Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону и действует по указанию начальника поезда.
5. Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему вагону со средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.
6. Начальник поезда обязан:
6.1. Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и противогазами СПИ-20.
6.2. Лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей противогаз СПИ-20.
6.3. Вызывает по радиосвязи через локомотивную бригаду пожарное подразделение, сообщает по мобильному телефону или другими средствами связи оперативному дежурному ФПД:
- номер поезда;
- местонахождение;
- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;
- обстоятельства случившегося.
Незамедлительно прибывает к горящему вагону с носимой радиостанцией и СПИ-20.
6.4. Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.
6.5. После расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.
6.6. Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе Российской Федерации;
6.7. До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда организовать работу поездной бригады и принимать все зависящие меры по эвакуации пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.
7. Поездной электромеханик обязан:
7.1. Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения.
7.2. Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.
7.3. Удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).
7.4. По указанию начальника поезда и под его руководством - выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:
а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ отопления поезда;
б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (башмаками) после изоляции горящего вагона;
в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);
г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 10м;
д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа;
е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принимать все возможные меры по эвакуации пассажиров и тушения (локализации) очага возгорания (задымления), используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.
8. В вагоне-ресторане.
В период работы вагона ресторана, первый из обнаруживших пожар работников поездной бригады обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).
8.1. Сторож (во время его отдыха официант) обязан:
- подготовить пути эвакуации;
- оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает ЛНП и ПЭМ);
- приступить к тушению пожара.
8.2. Рабочий по кухне:
- подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;
- оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает ЛНП и ПЭМ);
- приступает к тушению пожара.
8.3. Повар:
- приступает к тушению пожара.
8.4. Директор вагона ресторана (в случае его отсутствия - официант) обязан:
- оповестить посетителей о необходимости эвакуации;
- обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления;
- руководить эвакуацией посетителей;
- после эвакуации приступает к тушению пожара.
8.5. Официант:
- помогает эвакуации посетителей;
- после эвакуации приступает к тушению пожара.
В нерабочее время:
Сторож вагона-ресторана:
- останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);
- обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку и удалением предохранителя АБ на пульте управления (в ночное время – только нажатием на аварийную кнопку);
- оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);
- перекрывает торцевую дверь и открывает боковые;
- приступает к тушению пожара.
9. В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда.
9.1. Дежурный приемосдатчик груза и багажа в поездах обязан:
- остановить поезд стоп-краном за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);
- сообщить отдыхающему приемосдатчику;
- обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления (в ночное время – только нажать на аварийную кнопку);
- приступить к тушению пожара.
9.2. Отдыхающий приемосдатчик груза и багажа в поездах:
- выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику первого вагона;
- приступает к тушению пожара.
10. В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда.
10.1. Проводник-электрик обязан:
- остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);
- обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку и удалить предохранители АБ на пульте управления (в ночное время – только нажатием на аварийную кнопку);
‑ приступает к тушению пожара.
10.2. Заместитель начальника почтового вагона:
- выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;
- приступает к тушению пожара.
10.3. Начальник почтового вагона организует тушение пожара.
Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты.
Сразу после ликвидации пожара составляются соответствующие документы.
Нормы оснащения пассажирских вагонов средствами пожаротушения
Тип вагона | Место установки в вагоне | Огнетушители | |
углекислотный или порошковый | пенный или порошковый | ||
Пассажирский с водяным или комбинированным отоплением | В малом коридоре со стороны: рабочего тамбура нерабочего тамбура | - | - |
Пассажирский с электроотоплением | В малом коридоре со стороны: рабочего тамбура нерабочего тамбура | - | - |
Почтовый и багажно-почтовый | В малом коридоре со стороны: рабочего тамбура В рабочем салоне | - | - |
Багажный | В малом коридоре со стороны: рабочего тамбура В кладовой | - | - |
Вагон-ресторан с плитой на жидком топливе | На перегородке столовой напротив пульта управления В среднем коридоре котлового тамбура В коридоре некотлового тамбура | - | - |
Вагон-ресторан с плитой на твердом топливе | В малом коридоре со стороны котлового тамбура В боковом коридоре со стороны некотлового тамбура | - | - |
Вагон с буфетным помещением (с электроплитой) | В малом коридоре со стороны тамбура: рабочего нерабочего В буфете | - | - - |
Примечание:
Каждый состав пассажирского поезда обеспечивается двумя самоспасателями промышленными изолирующими противогазами (СПИ-20);
Багажные, почтовые и багажно-почтовые вагоны обеспечиваются ломами и баграми для растаскивания груза (по одному на вагон).
Приложение № 10
к приказу ФПД № 282
от « 10 » сентября 2008 года