Этапы консультирования.

Первая стадия - установление контакта с клиентом - может длиться от нескольких секунд до десятка минут, В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиентом. На этой стадии психолог-консультант показывает клиенту свою позицию во взаимодействии с ним.

Результатом работы на этой стадии является то, что клиент психологического консультирования достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.

Вторая стадия - психологического консультирования начинается со сбора информации о клиенте. Общий алгоритм действий психолога может быть сведен при этом к трем основным шагам: установление симптомов, установление их причин, нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. С этой целью вначале производится анализ жалобы клиента. Поэтому первая фаза данной стадии состоит в выслушивании клиента, - т.е. его рассказа (продолжительность 15-20 мин.) о том, что привело его в психологическую консультацию.

Жалоба клиента - адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно. Жалоба, высказываемая клиентом, имеет свою структуру. Выделяются такие компоненты для ее анализа: во-первых, жалоба всегда ориентирована на кого-то или что-то (локус жалобы); во-вторых, она базируется на собственном объяснении клиентом тех или иных трудностей (самодиагноз); кроме того, в жалобе явно или неявно представлена психологическая проблема, т.е. необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах; наконец, проблема конкретизируется в психологическом запросе, или в просьбе предоставить ту или иную помощь. В предъявляемой клиентом жалобе может быть явное и скрытое содержание. Скрытое содержание жалобы - неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами.

Несовпадение может быть по всем обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем. К появлению или обострению дисгармонии всегда приводят конкретные жизненные коллизии и воспринимаются клиентом как причина его проблем, хотя на деле картина может быть намного сложнее.Важной задачей является выяснение всех возможных патогенных условий и факторов, которые могли наложить отпечаток на развитие проблем, оценка степени влияния каждого из них. Это нужно не столько для того, чтобы изменить внешние обстоятельства (чаще всего это оказывается проблематичным, хотя иногда и необходимым), сколько для лучшего понимания того, какие адаптивные возможности клиента нужно актуализировать. [2]

Анализ проблемной ситуации предполагает выявление ее участников, т.е. круга лиц значимого общения клиента, поскольку система взаимоотношений с другими людьми (прежде всего их патогенное влияние) может играть существенную роль в развитии психологических проблем человека. Вместе с тем сам клиент может оказывать патогенное воздействие на своих близких. Поэтому полезно определить, кто еще нуждается в психологической помощи. [5]

Важным звеном решения диагностической задачи для консультанта является определение действительных психологических проблем клиента - идентификация проблемы. Идентификация психологических проблем - процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей. [12]

Часто истинная сущность трудностей человека не совпадает с формулировкой, которую он дает в своей жалобе. Поэтому информацию, полученную от него, нужно дополнить результатами разных диагностических приемов и наблюдением за его вербальным и невербальным поведением, интерпретируя его в терминах психологических проблем. Это позволяет выявлять психологические ключи, т.е. индикаторы действительных или потенциальных очагов сложностей, связанных с основными жалобами клиента. Примером психологических ключей могут быть слова, фразы, особенно несущие эмоциональную нагрузку, часто повторяющиеся выражения в речи клиента (вербальные ключи); смена настроения в определенные моменты беседы или при обсуждении определенных тем, специфические жесты, мимика и т.д. (невербальные ключи); несоответствие между содержательной и эмоциональной стороной беседы.

В результате этих действий выдвигается консультативная гипотеза - предположение относительно характера и причин затруднений, которые стоят за особенностями поведения клиента. Гипотеза подсказывает направление, в котором нужно искать необходимую информацию, для того чтобы убедиться в правильности сделанного предположения или, наоборот, произвести его корректировку. В ходе беседы психолог-консультант выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами клиента на свои вопросы.

Приступая к работе, консультант в первую очередь пытается установить наличие других признаков, сигнализирующих о психическом расстройстве (бред, навязчивости и др.), а также выясняет обстоятельства жизни клиента, которые могли послужить причиной депрессивного состояния. В зависимости от характера информации, получаемой психологом, выдвинутая гипотеза или подтверждается, или опровергается и меняется на другую.

Гипотезы, которые психолог-консультант будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Во время психологического консультирования психолог-консультант может достаточно четко изложить одну, проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту логику его поведения. Для сообщения содержания гипотезы психолог-консультант демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию проверить и принять.

Определяя характер психологических проблем, консультант зачастую должен выйти за пределы ситуации, т.е. собрать дополнительные данные о жизни клиента - консультативный анамнез. Сбор этих данных особенно уместен тогда, когда нужно исследовать источники развития проблемы, найти значимые события прошлого, которые могли послужить ее детерминантами. Дополнительную информацию можно получить из наблюдения за поведением человека, тестирования и других средств (сочинения, рисунки, сны и т.п.).

Важной составляющей процесса идентификации проблемы, проверки гипотезы является оформление выводов об индивидуальных особенностях личности клиента, т.е. постановка психологического диагноза. Диагноз психологический - вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом. Психологический диагноз следует отличать от клинического, или психиатрического, диагноза, т.е. выводов относительно наличия патологии, психического заболевания, пограничных состояний и других клинических проявлений.

