ЭЛЕМЕНТЫ АКТИВНЫХ ФОРМ В РАЬОТЕ 11РЕ1ЮДАЬА1ИЛЛ
нием части аудитории. Причины сопротивления такие: (а) «мы все это знаем, это нам не нужно, это неинтересно» или такие: (б) «нам поздно изучать это, мы уже плохо усваиваем, нам трудно». Для преодоления барьера (а) на первую лекцию целесообразно выносить материал, обладающий рядом особых качеств: безусловно новый для аудитории, определенно полезный для нее, увлекательный. Неважно, если этот материал будет частями повторяться в последующих лекциях. Главное создать натиск. Слушатели не должны успеть «оглянуться», как уже с интересом слушают материал.
Для преодоления барьера (б) полезно кратко изложить принципиальную концепцию современной психологии о том, что человек может не только усваивать новый материал всю жизнь, но, накапливая жизненный и профессиональный опыт, делает это все лучше, поэтому, чем старше он становится, тем легче постигает новое, если отдает себе отчет в личной ценности получаемых знаний. С той же целью надо привести убедительные примеры, показывающие, что, если человек не ставит себе барьеров собственными усилиями, а, наоборот, повышает уверенность в своих силах, его способности резко возрастают. Таким образом, первая лекция должна «погрузить» в курс и вызвать энтузиазм к последующим лекциям.
Целесообразно перед каждой лекцией на 2—3 минуты включать музыкальную настройку. Желательно подобрать эту музыкальную заставку так, чтобы по мелодии и словам (если они есть) она помогла слушателям отключиться от материала, изложенного на предыдущей лекции другого преподавателя, отдохнуть и подготовиться к оптимальному восприятию именно данной темы. Наш опыт музыкальных заставок показал, что это нововведение встречается аудиторией положительно, но требует дальнейшего совершенствования в подборе мелодий в соответствии не только с темой, но и с музыкальной культурой аудитории. Например, удачным оказалось использование «Болеро» Равеля в качестве музыкальной заставки к лекции «Мышление».
Из метода конкретных ситуаций. В процессе лекции (лучше в конце ее) можно попросить аудиторию привести примеры по теме лекции и ситуации из своей практики и совместно обсудить их, организовав тем самым своеобразный обмен опытом. Включение слушателей в активное обсуждение и их согласие поделиться своими находками и примерами не только содержательно и полезно всем присутствующим, но и меняет их отношение к предмету и преподавателю на более продуктивное. Для того чтобы открыть направленную дискуссию, в конце лекции можно предложить вопрос: «Какие факты из материала последней лекции свидетельствуют о...?»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Один из способов, позволяющий включить в обсуждение ситуации, реально волнующие данную аудиторию, состоит в следующем. После очередного занятия лекционного цикла слушателям предлагается изложить наиболее запомнившуюся или еще ждущую своего разрешения ситуацию из своей профессиональной практики. Например, нужно описать случай, когда их подвела память или произошло чрезвычайное событие на экзамене.
Из тренировки чувствительности. Целесообразно вводить в излагаемый материал элементы личного и научного профессионального опыта. Аудитория всегда питает определенный интерес к личности преподавателя. Его следует удовлетворить не на почве бытовых деталей (это сближает, но понижает престиж), а на профессиональной почве. Полезно к месту и скромно очертить область своих профессиональных и научных интересов и рассказать о собственных научных результатах. Это повышает доверие к остальному излагаемому материалу. Рост авторитета преподавателя непосредственно сказывается на эффективности обучения: лучше запоминается материал и требуется меньше аргументации.
Из деловых игр. Элементы игр могут органично включаться в семинарские занятия. Например, группа делится на три части (из методики М. К. Тутушкиной): а) теоретиков (изучающих теорию), б) практиков ( изучающих практическое применение), в) критиков. Каждая подгруппа готовит свой аспект темы и должна аргументированно изложить подготовленный материал.
Опыт чтения курса лекций по психологии для преподавателей факультета повышения квалификации Петербургского государственного университета выявил особую роль заключительной конференции слушателей. Такая конференция позволяет каждому из них систематизировать полученные на лекциях знания, учесть свой собственный практический опыт и активизировать научно-практический багаж для решения предстоящих задач. Если на отдельных лекциях курса элементы активных методов использовались порознь, то итоговая конференция позволяет применить их вместе, в едином аккорде.
Для примера опишем методику проведения одной из таких конференций. За две недели до конца курса слушатели получили от лектора домашнее задание — ответить письменно на три следующих вопроса: как проявляется и в чем обнаруживается талант преподавателя? как можно выявить уровень мастерства и профессионализма преподавателя? от чего зависит престиж преподавателя? Слушателям предлагается подготовить письменные ответы (произвольного объема) дома, в спокойной обстановке. Разрешается представлять групповые ответы. Через неделю ответы сдаются лектору.
