Превращение биосферы в ноосферу

Современная биосфера сложилась в результате длительного эволюционного процесса живого и косного вещества нашей планеты. Роль человека в развитии биосферы определяется прежде всего его биосоциальной природой. Существование человека как гетеротрофного организма зависит от наличия органической пищи, воздуха, воды и т. д. В то же время человек обладает существенными особенностями, выделяющими его из живой природы, – это разум, способность к труду, творческой деятельности, производственным отношениям. На ранних этапах существования человека его деятельность не нарушала равновесия в биосфере. Потребляемые человечеством ресурсы природы и продукты его жизнедеятельности циркулировали в общем круговороте веществ, так же как и продукты деятельности других видов живых существ. Постепенно деятельность человека стала не просто приспособлением к условиям среды, но приобрела разумный целенаправленный характер, изменяя окружающую природу. Человек вывел много новых сортов растений и породживотных, увеличивая разнообразие природных видов, но в то же время многие виды исчезли или находятся на грани уничтожения (дронт, стеллерова корова, странствующий голубь и др.). Деятельность человека становится мощным экологическим фактором, нарушающим равновесие в природе, биосфере. Воздействия человека на окружающую природу достигли к настоящему времени планетарных масштабов. В результате деятельности человека происходят изменения климата, ландшафтов, состава атмосферы, видового и численного состава живых существ. Повсеместное уничтожение лесов приводит к снижению выделения в атмосферу кислорода и утилизации углекислого газа, к эрозии почв, изменению климата, нарушению водного режима. Сгорание органического топлива снижает содержание кислорода в атмосфере (так, например, при пробеге автомобилем 100 км пути расходуется годовая норма кислорода для одного человека). В последние годы отмечается повышение содержания углекислого газа в атмосфере, накопление промышленной пыли. Это ведет к возникновению «парникового эффекта» – нарушению рассеивания тепла с поверхности Земли в космос, что приводит к постепенному потеплению климата на планете. В атмосферу ежегодно поступают миллионы тонн загрязненных веществ. Особую опасность представляет сернистый газ, который соединяется с парами воды и является причиной выпадения кислотных дождей. Повсеместно на нашей планете отмечается ухудшение состояния водных систем в результате ирригационных и мелиоративных мероприятий. Происходит истощение подземных вод, массовая гибель малых рек, сокращение крупных рек, высыхание крупных водоемов (например, исчезло с лица Земли Аральское море-озеро). Значительно воздействие человека на литосферу – распахивание земель для сельскохозяйственных нужд (сегодня 30 % суши занято угодьями) приводит к эрозии почв, их засаливанию, поднятию грунтовых вод. Человек создает техносферу, не составляющую целостную систему с биосферой, не создающую новых запасов энергии. Деятельность человека представляет угрозу для экологического равновесия, для существования биосферы.

Выходом из экологического кризиса должно стать создание на Земленоосферы. Концепция ноосферы явилась логическим результатом научной деятельности В. И. Вернадского, который говорил, что «биосфера перейдет однажды в сферу разума – ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным силой разума». О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление». Рассматривая переход биосферы в ноосферу («сферу разума»), В. И. Вернадский указал ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Нужно, чтобы:

♦ человечество стало единым целым, заселив и преобразовав всю планету;

♦ резко преобразовались – стали мобильными – средства связи и обмена информацией между странами;

♦ усилились связи, в том числе политические, между всеми странами Земли;

♦ расширились границы биосферы, произошел выход в космос;

♦ были открыты и начали активно использоваться новые источники энергии, развивалась энергетика;

♦ установилось реальное равенство людей всех рас и религий;

♦ наладилось разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

♦ были исключены войны из жизни общества;

♦ произошел рост общего уровня жизни, были побеждены голод и болезни.

Ноосфера – это высшая стадия развития биосферы, когда преобразующая деятельность человека основывается на научном понимании естественных и социальных процессов с учетом общих законов развития природы. Ноосфера не может формироваться стихийно, для ее формирования необходимы сознательная деятельность людей, активное вмешательство разума в судьбу природы. Изменения биосферы должны происходить в интересах человечества, но без ущерба для самой биосферы. Такое взаимоотношение человека и биосферы называется коэволюцией.