Когда гипотеза становится достаточно обоснованной, консультант обобщает информацию и формулирует психологическое заключение. Заключение психологическое - характеристика психологических проблем клиента, указание причин, которые их побудили, и возможных направлений их решения. Оно фактически является результатом решения диагностической задачи и репрезентирует диагноз психологических проблем клиента. Психологическое заключение консультант формулирует в основном для себя, но частично эта информация представляется клиенту в интерпретации ситуации. В психологическом заключении, основанном на выявлении (или уточнении) психологических механизмов возникновения проблемы, содержится, в том числе и психологический прогноз - оценка вероятных последствий развития психологической ситуации (решения психологических проблем, изменения симптоматики и позиции клиента относительно своих проблем и трудностей (содержание установок клиента определяется при анализе жалобы). Иногда она служит какой-либо рабочей цели консультанта (удачно сделанная интерпретация является толчком для внутренней работы клиента над своими проблемами), но иногда ее бывает недостаточно для того, чтобы стимулировать изменения к лучшему. Поэтому консультант вместе с клиентом разрабатывает программу дальнейшей психокоррекционной работы. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы.

Разговор психолога-консультанта с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 20 минут.

После этого начинается третья стадия психологического консультирования, которую можно обозначить как фазу осознания клиентом желаемого результата. Эта стадия психологического консультирования предполагает воздействие психолога-консультанта на мысли и чувства клиента - это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В консультировании с клиентом происходит как бы "инсайт" - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий ("Я сам все понял"). Подготавливается такое изменение поведения клиента в ситуации беседы постепенно. В этих целях вся информация, представляемая клиенту, направлена на осознание им контекста проблемы и его роли в происхождении проблемной ситуации. Отвечая на вопросы психолога-консультанта, клиент тоже анализирует свое поведение, чувства и поведение, чувства других в этой ситуации и может быть осознает их.

Четвертая стадия представляет собой выработку альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы.Однако это не преуменьшает вклада консультанта, ибо ему принадлежит инициатива в выборе и формулировании консультативных задач и роль активного помощника в решении клиентом своих психологических проблем.

Первым вариантом терапевтической задачи является запрос клиента. Однако объективно для человека не всегда необходимо именно то, с чем он обращается в консультацию. Поэтому задача в процессе консультирования постепенно уточняется и изменяется. Формулирование задачи консультант осуществляет, как правило, вместе с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Это не исключает возможности своего видения ситуации психологом и своих задач, которые он формулирует для себя. [5]

Терапевтическая задача определяется психологическими проблемами человека, точнее их деструктивным действием. В самом общем случае формулировкой задачи может быть такая: "Какие способы эффективного решения своих психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное и патогенное влияние?"

Решение терапевтической задачи должно быть ориентировано на изменение качества этой проблемы.

2. формулирование задачи должно быть ориентировано на причины психологических проблем, потому что всегда более эффективно воздействовать на причины явлений, чем на их следствия. В этом плане некоторые техники психотерапии позволяют сделать "временную регрессию", позволяющую клиенту добиться повторения переживаний и осуществить значимую корректировку прошлых событий с целью снижения их психотравмирующего влияния.

3. нужно ставить только такие задачи, которые имеют решение. Нельзя задаваться целью изменить природу человека, даже если она - источник серьезных проблем. Следует понимать, что не всегда можно добиться тех изменений, которых вы хотите, даже если они очень желательны в данной ситуации. Попытки решить неразрешимую задачу более вредны, чем полезны.

Технологически процесс выдвижения альтернативных решений связан с некоторыми логическими шагами, снижающими исходную неопределенность ситуации. То есть исходная проблема должна быть разделена на множество промежуточных задач, последовательное решение которых представляет некий план преодоления общей (исходной) проблемы. Причем на каждом шаге в преодолении проблемы существует и, соответственно, выдвигается несколько возможных вариантов действий.

Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

Таким образом, с учетом принятия или непринятия клиентом некоторых из обсуждаемых вариантов складывается общий замысел действий, представляющий решение терапевтической задачи. Причем этот вариант принят самим клиентом, и это самое главное в плане вероятности достижения позитивного результата.

Содержание пятой стадии психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.Данная стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

1. В консультировании важно, чтобы консультант и клиент не просто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают восприниматься клиентом как необоснованное, непонятно откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возникает желание обсудить с кем-то происходящее, поделиться новыми идеями и переживаниями. И тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Безусловно, реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если на то нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан.

Планируемая встреча - часто хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту консультантом в конце встречи, обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, как считают оба собеседника, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки.

Как правило, в течение первой встречи удается пройти все стадии консультирования. Однако в некоторых случаях возможны (а порой и необходимы) и повторные консультаций. Это происходит в нескольких случаях:

а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса;

б) оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле, и начал открываться только на второй - третьей консультации;

в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультации с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.)

3. Прощание с клиентом - во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Клиент должен уйти от психолога более уверенным, но с пониманием того, что надо обязательно что-то менять в себе и своей жизни.

 

Практическая социальная психология [ГМ Андреева СП:1997, с330-336]