При анализе представленных ответов лектор проводит их статистическую обработку, вскрывая картину распределения мнений по затронутым вопросам и выделяя наиболее радикальные взгляды. С авторами соответствующих ответов проводятся предварительные беседы. Как правило, эти слушатели дают согласие публично отстаивать свою позицию на предстоящей конференции.
В день конференции, в торжественной обстановке, лектор знакомит слушателей с обобщенным результатом анализа их работ, благожелательно оценивая все изложенные в работах позиции, отмечая их продуктивность, искренность, новаторский дух, оригинальность и т. д. В процессе этого выступления он старается всеми возможными приемами снять у участников конференции избыточную тревожность, настороженность, скованность, страх оценки, повышенный самоконтроль.
Вступительная речь выполняет две функции: явная — выделить безусловный и действительно ценный опыт слушателей для дальнейшего развития данного курса лекций, неявная — включить элементы активного метода, осуществить погружение, расслабить, раскрепостить, пробудить творческую активность. После того как аудитория пришла в активное состояние, лектор готовит ее к мозговому штурму, приглашая авторов наиболее радикальных мнений выступить и, тем самым, обострить дискуссию. Элементы деловых игр проявляются спонтанно, так как обычно выявляется группа «критиков», которая не согласна практически ни с чьим мнением и иногда даже с собственным. Здесь усилия ведущего направляются на повышение аргументированности и конструктивности критических выступлений, позволяющих вылущить рациональное зерно, а также на доброжелательность критики. Как при всякой мозговой атаке, акцент делается на развитии у участников дискуссии восприимчивости к современным социальным позициям и творческому отношению к нововведениям в преподавательском труде, на преодолении профессиональной деформации. Ведущий побуждает каждого выступающего аргументировать свое мнение фактами и примерами конкретных ситуаций из своей практики.
return false">ссылка скрытаВ ходе конференции участники не только проясняют свои представления по ряду кардинальных проблем на базе сведений, полученных ими на лекциях, но и наглядно убеждаются в том, что, не сосредоточиваясь на недостатках и используя активные методы, можно содержательно и конструктивно обсудить проблему, поднять уверенность в своих возможностях. Анализируя итоги конференции, участники неизменно отмечают, что она помогает улучшить их настроение и закрепить знакомство и прочные профессиональные связи с коллегами.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Отличительной особенностью всей группы активных методов является, во-первых, то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства. Во-вторых, осуществляется не только передача знаний, но и обучение практическому использованию, что, в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и, наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.
Какие же психологические качества развивают отдельные методы?
Метод конкретных ситуаций направлен на совершенствование аналитических граней мыслительного процесса, способность понимать, доопределять и решать реальные, не очищенные практические задачи, с учетом не только научно-технической информации, но и социально-психологических компонентов ситуации.
Метод инцидента ориентирован на эффективное преодоление возрастной и личностной инерционности психических процессов для повышения эффективности принимаемых решений в эмоционально напряженных, стрессовых ситуациях.
Тренировка чувствительности с опорой на знания о механизмах эмоций развивает умение управлять собственным стилем поведения. Она стимулирует и эмпатию — восприимчивость к эмоциональному состоянию других людей как способность к преодолению их психологической защиты, к сопереживанию, к учету мотивов их поведения. Таким образом, этот метод улучшает и облегчает межличностное общение, вырабатывая умение оптимально мотивировать и стимулировать человека к деятельности.
Мозговая атака направлена на активизацию творческой мысли путем изменения внутренней установки и создания повышенной уверенности в собственных силах. Это достигается с помощью прямой инструкции, а также поддержки, сочувствия и одобрения всех участников. Метод базируется на глубинном понимании механизма мыслительных процессов и способствует преодолению как стереотипов мышления, так и социальных предрассудков.
Деловые игры, обеспечивая максимальную эмоциональную и практическую вовлеченность в конкретную игровую ситуацию, создают принципиально новые возможности в обучении, позволяя радикально сократить время накопления собственного опыта, и вырабатывают особое отношение ко времени. Развивая предусмотрительность в стратегиях поведения, они преобразуют обобщенные и отстраненные знания в значимые личностно и тем способствуют развитию организаторских навыков у специалистов.
Метод погружения преодолевает (обходит) традиционно упроченную установку на обучение как на тяжкий труд, порождающую падение самооценки и инициативы, а как следствие — продуктивности обучения. Достигается этот эффект рядом приемов, главным из которых является включение различных форм внушения. Они создают релаксацию и наиболее благоприятные условия для поддержания непроизвольного внимания, особенно периферийного и непроизвольного, и ассоциативного запоминания материала путем преднастройки определенных зон памяти при погружении в конкретную ситуацию. Этот метод обеспечивает возрастающую уверенность человека в своих силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.