюджетных средств не по целевому назначениюявляются любые действия распорядителей или получателей бюджетных средств, приведшие к нарушению адресности использования предусмотренных в бюджете средств либо к направлению их на цели, не обозначенные при выделении в соответствии с бюджетной классификацией. При этом в течение финансового (бюджетного) года бюджетные средства, полученные и направленные получателями на восстановление собственных средств [с согласия Министерства финансов, финансового управления (отдела) местного исполнительного и распорядительного органа], израсходованных ими (с соблюдением процедур, предусмотренных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет средств бюджета и внешних государственных займов) на покрытие затрат, финансирование которых осуществляется согласно плановым ассигнованиям в соответствии со сметами расходов за счет (или с участием) бюджетных средств, но произведено несвоевременно, не являются использованием не по целевому назначению.

Использованием бюджетных средств с нарушением законодательства считается использование бюджетных средств с нарушением законов Республики Беларусь, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, других нормативных актов Республики Беларусь.

Средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет. Кроме того, с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей, допустив­ших эти правонарушения, взыскивается штраф в размере этих средств. Данный штраф является мерой экономической ответственности, порядок применения которой установлен Указом Президента от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (в ред. Указа от 6 декабря 2001 г. № 7221).

Решение о применении экономических санкций вправе выносить от имени Министерства финансов - министр финансов и его заместители, от имени финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов - руководители управлений (отделов) и их заместители.

Должностные лица предприятий, объединений, учреждений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Полномочиями по применению экономических санкции и мер административного воздействия за нарушения в сфере финансовых (бюджетных) отношений согласно ст. 18 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» обладает Комитет государственного контроля и его территориальные органы.

Председатель Комитета государственного контроля и его заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и города Минска и их заместители вправе в пределах своей компетенции применять предусмотренные законодательством экономические санкции и меры административного воздействия от имени органов Комитета государственного контроля, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий Комитета государственного контроля или его территориальных органов юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо по решению названных должностных лиц Комитета государственного контроля и его территориальных органов им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.