Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе преобразований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следовательно, сами по себе они не являются основным фактором общественного развития, но представляют или могут представлять в некоторые периоды могучую силу, изменяющую общество. Социальным движением мы называем совместные стремления людей к реализации общей цели. В некотором смысле каждая целевая группа — это выражение определенного социального движения, или, точнее говоря, некоторые движения приобретают форму целевых групп.
Механизм возникновения социальных движений обыч-
[214]
но таков: если в каком-либо обществе какая-то часть людей не может удовлетворить свои экономические, культурные, политические или другие потребности — безразлично, по каким причинам и чем вызвано такое положение вещей (это могут быть изменения, обусловленные техническим или экономическим развитием или культурной диффузией), — тогда неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрации, переключение психической энергии, мобилизованной для достижения средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, короче, возникает состояние эмоционального напряжения, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства. Социальное беспокойство проявляется в поисках контактов, в дискуссиях и разговорах в неформальных кругах, в поисках разрешения ситуации, признанной невыносимой, в размышлениях по поводу действительных или надуманных вопросов этого положения вещей и т. д. Состояние беспокойства может охваты-- вать большие или меньшие общности, может касаться лишь некоторых профессиональных категорий, может затрагивать целые социальные классы или некоторые территориальные общности. Состояние беспокойства — это исходный пункт развития социальных движений, и в зависимости от того, какие потребности не удовлетворены, какие группы, круги, слои или классы охвачены беспокойством, развиваются различные социальные движения.
Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Например, когда члены какой-либо общности начинают собственными силами искать средства удовлетворения потребностей и разрешения ситуации, которая вызывает их беспокойство, возникают определенные массовые явления. Когда безработные жители деревни самостоятельно, неорганизованным образом и независимо друг от друга начинают искать работу вне деревни, возникает миграция как социальный процесс, описанный в предыдущей главе. Если, например, большое число людей самостоятельно начинает увеличивать число книг, прочитанных в течение года, возникает массовое явление, называемое интересом к чте-
[215]
нию; если те же самые люди начинают совместно стремиться к созданию библиотек, читален, клубов читателей, то возникает движение читателей. Массовые явления отличаются от процессов тем, что они обычно кратковременны и не проявляются в более длительных сериях, а от социальных движений они отличаются тем, что стремление к разрешению сходных ситуаций является в них не общим, а лишь сходным, что массовое явление — это лишь сумма сходных поступков, а не общее стремление к реализации общей цели. Но тем не менее массовые явления, так же как и социальные движения, вводят новые элементы в социальные отношения, организации и структуры, а следовательно, являются фактором развития. Термин «социальное движение» мы сохраняем для обозначения коллективных, совместных стремлений и действий, совершаемых более или менее организованно для достижения определенного положения вещей, изменяющего социальную ситуацию участников движения.
Выделим три рода социальных движений: а) движения реформаторские, б) движения революционные, в) движения экспрессивные[188].
Реформаторские движения возникают тогда, когда состояние социального беспокойства охватывает некоторые ограниченные круги и общности, когда совместные стремления к изменению существующей ситуации не сталкиваются с репрессией со стороны силы, когда лидеры и деятели движения имеют свободу действия, пользуются средствами публичной связи с общественностью и когда неудовлетворенные потребности не касаются существенных жизненных процессов. Реформаторские движения институционализируются в форме добровольных объединений, действуют в рамках установленного социального порядка, стремятся к проведению желаемых изменений путем законодательства или изменений в институтах и формальной организации общности. Реформаторскими движениями были, например, движение за эмансипацию женщин, профессиональное движение, просветительские движения, антиалкогольное движение, движение в защиту животных, различные филантропические движения и т. д.