В структуре ноосферы выделяют следующие компоненты: человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой.

Ноосфера предполагает не выживание человечества, а сохранение экосферы в гармонии живой и неживой природы, сохранение природы с сохранением ресурса органического мира в биогеоценозах.

Идеи В. И. Вернадского нашли отражение в современной концепции устойчивого развития. Человеческая цивилизация достигла критического уровня, после которого одинаково возможны и качественно новая степень развития, и катастрофа. Устойчивое развитие предполагает как установление баланса между потреблением и воспроизводством природных ресурсов, так и обеспечение устойчивого роста благосостояния, социальной защищенности и возможности гармоничного развития личности. Устойчивое развитие – это поступательное движение темпов экономического роста, при котором давление на окружающую среду компенсируется восстановлением ее свойств. Ноосферные преобразования требуют от человечества способности к рациональному мышлению, научному предвидению, единства экологии, экономики и политики.

 

 

31 Концепции происхождения человека
Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными - представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему,объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Современная антропология рассматривает антропогенез - процесс происхождения человека - как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
1) креационистская концепция - человек сотворен Богом или мировым разумом;
2) биологическая концепция - человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
3) трудовая концепция - в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4) мутационная концепция - приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5) космическая концепция - человек как потомок или творение инопланетян, в силу

 

Черты сходства: развитие зародыша внутри материнского организма в матке и выкармливание детенышей молоком; интенсивный обмен вещ-в и постоянная t тела; дифференцирование зубов; наличие ушной раковины; общность плана строения (скелет, нервная система, кровообращение, дыхание и т.д.); наличие рудиментов (копчиковая кость, тонкие волосы на теле и т.д.) и желез

Черты различия (что есть у человека в отличие от обезьян): мозговой отдел черепа преобладает над лицевым; нижняя челюсть с выступающим подбородком, что связано с развитием мускулатуры языка; прямохождение; увеличение объема мозга и развитие мыслительной деятельности; развитие кисти руки в связи с трудовой деятельностью; изменения в скелете (S-образный позвоночник, ноги длиннее рук, изменение таза и грудной клетки, стопы); изменения в мышцах (мускулатура нижних конечностей более мощная); изменения в расположении внутренних органов

 

Уже Аристотель называл человека "политическим животным", отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими сферами, какая из них является определяющей в развитии человека, его способностей? Острые дискуссии по этим вопросам продолжаются и в наши дни.

Будучи частью природы, особым биологическим видом - homo sapiens, человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограммированностью) многих признаков своего вида, - например, средней продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деятельности, принадлежностью к определенной расе и др.

Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид деятельности. Это дает ему возможность выступать не как замкнутое в себе, а как "открытое миру" существо, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях.

В процессе исторического развития человека его организм остается в общем тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев, - примерно 1400 см в степени 3. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 см в степени 3 у неандертальцев до 1375 (в среднем) у современного человека, что было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его отделах.

Следует отметить, что у современного человека мозг может резко различаться по весу. По имеющимся данным, самым тяжелым мозг был у Байрона - 2239 г, у Тургенева - 2012 г, намного меньше был у А. Франса - 1017 г. Это не значит, конечно, что первые два были в два раза талантливее последнего. Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

По мнению физиологов, лишь одна десятая возможностей мозга используется человеком, хотя поток воспринимаемой современным человеком информации и уровень решения задач по ее переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего прошлого. Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволюция мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между клетками, более целесообразного их использования, и, как полагают ученые, прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логическими операциями.

Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, "очеловечиваются".

Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении концепций, абсолютизирующих роль биологического фактора в жизни человека, считающих возможным улучшение человека посредством использования генетических методов. Сама по себе реальная возможность вмешательства в механизм наследственности человека открывает перспективы лечения наследственных болезней, защиты механизмов наследственности от вредного воздействия на них радиации, некоторых химических соединений и других неблагоприятных внешних факторов. Вместе с тем многие ученые подчеркивают опасность вмешательства в наследственность человека, когда оно осуществляется без должного научного и экспериментального обоснования, без оценки всех его потенциальных не только естественных, но и социальных последствий.

Таким образом, человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности - от физиологической до социальной. Биологическое и социальное - это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.

С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи - социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания. Поэтому общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек - это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.

 

32 Культура здоровья человека зависит от его воспитания и от его понимания причинных факторов здоровья. Культура воспитания зависит от понимания родителями и педагогами причинных факторов здоровья.

Все множество причинных факторов здоровья естественным образом распадается на шесть классов факторов, относительная значимость которых зависит от того, рассматриваем мы здоровье коллективное или индивидуальное.

При рассмотрении коллективного здоровья естественных культурно-генетических социальных групп (род, народ, этнос), а также популяций или населения в целом шесть классов причинных факторов здоровья располагаются в порядке убывания их значимости следующим образом:

- Культурные (общая культура и культура здоровья);

- Генетические (качество генофонда, то есть уровень гармоничности генотипов);

- Социальные (уровни социальной справедливости и защищенности, социального оптимизма, социальной напряженности, духовно–нравственного состояния социума);

- Онтогенетические (факторы, влияющие на индивидуальное развитие до и после рождения);

- Медико-технологические (в основном, это уровень ресурсообеспечения оздоровительной и профилактической медицинской помощи);

- Экологические (физико-химические и биологические факторы внешней среды).

.

Опираясь на смысл онтогенеза и микроэволюции можно сформулировать основные биологические факторы индивидуального здоровья.

Первый биологический фактор – этническое происхождение индивида. Оно определяет потенциальную генетическую устойчивость или склонность по отношению ко многим заболеваниям, а также к различным физическим, химическим и климатическим воздействиям.

Второй биологический фактор индивидуального здоровья - родословная, то есть брачная история предков последних пяти - десяти поколений. Этот фактор определяет реальную устойчивость или склонность к болезням, поскольку от него во многом зависит гармоничность конституции организма, всех его функций и психики. Он определяет существование понятия «крепкий род».

Третий фактор - условия индивидуального развития. Этот фактор включает в себя все вредные и все полезные воздействия на организм в процессе его развития. К существенным воздействиям следует отнести бытовые, медицинские и экологические. Важнейшие условия индивидуального развития определяются особенностями питания и воспитания. Факторы развития изменяют величины устойчивостей и склонностей, устанавливая их окончательные значения. Иными словами, условия индивидуального развития задают вероятность проявления или непроявления хороших или дурных генетических задатков. В итоге, величина проявления хороших или плохих генетических задатков зависит как от силы генетических задатков, так и от степени благоприятности условий индивидуального развития для проявления положительных или отрицательных генетических склонностей.

Три основных уровня реализации здоровья включают уровень отдельного человека (индивида), уровень рода, к которому он принадлежит и уровень его народа.

Обычно рассматривают два уровня - индивидуальное и общественное здоровье. При этом под общественным здоровьем неправильно понимают здоровье той или иной популяции. Популяционный уровень рассмотрения правомерен, но малоинформативен в силу высокой генетической неоднородности современных популяций. Кроме того, логически неверно отождествление популяционного и общественного здоровья, поскольку популяция есть просто множество людей, связанных, например, географически, а общество есть система социальных институтов и отношений. Понятно, что здоровье населения страны и здоровье социальной системы государства не одно и то же.

Но главная нелепость в том, что за малым исключением, которое составляет медицинская генетика, медицина игнорирует семейно-родовой уровень реализации здоровья. Вместе с тем, именно семейно-родовое здоровье является определяющим для каждого индивида и для любого народа.

Семейно-родовые корни есть ключ к пониманию и оценке здоровья индивида. Больной ребенок, как правило, является прямым следствием бездумного брака или легкомысленного зачатия, и это в равной мере относится и к царям, и к пролетариям.

