Системы прямого запуска поршневых двигателей

Системы прямого запуска в своём составе имеют электростартёр и пусковую катушку, что рационально с точки зрения простоты и массы конструкции и обеспечивает автономный запуск от бортового аккумулятора поршневого двигателя с мощностью до 250÷300 л.с.

Стартёр состоит из следующих устройств:

- высокооборотного малогабаритного электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением, обеспечивающего вращение коленчатого вала двигателя;

- редуктора, понижающего обороты электродвигателя и одновременно увеличивающего крутящий момент на валу стартёра;

- электромагнитной муфты, которая при подаче на неё напряжения соединяет стартёр с коленчатым валом двигателя.

Рис. 12.2. Электрическая принципиальная схема прямого электрического запуска ПД.

В зависимости от модели самолёта запуск двигателя может производиться от кнопки «ЗАПУСК» или с помощью поворотного выключателя, связанного с ключом, аналогичным ключу зажигания на автомобиле.

При нажатии на кнопку «ЗАПУСК» или при повороте ключа напряжение поступает на пусковое реле, которое срабатывает и одной парой контактов подаёт напряжение на электродвигатель и электромагнитную муфту стартёра, а другой парой контактов – на пусковую катушку.

Электродвигатель стартёра начинает работать, а ЭММ соединяет выходной вал стартёра с коленчатым валом двигателя, который начинает вращаться.

Пусковая катушка, аналогично рассмотренному, вырабатывает высокое напряжение, которое через магнето поступает на свечи двигателя, обеспечивая воспламенение топливовоздушной смеси. Двигатель начинает работать.

Сразу после того, как двигатель начинает работать, необходимо отключить кнопку запуска (вернуть ключ в исходное положение), так как на большинстве стартёров такого вида отсутствует обгонная муфта. Удержание кнопки запуска (ключа) в положении на запуск при работающем двигателе может привести к повреждению коллекторно-щёточного узла.

Такого вида запуски применяются на большинстве легкомоторных самолётов зарубежного производства.