Бесщёточные генераторы трёхфазного переменного тока
На современных самолётах и вертолётах применяются синхронные бесщёточные генераторы трёхфазного переменного тока с напряжением 200/115 В частотой 400 Гц, рабочие обмотки которых соединены звездой с силовой нейтралью, соединённой с корпусом самолёта..
Применение бесщёточных трёхфазных генераторов в сравнении с однофазными даёт ряд преимуществ:
- при тех же габаритах, что у однофазного, гораздо большая мощность;
- при той же мощности, что у однофазного, гораздо меньше масса и габариты;
- возможность получения фазного напряжения 115 В и линейного – 200 В;
- гораздо выше надёжность за счёт отсутствия скользящих контактов;
- проще эксплуатация благодаря отсутствию коллекторно-щёточных узлов.
Рис. 9.2. Функциональная схема 3х фазного генератора переменного тока ГТ40ПЧ6.
Конструктивно бесщёточные генераторы трёхфазного переменного тока представляют собой трехфазную синхронную бесщёточную электрическую машину, состоящую из трех функциональных устройств (см. рис. 8.2):
- подвозбудителя;
- возбудителя;
- собственно генератора.
Каждое из этих устройств состоит из ротора и статора, т.е. представляет собой генератор. Их роторы выполнены на общем валу. Поэтому при механическом вращении вала генератора начинают вращаться роторы трех генераторов.
Ротор подвозбудителя у наиболее распрстранённого генератора ГТ40ПЧ6 представляет собой 16-ти полюсный постоянный магнит. При его вращении вращается его магнитное поле, пересекая витки статорных обмоток подвозбудителя. По закону электромагнитной индукции в них индуцируется переменное напряжение, величина и частота которого составляют соответственно 45¸51 В и 800 Гц (при оборотах ротора, равных 6000 1/мин). Это напряжение подается в блок регулирования напряжения БРН-208М7А, в котором выпрямляется. Затем выпрямленное напряжение подается на статорную обмотку возбудителя, создавая магнитное поле, в котором вращаются роторные обмотки возбудителя. В них индуцируется напряжение, которое выпрямляется встроенными диодами и подается на восемь обмоток, выполненных на полюсах индуктора генератора, создавая мощное магнитное поле. Это поле при вращении пересекает витки трех статорных обмоток генератора, индуцируя в них напряжение 200¸208 В (115¸120 В), которое используется в бортсети.
Вращение генератор получает от авиадвигателя с помощью гибкого стального вала, размещенного внутри полого вала ротора. Также внутри вала ротора находится демпфирующая муфта, рассчитанная на определенное значение крутящего момента на валу. При превышении крутящего момента (например, при заклинивании ротора генератора) муфта пробуксовывает, исключая поломку привода. Стальной вал привода с одной стороны имеет заделку пониженной прочности. В случае заклинивания демпфирующей муфты заделка срезается, механически отключая генератор от привода.
Генератор охлаждается забортным воздухом, который подается через специальный патрубок, а выходит через жалюзи. На валу ротора установлена турбинка, которая обеспечивает охлаждение генератора на земле, когда самолет неподвижен.
На корпусе генератора выполнены клеммы “А”, “В”, “С”, и клемма силовой нейтрали, с помощью которых генератор подключается к сети. Также на корпусе генератора находится блок трансформаторов тока, входящий в систему дифференциальной токовой защиты от коротких замыканий, и штепсельный разъем для подключения пускорегулировочной аппаратуры.
Ввиду отсутствия коллекторно-щеточных узлов генератор ГТ40ПЧ6 и подобные ему очень надежен в работе и прост в эксплуатации.
В настоящее время на самолётах начали устанавливать генераторы 3х фазного переменного тока с жидкостным охлаждением, благодаря чему при той же мощности удалось существенно уменьшить габариты и массу, или при тех же габаритах и массе добиться двукратного увеличения мощности.