Уровни индивида, рода и народа являются основными уровнями реализации здоровья потому, что каждый из этих уровней имеет четкий генетический смысл.

Существует три аспекта сущности здоровья, иными словами три вида здоровья. Это генетическое, физическое и духовное здоровье. Духовное здоровье можно также назвать психосоциальным здоровьем, поскольку духовное развитие полностью определяет психическую и социальную адекватность человека, а социальная и психическая деятельность индивида неразрывны в своем единстве.

Генетическое здоровье индивида, рода и народа оказывает наибольшее непосредственное влияние на вероятность физических (соматических) и психических аномалий развития и заболеваний.

Основополагающую роль генотипа для здоровья индивида врачи и генетики установили еще в начале 20-го века. Хотя уже в древности знали, что мы болеем тем, чем болели наши родители или прародители.

За последние полвека отечественные и зарубежные ученые накопили огромный потенциал знаний в области генетики различных классов заболеваний человека. Для понимания природы здоровья особенно много дали результаты исследований наследственной предрасположенности к распространенным заболеваниям. Эти результаты показали, что все нормальные естественные признаки и особенности организма человека, включая психические, развиваются под существенным контролем генотипа организма [31,42,43]. Факторы внешней среды в большинстве случаев нормального развития способны вызвать лишь некоторые отклонения от генотипических значений признаков. В индивидуальном аспекте генетическое здоровье является главным условием физического и психического здоровья.

Вторым по важности условием физического и психического здоровья является нормальный онтогенез в смысле отсутствия неблагоприятных и своевременности благоприятных (воспитательных, образовательных, тренировочных, и других) воздействий на индивидуальное развитие.

И третьим по важности условием физического и психического здоровья следует назвать культуру здоровья ибо она мотивирует и определяет здоровый образ жизни.

В родовом аспекте главной основой здоровья является культура здоровья и, прежде всего, культура брачного выбора. Именно родовая культура здоровья обеспечивает генетическое здоровье потомков, то есть воспроизводство гармоничных генотипов, фенотипов и личностей.

Отсюда следует, что прежде всего необходимо стремиться к обеспечению генетического здоровья своих детей, внуков и правнуков и к повышению родовой культуры здоровья. Здоровье следующих поколений есть наиглавнейший приоритет здоровой семьи и здорового государства.

Генетическое здоровье индивида полностью определяется его генотипом, а генотип практически полностью определяется брачным выбором его родителей и прародителей. Поэтому генетическое здоровье на всех уровнях (индивида, рода и народа) зависит от соблюдения или несоблюдения здоровых брачных традиций (традиций благобрачия), а также от доступности или недоступности знаний из этой области.

С медицинских, педагогических, социальных и общекультурных позиций возрождения родовой культуры и, прежде всего, культуры брачного выбора является сегодня одним из самых актуальных и эффективных путей повышения здоровья населения и преодоление медико–демографического кризиса.

Смысл традиций культуры брачного выбора заключается в признании генетического здоровья, то есть здоровья будущих поколений, высшим социальным приоритетом. Действительно, невозможно представить себе более высокий социальный приоритет, чем здоровье будущих поколений.

Брачный выбор безусловно является главным выбором жизни с позиций здоровья собственного потомства, а здоровье потомства объективно является самой главной общечеловеческой ценностью. Вместе с тем понятно, что образ жизни не может исправить аномалии физического или психического развития. Именно поэтому на втором месте после генетического здоровья находится нормальное индивидуальное развитие, то есть отсутствие неблагоприятных и своевременность благоприятных факторов выращивания, содержания, питания и воспитания ребенка.

К 28 годам активное индивидуальное развитие (включая психическое) завершается и далее основное влияние на здоровье человека оказывает его образ жизни, который является реализацией культуры здоровья. К этому времени генотип и среда развития воплощены в конституции индивида и его образ жизни следует соотносить с его конституцией. Таким образом, гармоничный генотип и гармоничное развитие есть два основных источника физического (соматического) и психического здоровья индивида.