[216]
Реформаторские движения проходят обычно более или менее выраженные фазы развития. Очевидно, в зависимости от целей и социального диапазона движения эти фазы могут выступать более или менее отчетливо, а некоторые могут не выступать вообще. 1) Первым этапом развития является состояние социального беспокойства, охватывающее некоторые круги и общности по поводу определенного положения вещей, вызывающего недовольство. 2) Это состояние приводит к спонтанному возникновению разных форм агитации, дискуссии, пропаганды, посредством которых ищут способы разрешения проблемы. Эти формы деятельности осуществляются людьми, наиболее остро ощущающими состояние недовольства или обладающими определенными концепциями и представлениями об изменениях, какие следует провести, чтобы изменить неудовлетворительное положение вещей. 3) В результате этой спонтанной деятельности возникает сознание общности целей, создаются круги и свободные неформальные группы людей, объединенных сознанием общности целей. В этих группах и кругах выделяются лидеры, которые иногда могут обладать чертами пророков, провидцев, идеологов, создающих представление о новом порядке или новом положении вещей. 4) Спонтанно возникающие круги и неформальные группы для реализации своих общих целей создают организованные целевые группы, добывающие средства для проведения организованной деятельности. Так возникают объединения, имеющие свое управление, формальную организацию, свои статуты и предписания, регулирующие их деятельность. Во главе их становится новый тип лидера-организатора. Возникает нужда в технических руководителях, умеющих организовать и направить деятельность порой быстро разрастающихся объединений, охватывающих большую территориальную область. Это этап возникновения и разрастания институциональных форм движения. 5) Следующая фаза развития движения состоит в использовании возникших организационных форм для реализации целей. Тогда обычно на первый план выдвигаются политики или деятели, являющиеся не организаторами, а исполнителями, обеспечивающими эффективную деятельность. В этой форме движение обычно достигает своих принципиальных целей либо терпит решительное поражение. Но даже после достижения принципиальных целей организа-
[217]
ция остается и действует дальше, ибо существующие институциональные формы становятся местом работы и источником существования для многих работников возникшего административного аппарата. Нередко в рамках этого аппарата создаются более мелкие клики или подгруппы, использующие объединение в собственных целях. 1В интересах работников, независимо от того, получают они дополнительные выгоды или нет, поддерживать организацию, обеспечивающую им общественное положение, средства существования, стабилизацию и т. д. 6) Тогда движение вступает в последнюю фазу — окостенелого прозябания, фазу, когда во главе институциональных форм становятся администраторы, работающие по бюрократизированным правилам. Окостенение и бюрократизация реформаторских движений имеют несколько причин. С течением времени изменяется общая социальная ситуация в среде, в которой происходит движение, и созданные в прошлом институты и организация движения уже не соответствуют существующим условиям. В связи с этим создаются бюрократизированные формы управления, которые легче могут приспособиться к изменившимся условиям. Лидеры и деятели движения становятся с течением времени консерваторами, которые не только привязаны к старым формам и целям, но и стремятся сохранить то, что они сами создали, то есть институты и учреждения движения. В рамках этих институционализированных форм создается давление общественного мнения, лояльность по отношению к движению, которые также затрудняют его динамическое приспособление к новым условиям. А поскольку положение вещей, которое когда-то вызывало беспокойство, перестало существовать, то, следовательно, и цели движения 'поблекли и утратили силу, мобилизующую эмоции и стремления.
Теоретики социальных движений иногда различают реформаторские движения с общими целями и с частными целями[189].
[218]
Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские движения. Если же движение должно принять форму победоносного революционного движения, то должны быть соблюдены некоторые важные условия: недовольство и состояние беспокойства должно охватить широкие массы, чаще всего — целые общественные классы; они должны затрагивать существенные жизненные потребности так, чтобы создать сильные мотивы, побуждающие к участию в революционном движении; нет условий для свободной деятельности лидеров и организаторов движения, которые с самого начала встречаются с острыми репрессиями. Но основное различие между революционным и реформаторским движением заключается в целях, которых хотят достигнуть, и в методах, какими хотят эти цели реализовать; цели и методы являются следствием причин, вызывающих социальное беспокойство, и условий, делающих невозможной реформу. Следовательно, революционные движения — это движения, направленные не к реформе существующего положения вещей, а к его принципиальному изменению путем его ниспровержения силой. Поэтому оно должно мобилизовать большую социальную энергию, чем реформаторское движение, использовать другие средства деятельности, должно обладать общественной идеологией, дающей представление о новом общественном порядке, должно иметь формальную организацию — зачаток власти, способной руководить революцией и стать политической властью.
