ЭЛЕМЕНТЫ АКТИВНЫХ ФОРМ В РАЬОТЕ 11РЕ1ЮДАЬА1ИЛЛ

нием части аудитории. Причины сопротивления такие: (а) «мы все это знаем, это нам не нужно, это неинтересно» или такие: (б) «нам поздно изучать это, мы уже плохо усваиваем, нам трудно». Для пре­одоления барьера (а) на первую лекцию целесообразно выносить материал, обладающий рядом особых качеств: безусловно новый для аудитории, определенно полезный для нее, увлекательный. Неважно, если этот материал будет частями повторяться в последующих лек­циях. Главное создать натиск. Слушатели не должны успеть «огля­нуться», как уже с интересом слушают материал.

Для преодоления барьера (б) полезно кратко изложить прин­ципиальную концепцию современной психологии о том, что чело­век может не только усваивать новый материал всю жизнь, но, накапливая жизненный и профессиональный опыт, делает это все лучше, поэтому, чем старше он становится, тем легче постигает новое, если отдает себе отчет в личной ценности получаемых знаний. С той же целью надо привести убедительные примеры, показываю­щие, что, если человек не ставит себе барьеров собственными усилия­ми, а, наоборот, повышает уверенность в своих силах, его способности резко возрастают. Таким образом, первая лекция должна «погру­зить» в курс и вызвать энтузиазм к последующим лекциям.

Целесообразно перед каждой лекцией на 2—3 минуты вклю­чать музыкальную настройку. Желательно подобрать эту музы­кальную заставку так, чтобы по мелодии и словам (если они есть) она помогла слушателям отключиться от материала, изложенного на предыдущей лекции другого преподавателя, отдохнуть и подго­товиться к оптимальному восприятию именно данной темы. Наш опыт музыкальных заставок показал, что это нововведение встре­чается аудиторией положительно, но требует дальнейшего совер­шенствования в подборе мелодий в соответствии не только с те­мой, но и с музыкальной культурой аудитории. Например, удач­ным оказалось использование «Болеро» Равеля в качестве музыкальной заставки к лекции «Мышление».

Из метода конкретных ситуаций. В процессе лекции (лучше в конце ее) можно попросить аудиторию привести примеры по теме лекции и ситуации из своей практики и совместно обсудить их, организовав тем самым своеобразный обмен опытом. Включе­ние слушателей в активное обсуждение и их согласие поделиться своими находками и примерами не только содержательно и полез­но всем присутствующим, но и меняет их отношение к предмету и преподавателю на более продуктивное. Для того чтобы открыть направленную дискуссию, в конце лекции можно предложить во­прос: «Какие факты из материала последней лекции свидетель­ствуют о...?»



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


 


Один из способов, позволяющий включить в обсуждение ситу­ации, реально волнующие данную аудиторию, состоит в следую­щем. После очередного занятия лекционного цикла слушателям предлагается изложить наиболее запомнившуюся или еще жду­щую своего разрешения ситуацию из своей профессиональной прак­тики. Например, нужно описать случай, когда их подвела память или произошло чрезвычайное событие на экзамене.

Из тренировки чувствительности. Целесообразно вводить в из­лагаемый материал элементы личного и научного профессиональ­ного опыта. Аудитория всегда питает определенный интерес к лич­ности преподавателя. Его следует удовлетворить не на почве бы­товых деталей (это сближает, но понижает престиж), а на профессиональной почве. Полезно к месту и скромно очертить об­ласть своих профессиональных и научных интересов и рассказать о собственных научных результатах. Это повышает доверие к ос­тальному излагаемому материалу. Рост авторитета преподавате­ля непосредственно сказывается на эффективности обучения: луч­ше запоминается материал и требуется меньше аргументации.

Из деловых игр. Элементы игр могут органично включаться в семинарские занятия. Например, группа делится на три части (из методики М. К. Тутушкиной): а) теоретиков (изучающих тео­рию), б) практиков ( изучающих практическое применение), в) кри­тиков. Каждая подгруппа готовит свой аспект темы и должна ар­гументированно изложить подготовленный материал.

Опыт чтения курса лекций по психологии для преподавателей факультета повышения квалификации Петербургского государ­ственного университета выявил особую роль заключительной кон­ференции слушателей. Такая конференция позволяет каждому из них систематизировать полученные на лекциях знания, учесть свой собственный практический опыт и активизировать научно-прак­тический багаж для решения предстоящих задач. Если на отдель­ных лекциях курса элементы активных методов использовались порознь, то итоговая конференция позволяет применить их вместе, в едином аккорде.

Для примера опишем методику проведения одной из таких конфе­ренций. За две недели до конца курса слушатели получили от лекто­ра домашнее задание — ответить письменно на три следующих во­проса: как проявляется и в чем обнаруживается талант преподавате­ля? как можно выявить уровень мастерства и профессионализма преподавателя? от чего зависит престиж преподавателя? Слушате­лям предлагается подготовить письменные ответы (произвольного объ­ема) дома, в спокойной обстановке. Разрешается представлять груп­повые ответы. Через неделю ответы сдаются лектору.