В краткой форме главные закономерности предопределения и формирования здоровья можно сформулировать следующим образом:

1. Здоровье индивида предопределяется гармоничностью генотипа, гармоничностью онтогенеза, нравственностью воспитания и доопределяется (в пределах нормы реакции индивидуальной конституции) его культурой здоровья (гигиенической, питания, химической, физической).

2. Здоровье рода и народа предопределяется культурой воспроизводства здоровья в поколениях и доопределяется (в пределах Конституции государства) духовно–нравственной культурой и качеством оздоровительно–профилактической медицинской помощи.

3. Причинные факторы здоровья (генетические и онтогенетические) и модулирующие факторы среды (социальные и экологические) реализуют свое действие через системы защиты здоровья (социальные, психические и соматические).

Следует обратить внимание на то, что структуры причинных факторов здоровья в случае индивида и в случае рода и народа существенно различаются. Но вместе с тем эти различающиеся структуры причинных факторов образуют единое целое, а точнее – обусловливают единый процесс воспроизводства здоровья в поколениях. Как минимум в пяти последних поколениях воспроизводство здоровья является не полным, то есть с каждым поколением общий ресурс здоровья снижается. Задача заключается в том, чтобы создать необходимые условия для расширенного воспроизводства здоровья в последующих поколениях, при которых каждое последующее поколение будет здоровее предыдущего.

Генетическое, духовное и физическое здоровье - три аспекта одного явления. Эти три аспекта глубоко взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы. В силу этого здоровье есть триединое явление. Фундаментальное триединство генетического, духовного и физического здоровья в равной мере относится к здоровью индивида, рода и народа. Триединство здоровья обусловлено многими взаимовлияниями, но среди них можно выделить основные влияния.

Для индивида основополагающим является генетическое здоровье. Оно оказывает главное влияние на физическое и духовное здоровье. Точнее, оно обусловливает основу формирования в онтогенезе и физического, и духовного здоровья. Духовное здоровье оказывает большое влияние на физическое здоровье. В то время как физическое здоровье влияет на духовное далеко не всегда и в значительно меньшей степени, вопреки расхожему выражению: "В здоровом теле - здоровый дух". Полный текст этого латинского афоризма гласит: "В здоровом теле здоровый дух - великое благо есть", то есть на самом деле первое, к сожалению, не всегда предполагает второе. Наконец, очевидно, что физическое здоровье индивида в принципе не может влиять на генетическое здоровье самого себя. Указанные основные влияния, образующие триединство индивидуального здоровья, можно представить в виде следующей схемы:

физическое <--- генетическое ---> духовное ---> физическое.

Для рода и народа основополагающим является духовное здоровье (духовно–нравственная культура). Оно оказывает главное влияние на генетическое и физическое здоровье рода и народа. Влияние духовного здоровья на генетическое реализуется через брачную культуру рода и народа, преимущественно через ее главный компонент - культуру брачного выбора. На физическое здоровье духовное влияет через культуру образа жизни, а главное - через этническую, родовую и семейную культуру материнства, отцовства и воспитания детей. Генетическое здоровье рода и народа естественно остается для них основным источником физического здоровья. Влияние физического здоровья на генетическое и духовное на уровне рода и народа – незначительно. Основные влияния, образующие триединство здоровья рода и народа отображает следующая схема:

физическое <--- генетическое <--- духовное ---> физическое.

Если суммировать основные влияния, образующие триединство здоровья индивида, рода и народа, то мы получим следующую схему:

физическое <--- генетическое <===> духовное ---> физическое

Изложенное выше показывает, что общий ресурс здоровья индивида определяют конституциональные ресурсы систем защиты и адаптации. Эти ресурсы имеют смысл надежности систем защиты и адаптации и зависят они от гармоничности самих систем и гармоничности их функционирования. Уровни гармоничности или дисгармоничности самих систем зависят, в основном, от величины генетического груза. На гармоничность их функционирования оказывают влияние другие виды груза – культурного, эмоционального и экологического. Наибольшее значение имеют культурный груз и генетический груз. Накопление этих видов груза имеет смысл дегенерации, соответственно – культурной и генетической. Культурная и генетическая дегенерация являются основными первопричинами возрастания частоты всех классов болезней и частоты их проявления в более молодом возрасте.

