Отгадай-ка

Цель игры. Учить детей описывать предмет, не гля­дя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загады­вали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давай­те поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, ко­торые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать пред­мет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем пере­дает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребе­нок описывает свой предмет и передает камешек следую­щему играющему, чтобы тот отгадал.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не приду­мает свою загадку. Если игра проходит во время занятия и, значит, в ней принимают участие все дети группы, дли­тельность ее будет 20—25 минут.

В процессе игры воспитатель следит за тем, чтобы де­ти при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет нахо­дится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возмож­ность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно расска­зывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).