При анализе представленных ответов лектор проводит их ста­тистическую обработку, вскрывая картину распределения мне­ний по затронутым вопросам и выделяя наиболее радикальные взгляды. С авторами соответствующих ответов проводятся пред­варительные беседы. Как правило, эти слушатели дают согласие пуб­лично отстаивать свою позицию на предстоящей конференции.

В день конференции, в торжественной обстановке, лектор зна­комит слушателей с обобщенным результатом анализа их работ, благожелательно оценивая все изложенные в работах позиции, отмечая их продуктивность, искренность, новаторский дух, ориги­нальность и т. д. В процессе этого выступления он старается всеми возможными приемами снять у участников конференции избыточ­ную тревожность, настороженность, скованность, страх оценки, повышенный самоконтроль.

Вступительная речь выполняет две функции: явная — выде­лить безусловный и действительно ценный опыт слушателей для дальнейшего развития данного курса лекций, неявная — вклю­чить элементы активного метода, осуществить погружение, рас­слабить, раскрепостить, пробудить творческую активность. После того как аудитория пришла в активное состояние, лектор готовит ее к мозговому штурму, приглашая авторов наиболее радикаль­ных мнений выступить и, тем самым, обострить дискуссию. Эле­менты деловых игр проявляются спонтанно, так как обычно выяв­ляется группа «критиков», которая не согласна практически ни с чьим мнением и иногда даже с собственным. Здесь усилия веду­щего направляются на повышение аргументированности и кон­структивности критических выступлений, позволяющих вылущить рациональное зерно, а также на доброжелательность критики. Как при всякой мозговой атаке, акцент делается на развитии у участ­ников дискуссии восприимчивости к современным социальным пози­циям и творческому отношению к нововведениям в преподавательс­ком труде, на преодолении профессиональной деформации. Ведущий побуждает каждого выступающего аргументировать свое мнение фактами и примерами конкретных ситуаций из своей практики.

return false">ссылка скрыта

В ходе конференции участники не только проясняют свои пред­ставления по ряду кардинальных проблем на базе сведений, полу­ченных ими на лекциях, но и наглядно убеждаются в том, что, не сосредоточиваясь на недостатках и используя активные методы, можно содержательно и конструктивно обсудить проблему, под­нять уверенность в своих возможностях. Анализируя итоги конфе­ренции, участники неизменно отмечают, что она помогает улуч­шить их настроение и закрепить знакомство и прочные профес­сиональные связи с коллегами.



АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


 


Отличительной особенностью всей группы активных методов является, во-первых, то, что обучение проводится в ситуациях, мак­симально приближенных к реальным, позволяя материал, подле­жащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства. Во-вторых, осуществляется не только передача знаний, но и обучение практическому использованию, что, в свою очередь, требует фор­мирования определенных психологических качеств специалистов, и, наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качест­венно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Какие же психологические качества развивают отдельные методы?

Метод конкретных ситуаций направлен на совершенствование аналитических граней мыслительного процесса, способность по­нимать, доопределять и решать реальные, не очищенные практи­ческие задачи, с учетом не только научно-технической информа­ции, но и социально-психологических компонентов ситуации.

Метод инцидента ориентирован на эффективное преодоление возрастной и личностной инерционности психических процессов для повышения эффективности принимаемых решений в эмоцио­нально напряженных, стрессовых ситуациях.

Тренировка чувствительности с опорой на знания о механиз­мах эмоций развивает умение управлять собственным стилем по­ведения. Она стимулирует и эмпатию — восприимчивость к эмо­циональному состоянию других людей как способность к преодо­лению их психологической защиты, к сопереживанию, к учету мотивов их поведения. Таким образом, этот метод улучшает и об­легчает межличностное общение, вырабатывая умение оптималь­но мотивировать и стимулировать человека к деятельности.

Мозговая атака направлена на активизацию творческой мыс­ли путем изменения внутренней установки и создания повышен­ной уверенности в собственных силах. Это достигается с помощью прямой инструкции, а также поддержки, сочувствия и одобрения всех участников. Метод базируется на глубинном понимании ме­ханизма мыслительных процессов и способствует преодолению как стереотипов мышления, так и социальных предрассудков.

Деловые игры, обеспечивая максимальную эмоциональную и практическую вовлеченность в конкретную игровую ситуа­цию, создают принципиально новые возможности в обучении, поз­воляя радикально сократить время накопления собственного опыта, и вырабатывают особое отношение ко времени. Развивая преду­смотрительность в стратегиях поведения, они преобразуют обоб­щенные и отстраненные знания в значимые личностно и тем спо­собствуют развитию организаторских навыков у специалистов.


Метод погружения преодолевает (обходит) традиционно упро­ченную установку на обучение как на тяжкий труд, порождаю­щую падение самооценки и инициативы, а как следствие про­дуктивности обучения. Достигается этот эффект рядом приемов, главным из которых является включение различных форм внуше­ния. Они создают релаксацию и наиболее благоприятные условия для поддержания непроизвольного внимания, особенно перифе­рийного и непроизвольного, и ассоциативного запоминания мате­риала путем преднастройки определенных зон памяти при погру­жении в конкретную ситуацию. Этот метод обеспечивает возрас­тающую уверенность человека в своих силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.