 

Рост численности населения мира

Проявившийся в 80е годы «демографический откат», казалось бы, давал дополнительные аргументы сторонникам «социального оптимизма». В этот период прирост населения Земли сократился до 1,7% в год, в развитых странах — до 1,0% (при этом в Японии — до 0,7%, а в ФРГ проявились депопуляционные тенденции — сокращение численности населения на 0,2% в год) ( 20). Да и самая населенная страна мира — КНР — с ее более чем миллиардным населением вышла на показатели прироста населения ниже среднемировых. Однако даже при современной тенденции к снижению среднемировых темпов прироста населения (в основном за счет развитых государств) население планеты по прогнозам превысит шестимиллиардную отметку около 2000 г., и если не произойдет резких перемен, такой характер увеличения численности человеческой популяции скорее всего сохранится и в XXI в., пока к концу его по оценкам специалистов не стабилизируется на уровне 10,5— 11,0 млрд человек.

Демографический оптимум и демографическая политика

Развитие в последние годы не только поискового, но и нормативного демографического прогнозирования породило понятие «демографический оптимум», под которым понимается такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться, оказаться в относительно равновесном состоянии и в глобальном, и в региональном масштабах. Этот режим простого воспроизводства населения предполагает примерно троих детей на каждую женщину фертильного возраста (18—49 лет), способную иметь детей (по статистике, их чуть более 9/ю от общего числа женщин названного возраста) ( 25).

Демографическая обстановка в России

Численность на-селения бывшего СССР к моменту его распада составляла 290 млн человек. По этому показателю страна уступала лишь КНР и Индии. В середине 90х годов численность населения России составляла лишь 158 млн человек, и впереди ее уже оказались США, Бразилия и Индонезия.

Демографическая проблема

Численный рост человечества и вопросы, с ним связанные,— тема достаточно старая. Она успела сыграть и роль «пугала» и вызвать поток ядовитой иронии. Еще в конце XVIII в. английский священник Мальтус выдвинул теорию (мальтузианство). Согласно этой теории благосостояние трудящихся при капитализме определяется «естественным законом народонаселения», который определяется тем, что население мира растет в геометрической прогрессии, а рост производства — лишь в арифметической. И хотя основа теории этого «клерикального демографа» опровергнута всей практикой человечества (в каждый достаточно большой промежуток времени имело место обратное соотношение: производство продовольствия «обгоняло» рост населения), демографическая проблема не только не снята с повестки дня, но и приобретает все большую остроту. В чем ее суть? Попробуем разобраться.

Население крупнейших государств мира

Страна Численность населения


Демографический взрыв: его причины и последствия

В демографической истории человечества условно можно выделить два больших периода. Первый из них соответствовал так называемой аграрной цивилизации и продолжался примерно до второй половины XVII в. Он отличался сравнительно низким приростом населения. В условиях первобытного общества, даже при наличии полигамии (т. е. многобрачия), естественный прирост был незначителен, так как рождаемость и смертность, находясь на высоком уровне, взаимно уравновешивались.

Теория демографического перехода

Однако несмотря на остроту мировой демографической ситуации, пик демографического взрыва остался позади. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода, предложенная еще в 1945 г. западным демографом Ф. Ноутстойном. В соответствии с ней уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями. Демографический переход означает процесс последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социальноэкономического развития стран. Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что, согласно этой теории, перенаселенность — это функция нищеты. Даже в наиболее консервативных исламских обществах (например, в некоторых разбогатевших нефтеэкспортирующих странах Ближнего Востока) женщины, «приобщившись к цивилизации и роскоши», не желают больше иметь много детей, ибо многодетные семьи как бы автоматически понижают их статус в обществе, мешают им сесть за руль автомобиля и т. д.