Некоторые социологи-историки на основе известных великих революционных движений и революций старались установить некоторые типичные фазы развития этих движений Бернард Горроу[190] представляет эти фазы сле-
[219]
дующим образом: 1) период социального беспокойства, недовольства, брожения; 2) беспокойство охватывает интеллектуалов, которые формулируют идеологию, дающую представление о новом общественном порядке; 3) возникновение целевых организаций, подготавливающих революцию, ее политическую и экономическую программу, становящуюся основой мобилизации широких масс на поддержку движения; 4) революционный взрыв; 5) период власти, осуществляемой умеренными группами; 6) мобилизация и развитие экстремистских групп, опасающихся, что умеренные не защитят революцию и ее завоевания; 7) захват власти экстремистами и период террора для подавления контрреволюции; 8) спад волны террора, стабилизация нового порядка или реставрация старого порядка.
Не все революции должны иметь именно такой ход. Приведенная выше схема разработана на основе хода великих революций. Известны также революции бескровные, без периода террора. Победоносная революция приводит ;в жизнь новый институциональный порядок, изменяет формальную организацию общества, производит сдвиги в классовой структуре. Нужно также подчеркнуть, что никакая реставрация после подавления революции не может восстановить предреволюционный порядок без изменений. Течение революции оставляет слишком глубокие следы в системах ценностей, в образцах поведения, в обычаях и неформальной организации общности, в иерархии престижа и т. д., чтобы можно было полностью реставрировать старый социальный порядок[191].
Революционные движения и революции делятсянаразличные категории в зависимости от целей, идеологии, размаха и социальной базы. Наиважнейшие и глубочайшие изменения общества вызывают революции социальных классов, свергающие господство одних классов и приводящие к власти новые классы, например Великая французская революция, которая свергла феодальный строй и привела к власти буржуазию, или Великая Октябрьская революция, которая ликвидировала господство буржуазии и привела к власти рабочий класс, создающий социалистический строй. От революций этого типа сле-
[220]
дует отличать революции, проводимые частью некоторых классов, направленные только к устранению господствующих элит, без далеко идущего преобразования социального строя, или государственные перевороты, осуществляемые армией, направленные только к смене властителя, как, например, бунты преторианцев в Риме. Очевидно, в истории встречаются также революции, соединяющие в себе отдельные элементы этих различных типов.
Экспрессивные движения — это определенные процессы, охватывающие иногда широкие круги и общности людей, ищущих удовлетворения потребности выражения личности, удовлетворения эстетических, религиозных или интеллектуальных потребностей, а также потребности выразить определенные импульсы, возникшие под влиянием какой-либо выдающейся индивидуальности. Сюда относятся движения морального и религиозного возрождения, охватывающие иногда широкие массы, но не образующие компактной институционализированной формы, какую мы встречаем в реформаторских и революционных движениях, эстетические движения, движения сторонников определенных интеллектуальных и художественных течений, например экзистенциализма, движения приверженцев джаза или твиста и т. д. Сюда относятся некоторые молодежные движения, ищущие близости с природой или пропагандирующие особые формы дружбы, связанные с неопределенными взглядами мистического характера[192].
Экспрессивные движения, распространяющиеся на основе «эмоционального заражения», еще хорошо не изучены. Их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации. Они изменяют и обогащают образцы поведения, системы ценностей, критерии оценок, вносят и пропагандируют новое интеллектуальное содержание, новые эстетические взгляды, пропагандируют определенную моду в одежде, в манере выражаться, во взаимоотношениях и взаимодействиях. Они создают новые установки и способствуют распространению идеологии.
[221]