Ассортимент художественных изделий и сувениров современных центров промысла.

На базе древних ремесел уже во второй половине ХХ в. на Крайнем Севере возникли предприятия народных художественных промыслов: в Нарьян-Маре на севере Архангельской области, Сыктывкаре Коми АССР, в Якутске, Норильске, Магадане, Хабаровске, Петропавловске - Камчатском, в поселках Корякского национального округа, в центре Камчатки-Палане, Оссоре, Хаилине, в некоторых других районных центрах и национальных поселках.

В ассортимент художественных изделий и сувениров, выпускаемых этими предприятиями, вошли изделия из оленьих шкур, камуса, шкуры нерпы, ровдуги и пр., исполненные в характерной для данного края, области, национального округа манере. Например, круглый меховой эвенкийский ковер является примером традиционной для ремесел Крайнего Севера меховой мозаики. Он составляется из чередующихся светлых и темных радиусов - лучей, идущих от центра к периферии ковра. Ковер опушается по краю белым камусом и смотрится чрезвычайно декоративно.

Хабаровсксе производственное объединение выпускает меховые ковры - кумаланы эвенкийского типа. Это специфический небольшой ковер или покрышка, которую в старину клали под седло верхового оленя. Кумалан имеет слегка вытянутую прямоугольную форму с более узкой серединой, широкими краями и скругленными углами. Шьют кумалан из четырех шкур, снятых с верхней части головы оленя. Все стыки, а также отверстия, остававшиеся на месте рогов и ушей, искусно заштуковывают и отделывают щеткой белого камуса.

В свой ассортимент предприятия, занятые изготовлением художественных изделий из меха, включают также меховую обувь - унты и домашние туфли.

Большим изяществом и декоративно­стью отличаются домашние туфли, отде­ланные подкрашенной замшей и мехом нерпы, которые выпускает предприятие в Нарьян-Маре. Предприятия в Нарьян ­Маре и Петропавловске-Камчатском изгoтавливают сувенирные куклы, одетые в традиционную (условно трактованную) меховую одежду различных северных народностей: кукла-ненка или кукла Айя - ­ персонаж корякского эпоса.

В Петропавловске-Камчатском, Норильске и некоторых других городах художественные предприятия выпускают настенные декоративные панно. Основой панно является деревянная дощечка, на которой с помощью приклеенных кусочков меха, камуса, замши с небольшой дорисовкой воспроизводится характерная северная сценка: бегущие олени, запряженные в наты или северянка в национальной одежде около чума.

Искусство мастериц Крайнего Севера щедро проявилось в изготовлении и украшении головных уборов, сумок, кисетов, рукавиц. Сообразно вкусам и обычаям того или иного народа эти предметы расшивают бисером, украшают аппликацией или мозаикой.

Расшитая бисером или украшенная аппликацией и мозаикой, опушенная мехом выдры, росомахи, песца шапка северянина представляла собой подлинное произведение декоративного искусства.

Изобретательность и фантазия мастериц Крайнего Севера в изготовлении и украшения сумок неистощимы. Сумки, начиная от вьючных, в которых во время кочевки перевозили на оленях имущество, и кончая всякого рода кисетами и крохотными прикрепляющимися непосредственно к одежде сумочками для косметических и курительных принадлежностей, украшены самым разнообразным образом и очень изысканно.

Художественные предприятия в Якутске, Магадане, Петропавловске - Камчатском, Палане и Оссоре на Камчатке на основе старинных головных уборов и сумок выпускают современные модернизированные изделия. Из мелких кусочков меха и камуса с добавлением замши и бисера делают разнообразные мелкие украшения к современному женскому костюму – брошки - приколки, кулоны. В оснoву этих украшений положена сильно уменьшенная интерпретация все того же эвенкийского круглого ковра. Но если в традиционных изделиях, даже самых мелких, ювелирных, все детали мастерицы ­ северянки виртуозно сшивали оленьими сухожилиями «жилкам», то на предприятиях этот трудоемкий процесс заменен наклеиванием или склеиванием. Конечно, изделия на клею не столь прочны и долговечны, но зато их практически и экономически возможно выпускать в производственных условиях.

В последнее время предприятия художественных промыслов Крайнего Севера стали привлекать надомников, организуя бригады мастериц, живущих далеко от городов и райцентров. Мастерицам - надомницам поручается изготовление подлинных традиционных художественных изделий, ярко демонстрирующих своеобразие и щедрость национального орнамента, а также специфику традиционных художественных приемов.

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Под ред. Барадулина В. А. и Танкус О. В. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.: ил.

6. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука – классика», 2007. – 560 с.

7. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

 

Дополнительная:

1.Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – М.: Знание, 1988.

2.Миловский А. С. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами.- М.,1994.

3.Никоненко Н. М. Декоративно – прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. Практическое руководство для взрослых и детей (Серия «Школа радости») – Ростов / Д.: Феникс, 2003. – 128 с.: ил.

4.Пушкина В. З. Кожа. Практическое руководство. – М.: Культура и традиции, 1999. – 248 с.: ил.

5.Черкизова Е. Е. Кожа. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС – КНИГА, 2004. – 168 с.: ил. – ( Энциклопедия).

6.Манкова Т. Н. Стильные украшения из кожи своими руками. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005. – 256 с.: ил. – (Без проблем).

7.Голубинцева Е. Подарки из кожи: Украшения и аксессуары. – М.: Издательство «ЭКСМО»; СПб.: Валери СПД, 2004. – 128 с.: ил. – (Серия «Академия « Умелые руки»»).

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Как называется самая прочная часть шкуры оленя?
  2. Что такое ровдуга?
  3. Как называется кайма из меховой мозаики по краю шубы?
  4. Как называется обувь из оленьего меха?
  5. Виды декоративной отделки меховых изделий.
  6. Известные центры художественной обработки меха на Крайнем Севере.
  7. Назвать художественный прием выполнения эвенского ковра.
  8. Ассортимент художенственных изделий.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

Подготовить реферат об одном из известных центров по изготовлению художественных изделий из меха, кожи, замши.

 

Рефераты и реферативные сообщения будут заслушиваться на практических и семинарских занятиях. Рефераты должны иметь по объему не менее 12 листов машинописного текста и должны быть проиллюстрированы.

return false">ссылка скрыта

 

 

 

­­­­­­­Содержание практических занятий