Системы электроинерционного запуска

Системы электроинерционного запуска способны обеспечить запуск поршневых двигателей мощностью 2000 л.с. и более. В годы Великой Отечественной войны подобные системы применялись для запуска двигателей на истребителях, бомбардировщиках Ту-2, Пе-8 и других самолётах.

После войны такие системы запуска применялись на самолётах гражданской авиации Ил-12, Ил-14, вертолётах Ми-4. На самолётах Ан-2.

Рассмотрим систему электроинерционного запуска самолётов Ан-2.

В состав системы запуска входят:

- электроинерционный стартёр РИМ-У-24ИР – обеспечивает раскрутку коленчатого вала двигателя; в состав стартёра входит электродвигатель постоянного тока СА-189 с последовательным возбуждением, маховик и понижающий редуктор;

- реле сцепления РА-176 – служит для соединения храповика стартёра с хвостовиком коленчатого вала двигателя;

- магнитный включатель ВМ-177 (аналог контактора) – служит для подачи напряжения на электродвигатель стартёра;

- пусковая катушка КП-4716 – преобразует напряжение 24÷27 В постоянного тока в высокое напряжение величиной 12÷18 кВ.

Управление запуском производится с помощью переключателя ПН-45М (на самолётах старых серий – с помощью кнопки КС-3). Переключатель имеет положения «РАСКРУТКА» и «СЦЕПЛЕНИЕ».

На самолётах Ан-2 применяется переключатель магнето ПМ-1 поворотного типа. Перед запуском он должен быть установлен в положение «1+2». В сети должно быть напряжение от аккумулятора или аэродромного источника постоянного тока.

Для запуска необходимо включить АЗС-20.

Переключатель ПН-45М установить в положение «РАСКРУТКА».

При этом напряжение поступает на магнитный включатель ВМ-177, кото- рый срабатывает и подаёт напряжение на электродвигатель СА-189 стартёра. Начинает раскручиваться маховик стартёра. При этом по вольтамперметру наблююдается бросок тока свыше 100 А. При запуске от аккумуляторов раскрутка длится 10÷12 сек. По мере раскрутки ток плавно уменьшается до 80 А и ниже. Одновременно меняется звук от раскручивающегося маховика. Когда уменьшение тока прекращается и перестаёт изменяться звук от раскручивающегося махо-вика, раскрутка закончена (при этом частота вращения достигает 80÷90 об/мин.). Переключатель ПН-45М необходимо перевести в положение «СЦЕПЛЕНИЕ». При этом обесточивается ВМ-177, снимается напряжение с электродвигателя – маховик продолжает вращаться по инерции. При замыкании второй пары контактов в ПН-45М напряжение подаётся на реле сцепления РА-176 и на КП-4716.

 

Рис. 12.3. Электрическая принципиальная схема электроинерционного запуска ПД самолётов Ан-2.

РА-176 преодолевает усилие возвратной пружины и соединяет храповик стартёра с хвостовиком коленчатого вала двигателя – коленчатый вал двигателя начинает вращаться, вызывая перемещение поршней и засасывание топливовоздушной смеси в цилиндры.

КП-4716 аналогично рассмотренному обеспечивает воспламенение топливовоздушной смеси. Двигатель начинает работать.

В тот момент, когда обороты коленчатого вала превысят обороты стартёра, обгонная муфта обеспечит отключение вала стартёра от вала двигателя. При устойчивой работе двигателя необходимо ПН-45М перевести в нейтральное положение и отключить АЗС-20.

Достоинством электроинерционного запуска является возможность запуска мощных поршневых двигателей. Недостаток – дополнительная масса за счёт маховика стартёра.