Системы запуска газотурбинных двигателей

В процессе запуска газотурбинного двигателя, в отличие от поршневого, частота вращения ротора высокого давления должна быть доведена до 3000÷4000 об/мин и более. Это предъявляет высокие требования к стартёру как по мощности, так и по возможности достижения указанных оборотов. В отечественной гражданской авиации применялись и применяются три вида стартёров:

- турбостартёр – небольшой газотурбинный двигатель, устанавливаемый на каждый маршевый двигатель. Он запускался с помощью маломощного электрического стартёра и затем через редуктор и гидромеханическую муфту подключался к запускаемому двигателю. Турбостартёр обеспечивал гарантированный набор необходимой частоты вращения, но приводил к увеличению массы и габаритов двигателя. Турбостартёр использовался для запуска двигателей РД-3М (АМ-3) на Ту-104, НК-12 на Ту-114 и Ан-22.

- электростартёр (как правило стартёр-генератор) – используется для запуска на всех турбовинтовых самолётах (до Ил-114), на большинстве вертолётов, на Ту-134 (без ВСУ).

- воздушный стартёр представляет собой воздушную турбину, на которую подаётся воздух от ВСУ, компрессора запущенного двигателя или УВЗ (наземной установки воздушного запуска – используется на всех современных самолётах и вертолётах, начиная с Ту-134А, Ил-62, Ту-154 и др..